230


Приветствую уважаемые.
Предыдущая моя тема о чрезвычайно опасном, невероятно трудном и связанным со множественными проблемами, но в то же время успешном полёте Аполлон-17 (ссылка ниже), ЯПовцам понравилась и меня просили продолжения о других миссиях на Луну в рамках программы "Аполлон".
Если народ просит, то я, как и обещал, приготовил следующую тему.
Сегодня я вам предлагаю вспомнить полёт Аполлона-13 на Луну. Я вас уверяю это был сущий АД, а не полёт.
Весь мир, следил 24 часа в сутки с ужасом и надеждой за непрекращающейся ни на минуту битвой за жизнь отважных астронавтов.
Тема (портянка) получилась большая, приблизительно как и предыдущая, но если всё же вы её осилите, то я уверен, что узнаете много новых, интересных и невероятных фактов о полётах человека на Луну, которые определённый круг людей, почему-то предпочитает не вспоминать!
Правду имеют право знать все и им её не удастся скрыть её от людей!
Ссылка на предыдущую тему.
https://yap.ru/forum7/topic2513856.html?hl= Поехали.......
Миссия Аполлон 13. Профессионализм, отвага и ряд счастливых совпадений.
Экипаж корабля состоял из
Джеймса Ловелла — командир
Джона Суайгерта — пилот командного модуля
Фреда Хейза — пилот лунного модуля
Как и во всех миссиях программы Аполлон, проблемы преследовали астронавтов и команду задолго до старта. Первоначальный экипаж пришлось заменить полностью из-за имевшихся у них на тот момент проблем со здоровьем (болезни, операции), рисковать было нельзя.
Старт корабля Аполлон-13 состоялся 11 апреля 1970 года.
За стартом ракеты с космодрома и прилегающих окрестностей наблюдали более 100 000 человек.
Проблемы не заставили себя долго ждать. На пятой минуте полёта вышел из строя центральный двигатель второй ступени, он проработал на 2 минуты 12 секунд меньше запланированого.
Достигнуть требуемой высоты орбиты и скорости удалось лишь более поздним оключением других двигателей. Катастрофы удалось избежать.
После выхода на орбиту ожидания экипаж приступил к проверке всех систем корабля. Астронавты не выявили каких-либо неполадок. В 02:35:46 полётного времени третья ступень ракеты была включена во второй раз, разогнав корабль до скорости 11 000 м/с, отправив его к Луне.
Первые серьёзные проблемы у экипажа начались. В 046:40:05 полётного времени, датчик в кислородном баке №2 стал сообщать аномально высокое давление, также это зафиксировали в ЦУПе (Центр управления полётом) в Хьюстоне.
Но пролема была признана некритичной и космонавты продолжили работу по графику. Вечером того же дня экипаж вёл репортаж для телезрителей, знакомя их с кораблём и своим бытом.
В это же время в Хьюстоне наблюдали за неправильными показаниями датчиков кислорода и водорода в баках служебного модуля, но приняли волевое решение исправить неполадки по окончании репортажа.
Панику перед миллионами телезрителей наводить было нельзя!
Джон Суайгерт после окончания репортажа получил приказ из ЦУПа к устранению проблемы и через 16 секунд после начала работ в 055:54:53 прогремел взрыв!
Мгновенно сработала аварийная сигнализация. Индикаторы на пульте управления показывали потерю напряжения, также упало давление до нуля в кислородном баке № 2.
Хьюстон, у нас проблема-доложил командир Джеймс Ловелл.
Астронавты предположили, что в лунный модуль попал метеороид, и, опасаясь за герметичность корабля, незамедлительно приступили к аварийному задраиванию переходного тоннеля, открытого в ходе телепередачи. В это же время в ЦУПе зафиксировали проблемы со связью, падение напряжения на корабле, а также выход из строя топливных элементов №1 и №3. Это означало одно, однозначный отказ от высадки на Луну, согласно мерам безопасности НАСА. Сейчас главная задача состояла в спасении экипажа.
Корабль продолжал вибрировать, автоматика не справлялась и командир Ловелл, был вынужден перейти на ручное управление. Вдруг, боковым зрением, в иллюминатор он замечает облако газа, истекающего из служебного отсека. Оно создавало реактивную силу и вибрацию, изменяющую ориентацию корабля. Индикаторы давления в кислородном баке № 1 показывали, что он опустеет через два часа.
Выработка электричества последним исправным топливным элементом № 2 также неуклонно уменьшалась. Хьюстон отдал приказ подключить аккумуляторы командного модуля и отключить второстепенные системы. Однако даже после этих действий, заряда аккумуляторов хватило бы от силы на пару часов. Давление кислорода продолжало падать. После отчаянных и безуспешных попыток остановить утечку кислорода, экипаж молниеносно подготовился к переходу из командного модуля в лунный, для спасения собственной жизни.
В Хьюстоне незамедлительно создали штаб по спасению астронавтов. В него вошли лучшие специалисты из разных областей науки. Рассматривали различные варианты спасения. Выбрали вариант с облётом Луны и возвращением на Землю с приводнением в океане.
Работа не прекращалась, ни на секунду.
После перехода в лунный модуль, следовало провести процедуру точного наведения маршрута. Она заключалась в поочерёдном наведении телескопа на несколько звёзд, координаты которых были заранее сохранены в постоянной памяти компьютера. Но сделать это после аварии не представлялось возможным.
Обломки корабля, выброшенные взрывом, летели вместе с кораблём и отражали солнечный свет, не позволяя различить настоящие звёзды от мусора. Попытки вывести корабль из этого мусорного облака не увенчались успехом. Оставалось уповать на то, что параметры перенесённые в спешке, при бегстве из командного модуля были верны.
Однако, движение Аполлона 13 сопровождалось очень слабым, но постоянным уходом с траектории полёта. Была огромная возможность улететь и потеряться в космических ебенях.
Пилот лунного модуля Фред Хейз незамедлительно вооружился навигационным телескопом нацепил на него светофильтр и принял решение вместе с ЦУПом ориентироваться по солнцу, переодически включая двигатели для корректировки. Но, это грозило оставить корабль без топлива для возвращения на Землю.
Следующей серьёзной проблемой после взрыва стал отказ большинства систем и дефицит электроэнергии, что не позволяло использовать электрообогреватели, температура в кабине не превышала 5-10°C в кабине стало холодно и сыро, появился водяной конденсат. Тёплой одежды на корабле не оказалось и астронавты стали замерзать. Из-за холода, стресса, температуры (Хейз простудился) и сна по пару часов в сутки они находились в полуобморочном-бредовом состоянии, но это не помешало им сделать ещё парочку корректировок, облететь вокруг Луны, наделать кучу фото обратной стороны Луны и направиться к Земле.
15 апреля в 23:10 произошёл очередной взрыв, который сотряс все модули. Фред Хейз выглянул в иллюминатор и он увидел туман, вырывающийся из посадочной ступени. Инженеры Хьюстона немедленно провели анализ телеметрии и повреждений и пришли к выводу, что взорвался кислород и водород в отсеке химических батарей от случайной искры.
Терять было нечего, да и отступать некуда!
Взрыв признали неугрожающим, врубили движки, провели очередную корректировку, вдарили по газам-тапок в пол и полетели домой.
Далее полёт сопровождало ещё множество проблем, которые успешно решали полуживые космонавты, если всё здесь описать, то книга получится, а не тема на ЯПе.
Буду закругляться, а то и так уже портянка получилась-ебануться можно.
После последней корректировки и спалив всё топливо им предстояло отстыковать модули перед приводнением. Джон Суайгерт находился в бредовом состоянии и боялся перепутать очерёдность отсоединения модулей, тумблеры которых располагались рядом, он заклеил один изолентой и попросил Фреда Хейза проконтролировать процесс, чтобы предотвратить катастрофу.
Затем, после успешного отделения служебного модуля космонавты сделали ему фото, картина была ужасной.
Модуль выглядел как взорвавшийся самогонный аппарат на кухне у хануриков. Им сильно повезло остаться в живых.
Далее, со множеством проблем, отсоединили лунный модуль и после последних расчётов и наблюдений успешно приводнились 17 апреля в 18:07:41. Затем всемирный почёт и уважение, также астронавты были награждены высшей гражданской наградой США — Медалью свободы.
Вот такие отважные люди были пятьдесят лет назад, не то что сейчас, да и техника тогда была на высоте. К сожалению на данный момент это утерянные технологии.
ВАЖНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ (1,2)
1. За несколько месяцев до полёта вышел фильм "Потерянные" с очень схожим сюжетом — в результате аварии на корабле трое астронавтов "застревают" на орбите Земли с ограниченным запасом кислорода. Непосредственные очевидцы отметили множество совпадений между фильмом и событиями миссии Аполлон-13
2. Кроме того, командир Аполлон-13 Джеймс Ловелл был на премьере фильма незадолго до полёта, а Джерри Вудфил, инженер из технической поддержки Хьюстона, смотрел этот фильм всего за два часа до аварии. Позднее он и другой инженер Арт Кампос вспоминали о том, как события, показанные в фильме, непосредственно повлияли на ход их рассуждений, который и привёл их к правильному решению при спасении миссии Аполлон-13.
ЗЫ. Нифига себе настрочил.
Есть у меня много вопросов по этому полёту, но я уверен, что мне сейчас всё культурно объяснят.
Если кому интересно понаблюдать за избиением бедного немоглика Zdesia, местными межгалактическими профи, то, добро пожаловать в комменты.
С уважением, Zdesia.