Официально эта афера началась в 2008 году, когда лабораторные эксперты в Калифорнии решили изучить состав хлеба на прилавках магазинов. Компонент под названием клейковина/глютен после тщательного анализа оказался абсолютно безвредным и одновременно бесполезным. Тем не менее, расчётливые исследователи решили сыграть на принципе «народ боится всего нового» и заочно присудить глютену звание вредной и опасной субстанции.
Здесь начинается самое интересное.
Поскольку научный вред глютена доказать было невозможно, «двигатели прогресса» придумали миф о том, что организм современного человека не может переваривать хлеб. Якобы пшеница была «одомашнена» в Османской империи 11 тысяч лет назад и до этого человечество миллионы лет существовало без современных батонов и кренделей.
Придуманный впопыхах миф был запущен в СМИ под видом серьёзного научного исследования и уже в 2010 году количество американцев с аллергическими реакциями на хлеб достигло исторического максимума. Люди жаловались на несварение желудка, запоры, диарею, сыпь на коже, головные боли и т. п. Учёные тут же заявили, что причиной аллергии, вероятнее всего, является злосчастный глютен.
Потом к исследованию подключилась «тяжёлая артиллерия» в виде некоммерческих организаций. Под видом беспокойства за здоровье рядовых потребителей они начали требовать выпуск новых продуктов без содержания клейковины. Такие хлебобулочные изделия продавались и раньше, однако теперь было принято решение запустить производство в национальном и даже мировом масштабе.
Хлебопроизводители, естественно, инициативу поддержали. Для них любое новшество (вроде товаров из «цельного зерна» / whole wheat) – хороший маркетинговый ход. Изделия под новой маркировкой можно продавать по более высокой цене, чем обыкновенный хлеб.
Дело осталось за малым – убедить экспертов из Управления по контролю за пищевыми продуктами и медикаментами (FDA) узаконить ярлычок Gluten-Free. Потенциальные доходы производителей, продавцов и защитников потребителей всех мастей тогда оценивались в $25 – $30 миллиардов.
В 2011 году FDA получило первый официальный запрос о создании ярлычка Gluten-Free. Работники ведомства порылись в архивах и обнаружили, что клейковина уже много лет числится в списке «по большей части безопасных продуктов» (Generally recognized as safe – GRAS). Превращать клейкую и бесполезную субстанцию в опаснейший для жизни аллерген бюрократичное и загруженное работой FDA не захотело.
Борцы с глютеном не отступили. Они хорошо знали, что первый раз FDA всегда отвечает отказом и на государственное ведомство нужно хорошенько надавить. К «демонизации» клейковины подключились ведущие американские университеты и медицинские учреждения.
Всего за несколько месяцев они выпустили несколько десятков серьёзных отчётов об опасности глютена.
В частности, авторитетная клиника Mayo вспомнила о редкой болезни под названием целиакия (непереносимость глютена и злаков). Раньше этот диагноз ставился примерно одному из восьми тысяч человек (что, естественно, недостаточно для маркировки пищи в национальном масштабе), однако прогрессивные исследователи пришли к следующему заключению:
«Вероятность иммунной реакции на клейковину и другой белок, содержащийся в пшенице, ячмене и ржи, вероятно, наблюдается у каждого 141-го жителя США».Главным словом в этом выводе стало «вероятно» (likely). В августе 2013 года FDA всё-таки согласилась пойти упорным борцам с глютеном навстречу. Управление разрешило маркировать пищу, где содержание клейковины составляет менее двадцати частей на миллион частей. С 2014 года на хлебных продуктах начали появляться «долгожданные» ярлычки Gluten-Free, Certified Gluten-Free и 100% Gluten Free.
Также FDA официально подкорректировало статистику жителей с индивидуальной непереносимостью глютена. Теперь их насчитывалось три миллиона человек.
«Глютен приводит к выработке антител, которые повреждают слизистую оболочку тонкой кишки, – говорилось в официальном заявлении. – Это может привести к серьёзным проблемам со здоровьем: остеопорозу, задержке роста, бесплодию, выкидышам, раковым образованьям и т. п.».
Иными словами, с лёгкой руки FDA продукция без глютена, наконец, стала в сознании потребителей полезнее и качественнее, чем с глютеном. Как следствие, даже совершенно здоровые люди начали выбирать в супермаркете упаковки с надписью Gluten-Free. Эта фраза стала хорошим рекламным ходом и двигателем торговли. В ряде магазинов здорового питания появились целые витрины антиглютеновых продуктов.
Сегодня «бренд» Gluten-Free уже активно раскручивается диетологами, которые также стремятся заработать на желании американцев похудеть и обрести стройное тело.
Таким образом, первоначальный миф о неприспособленности человеческого организма к клейковине получил научное и практическое обоснование. Люди, считающие глютеновую истерию высосанной из пальца, стали маргиналами, которые якобы «ни в чём не разбираются».
Масштабная и очень дорогостоящая антиглютеновая кампания, которая, кстати, ещё только разгорается – яркое свидетельство того, что при желании государственные структуры и бизнес могут навязать населению Соединённых Штатов абсолютно любую идею. На этой идее будут заработаны миллиарды долларов. Миллионы людей (в нашем случае – хлебные аллергики) почувствуют себя спасёнными. При этом никто не задумается, оправдала ли конечная цель огромные вложенные средства.
Напоследок стоит сказать, что в пищевой индустрии американцев ждёт много неожиданных тенденций. Эксперты предсказывают в ближайшие годы рекламную раскрутку овощей, фруктов и зелёных трав, а к 2025 – 2030 году возвращение к массовому потреблению рыбы, птицы и мяса под лозунгом «Жир возвращается» (Fat Is Back).
Также Организация объединённых наций (United Nations) давно готовится приучить американцев к поеданию насекомых на случай возможной нехватки продуктов, связанной с перенаселением земли. Эта дикая для многих идея будет вложена в головы следующих поколений последовательно и очень осторожно, однако нет никакого сомнения, что она приживётся и даже станет популярной.
via