Наткнулся на фото и описание в твиттере, там был написан IV век до н.э. Я, конечно, не знаток латинского, чтобы с ходу определить по надписи примерную датировку, но вот изображение иудейской меноры (семисвечника) вызвало у меня сомнения в датировке. Ведь изображение меноры получило распространение в иудейской диаспоре в Римской империи уже после I века н.э. Собственно так и оказалось, по информации с самого музея — это III-IV век нашей эры, оттуда же взял и размеры надгробия.
Не знаю почему, но это маленькое разбитое надгробие и безыскусная корявая надпись тронули меня. Захотелось узнать о нем поподробнее, но, увы, больше информации в сети не нашлось. Потому все, что вы прочитаете далее, это лишь мои предположения. Насколько они близки или далеки от истины — судить вам.
Александр, вероятно, исповедовал иудаизм, судя по изображению меноры, но еврей ли он по рождению? Возможно, но вряд ли по отцу, иначе его имя было бы иным. Хотя вполне возможно, что таким было его имя для малознакомых ему людей на рынке, а свое настоящее имя он не то чтобы скрывал, а просто не афишировал.
Скорей всего, надгробие заказали и вырезали надпись люди, организовавшие похороны, которые точно не являлись его родными, а значит он не был женат и не имел семьи.
Почему так думаю?
В эпитафии не упомянуты родители, жена или дети, да и вообще кто-либо из родственников. Кроме того, римляне обычно весьма дотошно указывали не только количество прожитых лет, но и месяцев (иногда и дней). Те, кто его хоронил, даже не знали точно, когда он родился. Вполне возможно, что и количество лет указано лишь приблизительно. Кстати, не исключено, что Александр приехал в Рим на заработки, оставив всех своих родных в далекой провинции.
Так кто же его похоронил?
Вероятно какая-то коллегия работников рынка, которая позаботилась об относительно достойных хотя и весьма экономных похоронах одного из членов своего сообщества. Причем выбор формы, как мне кажется, не случаен, мраморную прямоугольную плиту легко утараканить для каких-нибудь нужд — дорожку ли замостить или на порожек, а вот такой кругляш в хозяйстве особо никуда не пристроишь. Хотя не исключено, что выбор продиктован его профессией, римская колбаса продавалась кольцами, а не палками, как современная, да и на срезе вполне могла иметь вид круга.
Вот, собственно, и все, всего чуть-чуть информации, но ведь и это немало, не правда ли?
Представьте, минуло более полутора тысяч лет, канула в Лету без возврата память о множестве могущественных, богатых и знатных людей Рима, но вот сегодня это скромное надгробие продавца колбасы, что "был другом для всех", вдруг стало предметом обсуждения здесь на ресурсе Яплакалъ.
А какую память о себе оставим мы своим потомкам?
Автор: Лысый Камрад (LKamrad) он же Раздумье Это сообщение отредактировал Раздумьe - 3.12.2022 - 12:18