130


"Волк Керака", бич мусульман, крестоносец и кровный враг Саладина. Князь Рено де Шатильон.
Славный рыцарь Рено был представителем древнего французского рода Шатильон. Однако, будучи младшим отпрыском знатного семейства, в своём стремлении к славе и богатству он мог полагаться только на себя. Получив в наследство коня, отцовский меч, да ржавую кольчугу, он, в возрасте 20 лет, обратил свой взор на сказочный и богатый Восток, присоединившись ко Второму Крестовому походу.
К тому времени в Палестине уже без малого пятьдесят лет шла война – благословенное время для удальцов всех мастей. Пора, когда вчерашние бастарды становились повелителями новоявленных королевств, а нищие рыцари - владетельными сеньорами завоёванных земель и замков.
В схватках с арабами Рено проявил себя как умелый и храбрый воин и вскоре в качестве наёмника оказался в Иерусалимском королевстве, попав в свиту князя Антиохии Раймунда де Пуатье. Вскоре Раймунд скончался, а супруга князя Констанс завела роман с Рено. Была ли это настоящая любовь, или молодой авантюрист, воспользовавшись ситуацией, цинично обольстил богатую вдову - история умалчивает. Так или иначе, но в 1153 году состоялась свадьба, по результатам которой де Шатильон стал князем-консортом Антиохии - одного из крупнейших государств, основанных крестоносцами.
Главной движущей силой де Шатильона была нажива. Не заботясь о последствиях, он совершал жестокие набеги на своих соседей-мусульман, чем нарушал и без того хрупкое равновесие в регионе, когда между сарацинами и крестоносцами заключались мирные соглашения. В союзе с византийцами Рено грабил армян, а потом, объединившись с теми же армянами опустошал византийские владения. В 1156 году войска де Шатильона подвергли разграблению Кипр, от которого остров так никогда и не смог оправиться. В короткое время князю удалось снискать славу беспринципного разбойника и одновременно стать сосредоточием ненависти мусульман, в том числе самого Саладина.
В 1160 году излишняя самоуверенность подвела князя. Предпринятый в период перемирия набег окончился полной катастрофой: в окрестностях Эдессы отряд крестоносцев попал в окружение и был уничтожен. Сам Рено был схвачен и последующие 16 лет провёл в казематах Алеппо.
Известие о пленении де Шатильона в регионе было встречено с воодушевлением. Не желая вновь нарушать хрупкий мир, христиане не спешили выкупать князя из плена. Но, в конце концов, де Шатильону удалось выйти из заключения только уплатив огромную по тем временам сумму в 120 тысяч золотых динаров.
К этому времени жена Рено давно скончалась, а княжеством Антиохия управляли другие люди. Характер князя стал ещё более скверным. Однако ему вновь сопутствовала удача. Де Шатильону удалось жениться на Стефании де Мильи, получив в качестве приданого земли Трансиордании, являвшейся на тот момент фронтиром, пограничной территорией между государствами крестоносцев и землями мусульман. Главной жемчужиной его владений оказался неприступный замок Керак, возвышавшийся над безжизненными пейзажами.
Используя крепость в качестве своей основной базы, Рено, плюнув на все прежние договорённости, начал совершать набеги на мусульманские территории. Отряды де Шатильона, состоящие из беспринципных авантюристов, фанатиков-крестоносцев и не боявшихся ни бога ни дьявола наёмников, громили караваны, сжигали поселения и жестоко подавляли любое сопротивление в округе. С пленными тоже особо не церемонились. По личному приказу де Шатильона мусульман живыми сбрасывали с крепостных стен замка, а оставшиеся счастливчики, как правило отправлялись гнить в земляные ямы. Вскоре за неуёмную жестокость, звериное чутьё и уединённый образ жизни суровый князь получил кличку «Волк Керака».
Мусульмане, конечно же, пытались покончить с де Шатильоном. Войска Саладина, объявившего Рено своим личным врагом, дважды осаждали логово ненавистного князя. Но оба раза были отбиты с большими потерями.
"Я – хозяин в своей земле, как король – в своей" - знаменитые слова этого безжалостного крестоносца.
Однако грабежи караванов, деревень и кочевых племён - были ничем по сравнению с новым замыслом Рено. В начале 80-х годов XII века де Шатильон предпринял несколько попыток прорваться в центр исламского мира и завладеть несметными сокровищами Мекки и Медины. Совершив по тем временам фантастический 800-километровый переход через пустыню, войска де Шатильона сожгли города Табук и Тайму, оказавшись в нескольких переходах от Медины, чем привели в ужас весь мусульманский мир. Только известия об ответном набеге неверных заставили крестоносцев отказаться от предприятия. Успешно отбив мусульманское наступление, де Шатильон вновь предпринял поход к святым местам. Однако в этот раз, крестоносцы перетащили через пустыню галеры и вдоль берегов Красного моря двинулись на юг. В течение полугода крестоносная эскадра приводила в трепет мусульманское побережье, пока не была вытеснена обратно флотом сельджуков.
Лишь в начале 1187 года, умирая от скуки, Рено захватил богатый торговый караван, шедший в Египет и перевозивший около 200 тысяч золотых динаров. В караване также находилась родная сестра самого Саладина. По мусульманским источникам, Шатильон изнасиловал её и убил. Великий султан, вне себя от ярости, объявляет Рено и всем христианам джихад.
Весной и летом 1187 года армия Саладина опустошает христианские земли. Для борьбы с сарацинами собрался весь цвет крестоносцев и их предводителей, в том числе ордена тамплиеров и госпитальеров. Главный виновник торжества Рено де Шатильон также принял участие.
4 июля 1187 года состоялась жестокая битва при Хаттине между христианами и мусульманами, в ходе которой христиане были наголову разгромлены. А главари были взяты в плен, в том числе иерусалимский король Ги де Лузиньян, магистры орденов и сам Рено де Шатильон.
Знатных пленников поставили перед султаном.
«Если бы я был вашим пленником, что бы вы сделали со мной?», - обратился Саладин к Рено.
«Я бы отрубил тебе голову», - невозмутимо оставаясь самим собой, произнёс де Шатильон, ни в чём не раскаиваясь перед мусульманским врагом.
По легенде, после такого ответа, Саладин сразил «Волка Керака» собственной рукой, а голову князя ещё долго возили по городам Святой Земли.