Это цитата из политического памфлета Т.Богачева «От чего гибнет народ и государство?», написанного в 1910 году. Богачев был публицистом, но в части ужасов онанизма он довольно корректно пересказывал распространенное мнение врачей–гигиенистов своей эпохи. На несчастных юношей подобные абсурдные пугалки валились тогда со всех сторон. В лабуду верили. Например, Николая II и его братьев воспитывали следующим образом: мальчики были обязаны спать, держа руки поверх одеяла; если они во сне засовывали руки под одеяло, то воспитатель, регулярно заглядывавший в спальню, будил их и заставлял лечь правильно. Самый лучший и простой способ вырастить затравленного психопата из всех, о которых я слышал.
Тут мы доходим до исторической загадки. Почему, собственно говоря, так широко распространилось мнение, явно противоречащее всем наблюдаемым фактам?
Для начала, сразу же откинем мнение, что данная пугалка имела религиозную подкладку, «тебя не убедили в необходимости хранения целомудрия цитаты из святых отцов, так напугаем же тебя бабайкой». Конечно, религиозные авторы, настаивавшие на целомудрии до брака, не могли оставить в стороне столь удобные медицинские аргументы. Но настоящие авторы этой теории, врачи, в ту эпоху были либо атеистами, либо слабоверующими людьми, мыслящими в позитивистском духе. В чисто медицинских сочинениях всегда выходило так, что онанизм губителен, а вот о губительности регулярной половой жизни для лица того же возраста (врачи, ясное дело, не различали секс в браке и внебрачный секс) не сказано ничего – следовательно, понимал читатель, настоящий секс безвреден. Опять же, это правило не абсолютно, были и медицинские книги, в которых утверждалось, что половая жизнь, начатая до достижения 24–25 лет, вредно влияет на здоровье, но в целом впечатление от научно–популярной литературы складывалось именно такое, как я описал выше.
Если объяснить короче, то в социальном контексте эпохи приведенная выше цитата значила «гимназист, прекрати дрочить и трахни, наконец, горничную». Особенно хорошо такие призывы действовали на родителей: к моменту достижения сыновьями 13–14 лет считалось разумным нанять в дом горничную помоложе и помиловиднее, чтобы та помогла детям спастись от губительного порока. Легко заметить, что всё это далеко отстоит от православной нравственности.
Столь же странным выглядит и гипотеза о чистосердечном заблуждении врачей. Во второй половине 19 века экспериментальная медицина, санитарная медицина, основанная на статистике, да и вообще доказательная медицина в широком смысле, находились на подъеме и были в моде. Казалось бы, ничего не стоило опросить по тысяче больных с чахоткой и находящихся в добром здравии (это те, кто обратился к врачу с травмами) и узнать, какой процент из тех и этих ранее занимался онанизмом. Но никто не додумался до столь простой проверки. Врачи, как попугаи, продолжали повторять заученную чушь, противоречащую всему, что они видели в действительности.
Корысти здесь тоже не видно. Врачи, пугавшие юношей ужасами онанизма, не умели предложить им платного лечения от страшного порока, не продавали антионанистических лекарств, не придумали соответствующей физиотерапии. Тех, кто обращался к врачу с жалобами на онанизм, отпускали домой с увещеваниями, не сделав назначений. В общем, на таком много не заработаешь.
Не видно тут и репрессивной социальной практики. В принципе, идея завиноватить простых людей, объяснив им, что все они поганые онанисты, загоняющие себя в гроб, весьма неплоха. Да только книжки с советами врача в ту эпоху читали исключительно люди, принадлежащие к тому же классу, что и сам врач. Пока интеллигенты, дрожа от ужаса, заглядывали ночью в спальни сыновей, простой народ мастурбировал без лишних опасений.
Итак, я не смог понять, почему и как люди той эпохи смогли на пустом месте напугать себя явной чепухой, основательно испортив себе жизнь без всяких видимых оснований.