170


Итак. Львиная доля запросов или отзывов на свечи происходит следующим образом:
«Какое калийное число?» - это в вопросах.
«Свечи хорошие, но калийное число должно быть 7, а не 6. Будьте внимательны!»
И каждый раз приходится отвечать на этот идиотский вопрос или отзыв.
Вы, конечно, спросите, почему – «идиотский»? Да потому что абсолютно идиотский.
Такие вопросы задают люди, далёкие от понимания принципов работы ДВС, а конкретно – элемента, называемого «свеча зажигания». Но, начитавшиеся «этих ваших энторнетов».
Теперь к самой сути.
Понятное дело – задача свечи – воспламенить топливовоздушную смесь, но сделать это в нужное время.
У каждой свечи есть много параметров. Все их рассказывать не буду.
Мой рассказ о «калийном», от слова «Калий» - 19-й элемент периодической таблицы химических элементов, числе, которое, на самом деле, называется иначе, и его смысл совсем другой.
Так что же такое «каЛИЛЬьное число свечи»? Теперь будем всё называть правильно.
Калильное число – это способность свечи отводить избыточный нагрев. Что будет, если свеча не будет охлаждаться? Всё просто – соприкасаясь с парами топливовоздушной смеси, перегретая свеча может воспламенить эту смесь до того, как произойдёт подача напряжения через катушки для пробоя диэлектрического зазора в виде «молнии», которая должна воспламенить смесь. Т.е., свеча настолько нагрелась, что воспламенение смеси происходит в момент касания части смеси этой свечи.
Что это означает на практике? Воспламенение произойдёт раньше, чем должно быть. И не там, где должно быть. Вопреки общепринятому мнению, топливовоздушная смесь не взрывается, а воспламеняется и горит, расширяясь из заданной инженерами точки камеры сгорания.
Эффект 1. Поршень идёт вверх, а в камере сгорания уже пошёл процесс воспламенения, поэтому теперь поршню надо преодолеть сопротивление расширяющегося воспламенения. Т.е., поршень, вместо работы, тратит энергию маховика двигателя на преодоление давления расширяющихся газов, которое должно давать энергию поршню для движения вниз, но возникло раньше, чем надо.
Эффект 2. Впрочем, это констатация эффекта 1. Его часто путают, но всё же – это так называемый «пальцы стучат». И да. Этот эффект так же возникает при компрессионном воспламенении, т.е. – детонационный способ. Детонация возникает из-за низкого октанового числа бензина (стойкости к детонационному воспламенению, которое возникает из-за резкого сжатия объёма смеси при приближении поршня к так называемой «верхней мёртвой точке» - точке, откуда поршень должен пойти обратно, уже толкаемый расширением горящего газа).
Итак. Есть 3 способа воспламенения смеси:
1) Стандартный. Свеча «пробивает» зазор в момент подачи напряжения на катушки.
2) Детонация. Бензин плохой, степень сжатия – высокая, смесь воспламеняется из-за недостаточной стойкости бензина к детонационному воспламенению.
3) Калильное число свечи. Когда воспламенение происходит не от срабатывания свечи, а от того, что свеча перегрелась, и смесь воспламеняется от контакта с такой свечой. Это и есть КАЛИЛЬНОЕ зажигание смеси. Эффект у него точно такой же, как у детонационного, поэтому электронные блоки управления, оснащённые датчиком детонации для коррекции так называемого «угла опережения зажигания», отвечают на него. И подают напряжение раньше, чем надо, чтобы скомпенсировать неконтролируемый момент воспламенения из непонятной точки. С точки зрения ЭБУ оба процесса – одинаковые (Зы. Сразу оговорюсь, во избежание. Детонационное воспламенение, как и калильное, имеют эффект «взрыва», а не плавного, хоть и быстрого, но именно плавного сгорания смеси с плавным расширением по объёму камеры сгорания.)
Так вот. Чтобы уменьшить эффект калильного зажигания, свечи проектируют под тот или иной двигатель с учётом такой возможности.
Калильное число – это эмпирическое число, которое показывает стойкость свечи в том или ином двигателе к возможности возникновения калильного зажигания.
По этому признаку свечи делят на «горячие», «средние» и «холодные». Более того, существуют двигатели, которые требуют наличия именно «горячих» свечей. Риск возникновения калильного зажигания в таких двигателях – минимален, но за счет перегрева свечи происходит её самоочищение от нагара. Этот процесс я сейчас не беру в рассмотрение, ибо в современных двигателях большинства легковых автомобилей такой механизм не используется.
Так что же означают цифры 5, 6, 7 калильного числа?
Ну, во-первых, стоит понимать, что шкала – чисто эмпирическая. Например, указанные числа относятся к свечам NGK, или их аналогам, которые используют таблицу калильных чисел NGK, у которых чем больше число, тем лучше теплоотвод (свеча более «холодная»).
У БОШ – шкала обратная. Чем ниже калильное число, тем свеча «холоднее».
У российского стандарта – вообще своя шкала.
Я привык оперировать свечами NGK, т.к. намного проще и понятнее.
При этом существует много мифов. Например. «Для холодных регионов или межгорода стоит ставить более горячие свечи, тогда как для города – лучше более холодные».
Нет. Это не так.
Температура в камере сгорания ДВС такая, что ей абсолютно наплевать, какая температура за бортом.
Главное одно. Будет ли работать свеча в том температурном диапазоне, который предусмотрен параметрами конкретного двигателя. И эта температура – температура в камере сгорания.
И если производитель позиционирует свечи под конкретный набор двигателей – значит, свеча там и будет работать.
Итак. Калильное число – это аналог октанового числа бензина. Оба параметра определяют стойкость двигателя к незапланированному возгоранию смеси. Для бензина – это детонация (воспламенение от нагрева из-за быстрого сжатия смеси), для свечей – воспламенение от контакта с перегревшейся свечой.
Вот поэтому такие вопросы и комментарии – идиотские. Мало того, что неправильно называют сам термин, так и не понимают, в чём его суть.
Ещё раз. Если производитель свечи спроектировал свечу под конкретный двигатель – значит, он знает, что делает.
И вот здесь уже реально надоедают «умные» вопросы и отзывы от «знатоков энторнетов» – «а какая калийность у свечи?», «калийность должна быть 7, а у этих 6, хотя работают».
Надеюсь, сумел объяснить смысл понятия «калильное число» (а не «калийное», ибо так спрашивают).
ЗЫ. Остальные параметры свечей я в этом топике не трогаю. Зазор, длина и тип резьбы, вылет центрального электрода или дополнительная «юбка» на резьбе для перемещения точки воспламенения, способ прилегания – плоский или конусный . Я про «калийность», которая, на самом деле – «калильное число свечи». (Хорошо, хоть, не «колейность», хотя.... Да, и такое бывает.)