277


Всех уже порядком достала эта тема, но по воде ещё никто не отчитывался)
Итак, уже порядка 25 лет приходится половину своей жизни проводить в морях. Работа такая. Тут всё непредсказуемо. Даже если несколько контрактов подряд работаешь на одном судне - ситуация может поменяться кардинально. Текучка, знаете ли. Новые люди приходят и никогда нельзя знать заранее - как всё повернётся. Как всегда - человеческий фактор стоит во главе угла.
Итак:
Продукты.
Тема неисчерпаемая. Факторов - масса. Регион работы, национальность повара/капитана, продолжительность переходов между портами. Всё имеет значение. Самый негативный опыт - и капитан, и повар - индусы. Я люблю острую пищу, но это было что то огнедышащее. В итоге - сказал повару готовить мне варёное мясо и гречку ( её заказали у шипшандлера по моему личному желанию - благо, должность позволяет некоторые хотелки претворять в жизнь).
Из самых позитивных воспоминаний - пароходы под датским флагом. Как правило - капитан датчанин, повар - Филлипок ( для непосвящённых - житель славного государства Филлипины ). Даки ( датчане ) - умеют напрягать камбузный персонал, да и походу там спец отбор поваров. В общем - только положительные впечатления. Странно - одна компания, одинаковая сумма на питание ( около 8$ в день на человека), но впечатления могут отличаться кардинально. Как правило - какой бы ни был круг ( контейнеровоз имеют фиксированное расписание и одни и те же порты захода ) - ощущается нехватка свежих овощей и фруктов. Тут больше вина компании, так как есть порты, рекомендованные для закупки продовольствия. Соответственно - если свежак закончился, но порт ещё не скоро - приходится терпеть. Свежих овощей/фруктов сильно много не наберёшь впрок.
Повторюсь - на тему питания говорить можно очень долго, но я в данном посте рассматриваю свою нынешнюю компанию. А так можно было вспомнить и вороватых капитанов, и поваров алкоголиков, которые не успевали приготовить еду, так как хорошо посидели вчера и решили полечиться сегодня, и много чего ещё.
Резюме: бывает по разному - и слишком плохо, и слишком хорошо.
Жильё.
Опять таки - зависит от парохода. Ну, и от должности, разумеется. В собственном опыте были варианты с каютой на метров 8 квадратных и удобствами в коридоре. Ну, это было давно. Когда дорос до стармеха - двухкомнатная каюта, всё при ней - грех жаловаться. Сейчас работаю суперинтендантом и езжу на суда постоянно. Вот тут уже возможны варианты. Зависит от наличия свободных кают. Могут поселить и в те же 8 метров квадратных. Вообще - пароходы более ранней постройки выглядели и ощущались значительно более лампово. В отделке присутствовало натуральное дерево, всё было сделано более по домашнему, что ли. Сейчас же строят суда, не заморачиваясь эстетикой. Вокруг пластик, металл.
По стоимости проживания - тут мы впереди всех. В общем то - all inclusive - и еда, и жильё. Закон сухой, правда))
Дорожные работы.
Вы все жалуетесь на ваши дороги…. Вы дела с Нептуном не имели ещё.
Бывает, едешь в одном месте - тишь да благодать. Как по озеру. А через неделю - сплошные колдобины. Раскачивает
машину судно - аж бегом. В общем, и тут нет стабильности. Причём - совсем.
Погода.
Да, на эту тему тоже можно говорить очень долго. Переменчивая она у нас. Очень. В МО ( машинное отделение ) - температура бывает и до 47 градусов доходит. Поработал так по этой жаре, в каюту приходишь - а там 22. Контраст. Но это по внутренней температуре на судне. По наружной же тоже не всё так гладко. К примеру - идёт пароход по Красному морю, там около 35, прошли Суэцкий канал, вышли в Средиземном- там уже 25, через неделю пришли в Германию - вот уже и 10 градусов. Быстро меняется погода. И дожди, и ураганы, и тайфуны, и обледенения - всё можно прочувствовать в течении трёх месяцев.
Медицина.
Бесплатная. Но - лечиться даром - даром лечиться. На судне нет штатного врача. Да и в те времена, когда были - они только в антисептиках разбирались хорошо ). Сейчас - как правило старпом отвечает за госпиталь. За спиной у него ( и у капитана ) - аж трёхдневные курсы по медицине, ну и всё в общем то. Есть ещё такая штука, как medical advice. Компания заключает контракт с какой то береговой организацией, и те дают
очень полезные советы, если на борту что то с кем то случилось. То есть - мы звоним им, описываем симптомы, а они
угадывают мелодию определяют - что случилось и как с этим бороться. То есть - смысл понятен. Если что то серьёзнее простуды - вариантов немного. Хотя, мне лично руку зашивали, слышал даже о случаях, когда аппендицит вырезали. Самый оптимальный вариант - поехать к доктору в порту. Но и тут всё не так просто. А если порт в Африке где то? Лично у меня был случай - воспалилось горло, причём конкретно так. Не мог ни есть, ни пить. Заглянул в зеркало -
приготовился писать завещание прифигел малость. А судно в Китае. Повезли меня в госпиталь - там ни один человек по английски не понимает, по русски - тоже. Да и госпиталь - это я слишком сильно выразился. Заглянули в горло, что то промурлыкали, дали какие то таблетки, капсулки - иди лечись. В итоге - обошёлся полосканием горла и дотянул до Малайзии, там было более цивилизованно.
Садики школы.
Поначалу подумал - что тут писать? Пароход всё таки, все достаточно взрослые. Но нет - и тут есть нюансы. Компания
разрешает разрешала семью брать на судно. Дети, начиная с двух лет. И реально находились такие
долбаёбы индусы, которые таких мелких за собой таскали. Я реально был в лёгком шоке. Ребёнок и говорить толком не умеет. Не дай бог что случится - кто его лечить будет? Совет с берега из прошлого пункта не в счёт, конечно же. Ну, то их заморочки. Я лично ни разу не воспользовался этой темой, да и жена особо не хотела - что я там делать буду, спрашивает. И действительно - что? Не пассажирский пароход ведь. Ранее эта услуга была абсолютно бесплатна, то есть - компания оплачивала дорогу на/с парохода, питание итд. Теперь ситуация немного сильно поменялась - если хочешь семью на борт - оплачивай билеты на самолёт, отель итд. Жаждущих поуменьшилось значительно.
Местные.
Ну, тут как и в предыдущих пунктах - сплошная
содомия непонятка. С разными национальностями доводилось работать. По большому счёту - везде есть как и дебилы, так и очень адекватные и профессиональные личности. Очень сильно бросается в глаза сплочённость филлипинцев - не встречал ни в одной другой национальности подобного. Эти пацаны могут пристроить сообща приличные проблемы, если решат, что их ущемляют. В общем - сродни детям гор. Для себя вынес одно - нет заведомо плохих специалистов по национальному признаку. Хотя, паттерн поведенческий и профессиональный присутствует. Лет 15 назад я бы сказал, что лучше наших моряков нет. Сейчас, к сожалению всё поменялось. Но это другая история.
PS Тема названа 50/50. Описал только вторые ( или первые ) 50. На берегу всё норм., не вижу смысла описывать. А вот морская часть, надеюсь буде интересна тем, кто не в теме.