Истории о сбоях программного обеспечения военной техники

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
vanonik
9.06.2022 - 14:29
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.05.12
Сообщений: 5079
182
Истребители F-22 не смогли пересечь 180 меридиан
При попытке перегнать истребители F-22 «своим ходом» с Гавайских островов на базу ВВС Kadena на японском острове Окинава программный сбой в навигационном обеспечении вынудил пилотов развернуться и возвратиться туда, откуда вылетели. Теперь стала известна истинная природа этой «навигационной аномалии».

Как выяснилось, истребители не сумели преодолеть так называемую линию перемены дат — условную линию, по разные стороны которой местное время одно и то же (с точностью до часового пояса), но календарные даты различаются на одни сутки. Линия перемены дат проходит по меридиану 180 градусов с отдельными отклонениями.

Перемена дат осуществляется (и вообще имеет смысл) лишь при использовании местного времени. При пересечении линии перемены дат необходимо либо прибавлять, либо вычитать одни сутки – в зависимости от того, в каком направлении осуществляется движение. По всей видимости, этот парадокс Земного шара, осознанный еще участниками экспедиции Магеллана, был позабыт разработчиками F-22 Raptor.

Последствия такой забывчивости оказались весьма ощутимыми. У истребителей в полете вышли из строя топливная и навигационная системы, а также частично связь.

Лишь одному пилоту удалось связаться с экспертами разработчика (компании Lockheed Martin). Несколько пилотов попытались перезагрузить ПО истребителя в полете.

«Победить» ошибку не удалось, однако сами истребители и их пилоты уцелели, что в подобной ситуации следует считать несомненной удачей. Возвращение на Гавайские острова потребовало дополнительной дозаправки в воздухе.

Впоследствии «навигационную аномалию» удалось исправить, и F-22 всё-таки прибыли на авиабазу назначения.

Об ошибках деления на ноль
Фирма Motorola испытывала новый процессор для автопилота на истребителе в Израиле. Всё было отлажено. Пилоты на испытаниях отправились «огибать рельеф» с севера до юга Израиля. Истребитель прекрасно пролетел на автопилоте над равнинной частью, над горной частью, над долиной реки Иордан и приближался к Мёртвому морю. Однако при подлете к нему неожиданно происходит общий сброс процессора, автопилот выключается на полном ходу, пилоты переходят на ручное управление и сажают истребитель.

Процессор отправили на доработку и тестирование. Все тесты прошли снова без сбоев. Снова начали реальную проверку. Истребитель пролетел над всеми территориями, но при подлете к Мёртвому морю ситуация повторилась: общий сброс, выключение автопилота, ручная посадка.

Длительные тесты не могли выявить никаких изъянов. После продолжительных попыток было найдено, что программы автопилота при вычислении параметров управления по глубоко научным секретным формулам производили деление на значение текущей высоты истребителя над уровнем океана. При подлете к Мёртвому морю высота над уровнем океана становилась нулевой (Мёртвое море расположено ниже уровня океана), и процессор при делении на ноль давал общий сброс. До этого случая никому не приходило в голову, что самолеты могут летать ниже уровня океана…

Системы распознавания, как это было в 70-х
Где-то в конце 70-х годов происходили испытания американской зенитной самоходной установки (ЗСУ) «Сержант Йорк», предназначенной для поражения вертолетов. ЗСУ была оснащена системой распознавания образов. Во время испытаний около нее безуспешно кружил вертолет-мишень, которую она так и не смогла распознать. Зато приняла за вертолет вентилятор в туалете, расположенном метрах в 800-х от ЗСУ. И успешно его поразила.

F-16 вверх ногами
Испытания американского истребителя F-16 проводились, понятное дело, в северном полушарии. На заключительном этапе самолет решили проверить где-то в Латинской Америке – с другой стороны экватора. При переводе самолета в режим автопилота он автоматически развернулся «вверх ногами».

Драматическая переинициализация
В Афганистане двое наводчиков-наблюдателей (канадцы) подсвечивали цель для наведения на нее бомбы. После сброса бомбы в GPS-приемнике закончились батарейки. Их быстро заменили. В результате ракета прилетела не туда. Причина была в том, что после подачи питания в прибор, переменные, отвечающие за координаты цели, автоматически инициализировались (присвоили значения) координатами текущего местоположения. Наводчики погибли от близкого разрыва.

Летчик Ильюшин
На испытаниях Су-24 регулярно случался отказ аппаратуры бомбометания. Причем происходило это только в том случае, если на цель заходил летчик-испытатель Ильюшин. Причина оказалась в том, что только он заходил на цель с точностью, превышавшей машинную точность. Получался «машинный ноль», после чего шел сбой из-за попытки деления на ноль.

Недотестировали
Этот пример хоть и не относится напрямую к разработке ПО, но демонстирует важность тестирования. Возникла эта проблема на межконтинентальной баллистической ракете шахтного базирования 15А30, причем уже после постановки ее на боевое дежурство. При пуске ракета выходила из шахты и взрывалась на высоте нескольких метров над землей. Причина оказалась в следующем. Рубашка сопла охлаждается окислителем, после чего он поступает в камеру сгорания. В спешке принятия нового комплекса на вооружение к очередной годовщине, в систему пуска двигателя внесли небольшие улучшения, которые не протестировали должным образом. В результате пироклапан срабатывал с большим запаздыванием. Окислитель не поступал в трубки охлаждения, а жаропрочности сопла хватало только на то, чтобы ракета вышла из шахты.

Правильно выбирайте типы данных
Причиной взрыва 4 июня 1996 года европейской ракеты-носителя Ариан-5 была программная ошибка. В системе управления ракеты использовалось модифицированное программное обеспечение ранее успешно работавшее на Ариан-4, но Ариан-5 ускорялась быстрее предыдущей модификации. В результате, когда на 40-й секунде полета одна из вспомогательных подпрограмм попыталась преобразовать длинное целое значение в короткое без проверки величины значения, то вышло за границы типа, произошло отключение системы управления ракеты, и она была взорвана по команде на самоликвидацию. Вместе с ракетой-носителем был потерян коммуникационный спутник. Ущерб от этого программного сбоя был оценен в полмиллиарда долларов.

И снова деление на ноль
История о неприятностях ракетного крейсера ВМС США «Иорктаун». Это экспериментальный, так называемый «умный корабль» (smart ship), важнейшие системы жизнеобеспечения которого управляются компьютерами без участия человека. И что немаловажно – под руководством операционной системы Windows NT 4.0. Так вот, однажды вся эта махина, находясь в открытом море, почти на три часа встала в полный ступор из-за наглухо зависшего программного обеспечения. Произошло это из-за совершенно пустяковой оплошности одного из операторов, занимавшегося калибровкой клапанов топливной системы и записавшего в одну из ячеек расчетной таблицы нулевое значение. Ну а далее пошла операция деления на пресловутый ноль. С подобной операцией справляется даже самый дешевый калькулятор, однако здесь в терминале оператора система дала ошибку переполнения памяти. Ошибка быстро перекинулась на другие компьютеры локальной сети корабля, началась цепная реакция, и по известному принципу домино рухнула вся бортовая система, которую удалось восстановить и перезагрузить лишь через 2 часа 45 минут, в течение которых огромный боевой корабль оставался по сути дела беспомощен и неуправляем.

via

Это сообщение отредактировал vanonik - 9.06.2022 - 14:30

Истории о сбоях программного обеспечения военной техники
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
timagleb
9.06.2022 - 14:46
41
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 6.02.15
Сообщений: 417
Познавательно - спасибо
 
[^]
evgeni61
9.06.2022 - 14:48
60
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 7.01.12
Сообщений: 270
Компас, белый шарф на шее и карта за голенищем.
Ничего не может быть надёжнее.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
vanonik
9.06.2022 - 14:52
31
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.05.12
Сообщений: 5079
Цитата (evgeni61 @ 9.06.2022 - 14:48)
Компас, белый шарф на шее и карта за голенищем.
Ничего не может быть надёжнее.

И трубка дымящая с табаком.
ААААттттттвввиииннтттааааа gigi.gif
 
[^]
denisg2
9.06.2022 - 14:59
33
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 16.07.14
Сообщений: 104
Цитата (evgeni61 @ 9.06.2022 - 14:48)
Компас, белый шарф на шее и карта за голенищем.
Ничего не может быть надёжнее.

Компас можно проебать, карту скурить, а шарфом жопу вытереть. Нихуя не надежнее.

Это сообщение отредактировал denisg2 - 9.06.2022 - 15:00
 
[^]
vanonik
9.06.2022 - 15:01
29
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.05.12
Сообщений: 5079
Цитата (denisg2 @ 9.06.2022 - 14:59)
Цитата (evgeni61 @ 9.06.2022 - 14:48)
Компас, белый шарф на шее и карта за голенищем.
Ничего не может быть надёжнее.

Компас можно проебать, карту скурить, а шарфом жопу вытереть. Нихуя не надежнее.

А можно промолчать и покажешься умнее gigi.gif
 
[^]
ZombiePunk
9.06.2022 - 15:03
3
Статус: Offline


Истероид №66613

Регистрация: 5.05.12
Сообщений: 1764
Цитата (evgeni61 @ 09.06.2022 - 14:48)
Компас, белый шарф на шее и карта за голенищем.
Ничего не может быть надёжнее.

И унитаз в качестве пепелаца

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
kinkomatik
9.06.2022 - 15:03
3
Статус: Offline


Злой смайлик

Регистрация: 30.09.13
Сообщений: 5220
Цитата (evgeni61 @ 9.06.2022 - 14:48)
Компас, белый шарф на шее и карта за голенищем.
Ничего не может быть надёжнее.

ага
и магнитик в карман с компасом sm_biggrin.gif
 
[^]
LogMos
9.06.2022 - 15:05
5
Статус: Offline


Самогонщик

Регистрация: 6.03.11
Сообщений: 2594
Встречаются в море два военных корабля - русский и американский. На
русском корабле паника, все бегают, кричат:
- Кто бросил валенок на пульт! Кто борсил валенок на пульт!!
Американцы посмотрели и говорят:
- Да-а, у нас в Америке тагоко нет...
- Да нет больше вашей Америки! Кто бросил валенок на пульт!..
 
[^]
Климковецкий
9.06.2022 - 15:09
5
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 16.02.15
Сообщений: 223
Некоторое время не мог понять почему получаю не тот результат на который рассчитывал...
Глюк в компиляторе ?
ага... 5555 не тоже самое, что 5555h
5555 = 15B3hex
 
[^]
vanonik
9.06.2022 - 15:13
7
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.05.12
Сообщений: 5079
Цитата (Климковецкий @ 9.06.2022 - 15:09)
Некоторое время не мог понять почему получаю не тот результат на который рассчитывал...
Глюк в компиляторе ?
ага... 5555 не тоже самое, что 5555h
5555 = 15B3hex

глюк в калькуляторе )))
переключи режим из "программиста" в "обычный "
 
[^]
pww2000
9.06.2022 - 15:54
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 15.02.19
Сообщений: 3079
Цитата (vanonik @ 9.06.2022 - 19:29)
  однако здесь в терминале оператора система дала ошибку переполнения памяти. Ошибка быстро перекинулась на другие компьютеры локальной сети корабля, началась цепная реакция,

Вот это особенно понравилось.

Это сообщение отредактировал pww2000 - 9.06.2022 - 16:01
 
[^]
Supremeqw
9.06.2022 - 16:36
23
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 24.05.11
Сообщений: 1057
Нахрена в самолёте использовать реальное время? Зачем оно там?
Время можно считать как количество миллисекунд с момента запуска двигателя (или микросекунд, смотря какая точность нужна).
Можно считать как количество секунд от определённой даты.

И уж точно не надо переключать часовые пояса на самолёте, который этот самый часовой пояс может преодолеть за час. Зачеееем?!

Даже если время приходит со спутников навигации - ну считайте его в Unixtime...

А вообще на байки похоже в стиле задорнова.
 
[^]
Бокин
9.06.2022 - 16:46
43
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.01.13
Сообщений: 5946
Цитата (evgeni61 @ 9.06.2022 - 14:48)
Компас, белый шарф на шее и карта за голенищем.
Ничего не может быть надёжнее.

24 марта 1983 года Ту-22К № 63 командир корабля майора М. Ф. Чижов, Штурман ст. л-т Дроздецкий. Взлёт с Моздока.

Особенность навигации на этом самолёте (заодно и на старых Ту-95) - полёт выполняется по "Условным курсам" по гирополукомпасу, при выруливании на ВПП надо на этом самом ГПК-52 штурману выставить условный курс взлёта для этой ВПП.
Накануне полёты выполнялись с другим курсом с разницей в 180 гр.

Согласование штурман не выполнил, соответственно после взлёта начал крутить маршрут с ошибками на всех этапах на 180 гр. т.е. - зеркально.

Светать начало, штурман рассказывает - какие красивые Карпаты в восходящем солнце....
Вот тут командира торкнуло первый раз - какие Карпата на фоне солнца восходящего, если мы на запад летим, и почему у карпатских гор вершины заснежены?
А потом иранские перехватчики усилили сомнения, сел с ходу в Марах.

Командир - с понижением с ком отряда на ком корабля
Штурман на землю
Оператор - без потерь "Лечу куда везут жопом вперед, вижу кусок киля и левого двигателя, а в приборах контроля работы систем самолёта не видно куда везут".

На Ту-95к два штурмана, на севере на ПМВ блуканули на 200 км, выскочили на базу АПЛ так ориентировку и восстановили, по прилёту - в разные кабинеты, объяснительные писать, как на секретную базу АПЛ вышли.

В Монголии экипаж пересек границу Китая, по прилёту опять писать... Борттехник отличился: При пересечении гос. границы КНР системы самолёта работали исправно".

Это сообщение отредактировал Бокин - 9.06.2022 - 16:58
 
[^]
rifin
9.06.2022 - 16:54
11
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 5.04.15
Сообщений: 1777
Сомнительная писанина. Не боготворю пиндосов. Не видел их военную технику , но видел медицинскую. С 90х годов производства. Видел на уровне электроники и софта , обеспечения безопасности и безотказности работы. А вся медицинская и потом промышленная и коммерческая электроника идет там после того как вояки эту технологию уже высрали и забыли! Нам еще очень и очень далеко до их уровня! У них бывают ошибки, не без этого . Но на старые аппараты 90х годов они прям готовые ПЗУшки присылали с обновлением системы. Безплатно!
Просто потому что так правильно! через 20 лет после выпуска аппарата!
Про внезапный сброс процессора ....Ваще анекдот! Да он там может 100 раз в секунду сбрасывается! А мож и 1000у...И после каждого резета программа анализирует почему это произошло!
 
[^]
jalmar
9.06.2022 - 17:16
11
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 4.02.16
Сообщений: 1749
Ошибка Patriot

Во время войны в Персидском заливе американскими войсками было зарегистрировано свыше 80 пусков по Саудовской Аравии и Израилю, большая часть которых была перехвачена. Защитой американских и союзных войск занималась противоракетная система Patriot. Тем не менее, и она была не столь надежна. Одна из батарей Patriot была развернута в Дахране. 25 февраля 1991 года иракские солдаты совершили ракетный удар по казармам армии США. Patriot оказался бессилен: все снаряды достигли своей цели.

Причиной послужила ошибка в ПО. Каждые 100 часов бесперебойной работы системные часы отклонялись на 0,34 секунды. За это время ракеты способны преодолеть расстояние до 500 м. Как следствие, образовалась погрешность, стоившая жизни 28 американским солдатам.
 
[^]
Zaisan
9.06.2022 - 18:11
41
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 26.12.20
Сообщений: 179
Цитата (evgeni61 @ 09.06.2022 - 14:48)
Компас, белый шарф на шее и карта за голенищем.
Ничего не может быть надёжнее.

Не компас, а компас!

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
link2795
9.06.2022 - 18:30
3
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 8.08.14
Сообщений: 826
Цитата (denisg2 @ 9.06.2022 - 14:59)
Цитата (evgeni61 @ 9.06.2022 - 14:48)
Компас, белый шарф на шее и карта за голенищем.
Ничего не может быть надёжнее.

Компас можно проебать, карту скурить, а шарфом жопу вытереть. Нихуя не надежнее.

ну а потом-по звёздам, йохохо lol.gif
 
[^]
Бокин
9.06.2022 - 18:47
10
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.01.13
Сообщений: 5946
Цитата (link2795 @ 9.06.2022 - 18:30)
Цитата (denisg2 @ 9.06.2022 - 14:59)
Цитата (evgeni61 @ 9.06.2022 - 14:48)
Компас, белый шарф на шее и карта за голенищем.
Ничего не может быть надёжнее.

Компас можно проебать, карту скурить, а шарфом жопу вытереть. Нихуя не надежнее.

ну а потом-по звёздам, йохохо lol.gif

Довольно точная навигация, чем точнее замер угловых параметров светила и точнее хронометр - тем точнее определение координат.
В последнее время эти процессы были автоматизированы и точность была очень высокой, но прелести спутниковой навигации перевесили астрономию - пеленгаторы светил довольно громоздкие аппараты, а при ручной пеленгации ещё и считать надо.
 
[^]
KtoYu
9.06.2022 - 19:00
10
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 15.10.21
Сообщений: 2341
Цитата (link2795 @ 09.06.2022 - 18:30)
ну а потом-по звёздам, йохохо

Даю подсказку- пачка Беломора.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
murla
9.06.2022 - 19:12
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.01.21
Сообщений: 7449
Это мы ещё про космос не вспомнили.
Межпланетные аппараты улетали в звёздную даль...
Один раз перепутали километры и мили.
Второй раз неправильно ввели число пи (то ли запятую не там поставили, то ли вообще о ней забыли). А очевидные константы никто не проверяет!
 
[^]
Enemaster
9.06.2022 - 19:15 [ показать ]
-75
Nezabor
9.06.2022 - 19:20
10
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.01.19
Сообщений: 2849
Цитата (vanonik @ 9.06.2022 - 14:29)
F-16 вверх ногами
Испытания американского истребителя F-16 проводились, понятное дело, в северном полушарии. На заключительном этапе самолет решили проверить где-то в Латинской Америке – с другой стороны экватора. При переводе самолета в режим автопилота он автоматически развернулся «вверх ногами».


Щетаю, что бОльшая часть этих историй - не более, чем байки. А эта - просто бред. Ибо автопилот берёт данные от авиагоризонта, и ему похуй, в каком полушарии летим.
Но вот вам ещё одна захватывающая история. Без пруфов. Голосовой информатор в военной авиации изначально начали ставить на истребителях (уже не важно каких). При пилотировании на сверхнизких высотах, да ещё кверху жопом информатор бодреньким женским голосом начинал верещать "ручку на себя". После нескольких печалек сообщение сменили на "набери высоту".
 
[^]
зудука
9.06.2022 - 20:10
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 7.06.11
Сообщений: 14328
Цитата (denisg2 @ 9.06.2022 - 14:59)
Цитата (evgeni61 @ 9.06.2022 - 14:48)
Компас, белый шарф на шее и карта за голенищем.
Ничего не может быть надёжнее.

Компас можно проебать, карту скурить, а шарфом жопу вытереть. Нихуя не надежнее.

Меридиан Кагановича.
Рельсы хорошо видно даже в безлунную ночь с высоты до 2 км, по словам причастных. Главное отсутствие тумана или дымки.
 
[^]
Бокин
9.06.2022 - 20:29
10
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.01.13
Сообщений: 5946
Nezabor
Цитата
Ибо автопилот берёт данные от авиагоризонта


И автопилот и авиагоризонт берут данные от гироагрегата (например - ЦГВ - Центральная ГироВертикаль со своими устройствами коррекции - датчиком угловой скорости, датчиками ускорений), и ещё есть масса потребителей этой информации прицелы, например.

Цитата
При пилотировании на сверхнизких высотах

Нет в авиации никаких "сверхнизких высот", это термин тупые журналисты придумали, как и "крушение" в авиации.
Есть ПМВ - "Предельно Малые Высоты".

 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 30064
0 Пользователей:
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх