Атас, винты! Как менялось поколение судовых движителей

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (5) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
glebklinov
29.08.2022 - 09:10
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 20.08.22
Сообщений: 677
307
История про винты.

Сначала все плавали без винтов. Особенно, конечно, интересно было плавать без винтов в Арктику. Всем так хотелось поскорее сгинуть в ледяных пустошах, что ждать изобретения парового двигателя не было никаких сил.

Корабль просто должен был быть достаточно прочным, чтобы доплыть туда, где можно замёрзнуть насмерть. И выше полярного круга для этого вполне хватало небольшого деревянного корабля.

Например, у поморов был поморский коч. Не знаю, что значит слово «коч», но почти наверняка это синоним слова «конец».

Чтобы немного оттянуть неминуемый коч, у поморского корабля была хитрость. Форма корпуса была такая, что когда он сдавливался льдами, то не сразу с хрустом шел на дно, а выскакивал на поверхность, как вишнёвая косточка, которую сжали пальцами. После чего поморы могли ещё какое-то время тащить коч по льду. Похоже на древний кёрлинг — кто дальше проскользит, прежде чем остановиться навсегда.

Но потом появились винты.

Из-за винтов плавать стало легче, поэтому чтобы наверняка сгинуть в ледяных пустошах, заплывать приходилось всё дальше и дальше.

И дальше.

Двигатели, которые вращали винты, становились всё мощнее. Да и сами корабли, чтобы преодолевать толстые льды, становились всё больше и больше.

И больше.

Возникла проблема гребных валов. Чем больше корабль, тем длиннее у него гребной вал. Потому что двигатель приходилось ставить где-то в середине корабля: если поставить двигатель сзади, то он перевесит, и долгая мучительная смерть от холода сменится быстрой и бесславной смертью от утопления.

В могучем ледоколе, который уж точно довезет экипаж сквозь льды на верную смерть, вал может быть гигантским 30-метровым цельнометаллическим бревном диаметром в метр.

Я рассказал об этом другу и он сказал: «Ого, 30 метров! Какой большой. Наверное, у капитанов ледоколов нет проблем с самооценкой». Вообще, наверное, да. Конечно, пока мимо не проплывёт ледокол, у которого гребной вал 31 метр.

Но вот в какой-то момент один капитан ледокола решил дать задний ход. Мы, конечно, не думаем, что он струсил героически замерзать насмерть, и считаем, что просто решил чуть отойти, чтобы как следует разогнаться и броситься на лёд, как морской котик на берег бассейна в океанариуме.

И тут выяснилось, что задом ледокол идёт сквозь льды заметно увереннее, чем передом. Хочешь погибнуть геройски? Разворачивай ледокол — и впёред... Назад. Теперь всё буквально как у Кастанеды — «смерть стоит за левым плечом».

Дело в том, что когда ледокол идёт задним ходом, то винты у него спереди. И они режут лёд, помогая движению. Все просто привыкли, что винты у кораблей сзади, и когда изобретали ледокол, то сразу как-то не подумали.

Но можно ли двигаться к гибели ещё быстрее? Конечно, да.

Тут, правда, вмешалась маневренность. Самый прямой путь в гибельные ледяные пустоши — не всегда самый быстрый, поэтому некоторые участки лучше огибать. А на большом корабле с вот таким вот гребным валом это сложно. Рули работают от давления воды, корабль худо-бедно поворачивает только с ходу. А если скорость маленькая, то поворота не выйдет.

Вот было бы круто, если бы поворачивались сами винты.

И начали думать. Сначала решили что-то сделать с гребными валами. Самооценка капитанов, конечно, важна, но валы же реально огромные! А ведь нужно протащить этот дрын через пол-корабля, сквозь отсеки, да ещё загерметизировать, да ещё смазывать... Ой, всё.

Поэтому основной двигатель теперь не вращает гребной вал напрямую. Он вырабатывает электричество для компактного электродвигателя. Электродвигатель спокойно ставится в корму и они там с винтом и коротенький гребным валом уже сами договариваются, чего-как.

Электродвигатель чем ещё лучше — он резкий как понос. Хочешь — вперёд, хочешь — назад, хочешь — как хочешь и за доли секунды. Ему реально вообще всё равно. Чисто современный инфобизнесмен против старого дизеля-консерватора.

Но мы же хотели поворачивать сами винты. Пожалуйста, вот она — новая эра, самый быстрый путь в ледяные объятия смерти. Винторулевая колонка!

Электродвигатель больше не лежит мышкой в корме корабля. Он вместе с гребным валом, который теперь совсем крошечный, засунут в водонепроницаемую гондолу и подвешен к корпусу снизу. Из гондолы торчит винт. Вся гондола целиком вращается вокруг своей оси и называется винторулевой колонкой. Корабль поворачивает и плывет куда хочет, хоть с места сразу вбок.

А компания, которая эту штуку придумала, назвала её Azipod и, в общем, надолго стала монополистом, потому что это вам не стеклоподъемники делать. И теперь все такие винторулевые колонки называются азиподами — как ксерокс, только мощностью в 25 мегаватт.

Правда, тут инициативу у ледоколов перехватили танкеры, которые возят всякое по Северному морскому пути. Потому что только стремление к прибыли иногда пересиливает жажду смерти. «Больше золота!» — как завещал нам раджа из мультика про золотую антилопу. Что характерно, перед смертью.

Так вот, танкеры тоже огромные, ещё побольше ледоколов, и им тоже нужно преодолевать льды. Поэтому азиподы для танкеров делают специальными, боевыми.

Им точат винты.

Танкер с тремя наточенными азиподами — лютая силища. Когда он разворачивается кормой вперёд, то лёд, который поумнее, сам трескается и торопливо тонет. И это арктический лёд — не беленькая корочка на луже после первых заморозков, а монолит в три метра толщиной с прочностью, как у бетона.

В общем, тот лёд, который остался на пути танкера, получает по полной программе. Два винта рвут его на части, а третий винт размывает безжизненные останки по сторонам, чтобы не пачкали борта.

Танкеры из тех, что побольше, вполне могут прогрызть торос, который торчит над водой на три метра, а под водой — метров на пятнадцать.

Вероятно, такими штуками скоро оснастят и большие атомные ледоколы. Чтобы уж точно ничего больше не помешало человеку надёжно сгинуть в бескрайних ледяных пустошах.


Атас, винты! Как менялось поколение судовых движителей
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
Кортизон
29.08.2022 - 09:18
70
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.08.20
Сообщений: 1828
Хороший слог. На твёрдую пятёрочку.
А если ТС ещё и автор (что не совсем ясно, из-за отсутствия пруфа), то на пять с плюсом.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Екорн
29.08.2022 - 09:23
9
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 21.01.17
Сообщений: 169
познавательно и читается на ура !
 
[^]
Morfei
29.08.2022 - 09:25
8
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 15.12.08
Сообщений: 9385
Как всегда, ТС, понравилось

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Splif
29.08.2022 - 09:26
4
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 3.11.16
Сообщений: 939
Эх ТС придётся выпить…
За тех кто в море!
 
[^]
mih224
29.08.2022 - 09:27
6
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 11.03.12
Сообщений: 1337
glebklinov
Цитата
Например, у поморов был поморский коч. Не знаю, что значит слово «коч», но почти наверняка это синоним слова «конец».


Коч, также кочь[1], ко́ча[1], кача, кочма́ра[1] (ср. «кочевать») — русское морское парусно-гребное судно поморов и сибирских промышленников; деревянное, однопалубное, промысловое, размерами меньше ладьи[2], использовавшееся в XI—XIX веках.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Коч
 
[^]
max303
29.08.2022 - 09:29
8
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.03.15
Сообщений: 1414
Вроде всё понятно, но иллюстраций бы добавить для наглядности.
Интересно, лопасти не ломаются об лёд?
 
[^]
Andriv
29.08.2022 - 09:37
125
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 16.06.14
Сообщений: 3708
Про "винты режут лёд" - хуйня какая то... не слышал о таком. Кромку винта, как и всю плоскость, специально выводят под определённый профиль. Если винт будет резать лёд, то будет повреждение кромки и , соответственно, нарушение работы гребного винта. Повышенные вибрации, разрушения как самого винта, так и всей конструкции, сальников и т.д. ...
Как то не верится в эту хуйню.
имхо

Это сообщение отредактировал Andriv - 29.08.2022 - 09:38
 
[^]
drdevils
29.08.2022 - 09:37
5
Статус: Offline


Горнолаз с опытом.

Регистрация: 31.01.12
Сообщений: 3810
некогда не задумывался, о том что ледокол винтами лед прогрызает) я думал что тупо формой носа и массой вопрос решается)
 
[^]
1man11
29.08.2022 - 09:40
19
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 7.09.12
Сообщений: 158
Где остальные фотки, Билли?


Атас, винты! Как менялось поколение судовых движителей
 
[^]
Ntroy
29.08.2022 - 09:40
29
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 9.03.16
Сообщений: 231
Имел отношение к постройке судов ледового типа , класса AFRAMAX


Атас, винты! Как менялось поколение судовых движителей
 
[^]
orlando038
29.08.2022 - 09:41
12
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 1.10.14
Сообщений: 151
А еще у ледокола корпус в форме яица.В шторм болтает шо полный пипец.Как то в Северном море таскали мишень в шторм. В иллюминатор то небо видел,то рыбок.
 
[^]
Ntroy
29.08.2022 - 09:42
13
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 9.03.16
Сообщений: 231
...

Атас, винты! Как менялось поколение судовых движителей
 
[^]
HippoPotatoz
29.08.2022 - 09:47
16
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 11.02.21
Сообщений: 16075
Цитата
Поэтому основной двигатель теперь не вращает гребной вал напрямую. Он вырабатывает электричество для компактного электродвигателя.


Ты видел этот компактный электродвигатель? Компактный электродвигатель это в блендере)
 
[^]
Mangustoid
29.08.2022 - 09:48
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 16.12.11
Сообщений: 1868
Весело и информативно.
В игровой, так сказать, форме.

Сельдерейчик!
 
[^]
saabakevich
29.08.2022 - 09:48
3
Статус: Offline


Япа Япа Яп Пая Пая

Регистрация: 30.01.13
Сообщений: 99
Скорее всего, винты создают давление воды на лёд, которое его ломает, но это лишь моё предположение, сам я не слышал о таком эффекте.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
HippoPotatoz
29.08.2022 - 09:50
45
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 11.02.21
Сообщений: 16075
Цитата (Екорн @ 29.08.2022 - 09:23)
познавательно и читается на ура !

Познавательная дурь. Ломать лед винтом, пизда винту, валу и привет течь
 
[^]
kkk1999
29.08.2022 - 09:51
0
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 12.07.15
Сообщений: 32
del

Это сообщение отредактировал kkk1999 - 29.08.2022 - 09:53
 
[^]
Хогарт
29.08.2022 - 09:52
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.12.13
Сообщений: 1602
Цитата (Кортизон @ 29.08.2022 - 09:18)
Хороший слог. На твёрдую пятёрочку.
А если ТС ещё и автор (что не совсем ясно, из-за отсутствия пруфа), то на пять с плюсом.

Поддержу, задорно и хорошо, да и в строго в теме.
 
[^]
snake121
29.08.2022 - 09:56
1
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 24.09.14
Сообщений: 551
великолепно написал ТС, познавательно, еще пиши.
 
[^]
Есенин
29.08.2022 - 09:58
0
Статус: Offline


Мрачный. Северный. Свист.

Регистрация: 20.10.15
Сообщений: 960
ахуенная тема!.. agree.gif
 
[^]
Простак52
29.08.2022 - 10:02
8
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 9.06.16
Сообщений: 566
Прикольно, а теперь давай про подруливающие устройства и винты в киле.
Особливо про те что туннельные, чо ими можно рубить?

Это сообщение отредактировал Простак52 - 29.08.2022 - 10:04
 
[^]
avd8
29.08.2022 - 10:03
12
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 4.05.14
Сообщений: 5078
Цитата
Танкеры из тех, что побольше, вполне могут прогрызть торос, который торчит над водой на три метра, а под водой — метров на пятнадцать.

Это юмор наверное такой ?
 
[^]
glebklinov
29.08.2022 - 10:05
6
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 20.08.22
Сообщений: 677
Цитата (Кортизон @ 29.08.2022 - 09:18)
Хороший слог. На твёрдую пятёрочку.
А если ТС ещё и автор (что не совсем ясно, из-за отсутствия пруфа), то на пять с плюсом.

Автор тоже я, вот те крест)
 
[^]
DerRasierer
29.08.2022 - 10:06
23
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 27.07.19
Сообщений: 51
Читал это юмористическое "научное" сочинение на хабре.

Первый ледокол "Пайлот" был построен на Балтике и имел специальную форму носа что бы приподнять его. И весом носовой части судна проломить льдину.
На "Ермаке" Макарова был дополнительный винт на носу. Что бы побыстрее отойти от льдины и опять попытатся на нее "наехать". Оказалось что винт может ломать тонкий лед, потоком воды. Но он быстро вышел им строя. Толстые льдины был "не позубам". Возникла течь. Больше носовые винты для резки льда не ставили.
Была попытка таранить/резать лед корпусом. Такие суда не крушили лёд тяжестью корпуса, а ударами своего острого форштевня проделывали во льду трещину и затем вклинивался в неё, расширял до нужных пределов; такие суда в было принято называть ледорезами. Но тоже не очень вышло. Хотя в 1955 году Федя «Литке» установил мировой рекорд, достигнув 83°11', не дойдя всего 800 км до Северного полюса, а затем благополучно вернулся на базу.

По поводу "боевых" винтов.
Винты имеют острую кромку не для рубки льда. А для увеличения общего КПД винтомотоной установки. За счет изменения параметров движения жидвости у кромки винта. Эффект незначительный, но для прожорливых танкеров даже такая экономия топлива оправдана.
При этом резко возрастает риск разрушения кромки при ударе о затопленные предметы. Нужно делать специальные коромки у винтов.

Это сообщение отредактировал DerRasierer - 29.08.2022 - 10:11
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 34376
0 Пользователей:
Страницы: (5) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх