Как Ту-22М2 штангу потерял

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (2) [1] 2   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
kxmep
1.07.2018 - 18:23
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.09.10
Сообщений: 1194
154
(вольный пересказ отрывка из замечательной книги "Дальний ракетносец-бомбардировщик Ту-22М3" за авторством А.М. Затучного, В.Г. Ригманта, П.М. Синеокова)


1976 год.
В Женеве СССР и США договариваются по ОСВ-2. А в это время министр авиационной промышленности П.В. Дементьев ставит задачу: выполнить на серийном Ту-22М2 полет на определение максимальной дальности с двумя дозаправками в воздухе.

Экипаж: командир - летчик-испытатель Борисов В.П., ПКК (второй пилот) - генерал Бутенко Г.Ф., штурман-навигатор - Сикачев Л.С., штурман-оператор - Кутаков Б.И. Предварительно всю команду тренировали на физическую сопротивляемость (с Белой - до Москвы на Ту-154), тщательно планировали маршруты заправщиков.

В ночь с 13 на 14 мая 1976 года Ту-22М2 взлетел с аэродрома в Жуковском и взял курс на восток.

В районе первой дозаправки была сильная болтанка, поэтому заправщик выпустил шланг всего на 15-20 м. Взяли на борт 42 т. керосина, продолжили полет.
До Шантарских островов дошли без осложнений, разворот, обратный курс.

Вторая дозаправка.
Два мясищевских танкера (один на подстраховке). Подошли, встали в строй. И - практически уперлись в стену грозового фронта. Облака - как скалы.
Снизились до 6000, с земли заправку запретили, командир пары танкеров также передал на борт об отмене операции.

Борисов подвел Ту-22М2 вплотную к ведомому заправщику и передал: "Держим режим. Выпускай конус". Облачность была такая, что ни бортовых огней, ни даже силуэта М-4-2 экипаж не видел - только конус.
Состыковались с первой попытки. Топливо пошло в баки. Тикал уже десятый час полета.

Приняли керосин, продолжили полет. Заправщик слил все, что мог, и садился на трех движках, а на рулежке выключил еще один.
Возвращались тоже не по чистому небу, но спотыкаясь сквозь грозу. Для полного комплекта саспенса уже восемь часов на движки горело табло "Стружка в масле" и четыре часа "Масла мало".

Сели в Жуковском, спустя пятнадцать часов полета.

И тут приключилась засада...
Партнеры (не помню, называли их так в то время?..), ясное дело, шпионили за этим процессом во все спутники. И легко идентифицировали первую дозаправку.
А вот вторую, скрытую грозой, не увидели. И получился у них такой расклад: эти проклятые коммунисты, с применением пыток и шарашек, построили бомбардировщик-ракетоносец, который легко может пролететь всю Евразию и вернуться взад с одной дозаправкой.
И буквально на следующий же день наша делегация в Женеве получила карту полета с соответствующими комментариями: не надо нас, маленьких, дурить!..

Партнеры уперлись вмертвую, Ту-22М2 получил статус стратегического и потерял штангу.

Такая вот история.


PS

Летчик-испытатель подполковник Герой Советского Союза Василий Петрович Борисов вышел на пенсию в 1994 году.
В 2001 году зарезан наркоманом в подъезде собственного дома за 500 рублей.

Как Ту-22М2 штангу потерял
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
Lonesomewolf
1.07.2018 - 18:29
49
Статус: Offline


Перфекционист

Регистрация: 29.03.14
Сообщений: 759
Когда я 1980-м был на сборах в Дягилево (там были и Ту-22М2) нам объяснили, что штанги дозаправки лежат рядом на складе и установить их по тревоге - 30 минут.
 
[^]
Nordri
1.07.2018 - 18:31
28
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 19.08.17
Сообщений: 790
дополню
"Летная судьба Василия Петровича Борисова сложилось удачно, ему ни разу не пришлось катапультироваться и лететь «на честном слове и на одном крыле». Но судьба порой берет реванш.
Летчик Борисов подарил небу самое дорогое, что у него было, — сына. Талантливый летчик-испытатель и просто хороший, душевный парень Игорь Васильевич Борисов погиб при летных испытаниях летающей лаборатории в акватории Азовского моря в 1989 г. Поэтому особенным, щемяще-памятным для Василия Петровича остался совместный полет с сыном на Ту-144. Про этот полет Игорь написал восторженные стихи. После гибели сына надо было стиснуть зубы, чтобы не сломаться, и Василий Петрович Борисов летал, пока пропускала летная комиссия, до 65 лет. Воистину «есть одна у летчика мечта — высота, высота...».

В 1994 году Борисов вышел на пенсию. Проживал в городе Жуковском Московской области. 30 марта 2001 года был убит и ограблен в собственном подъезде наркоманом, после того как пытался оказать сопротивление."


В.П. Борисов и Д.Ф. Устинов на макете кабины Ту-22М


Это сообщение отредактировал Nordri - 1.07.2018 - 18:35

Как Ту-22М2 штангу потерял
 
[^]
kxmep
1.07.2018 - 18:35
13
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.09.10
Сообщений: 1194
Цитата (Lonesomewolf @ 1.07.2018 - 18:29)
штанги дозаправки лежат рядом на складе и установить их по тревоге - 30 минут.

Ну, это преувеличение. Одна предварительная подготовка (рабочий день) - точно.
И еще нюанс, мало просто поставить штангу, надо еще и летный состав обучать этому (весьма сложному) маневру - дозаправке в воздухе.
 
[^]
СТИХОТВОРЕНЬ
1.07.2018 - 18:54
2
Статус: Offline


Хохмачь

Регистрация: 26.12.15
Сообщений: 2367
Цитата (kxmep @ 1.07.2018 - 18:35)
Хотя Ту-22М2 не был оснащен системой автоматического огибания рельефа местности, он был способен совершать относительно продолжительные маловысотные "броски", уклоняясь от поражения средствами ПВО противника.
Появление в СССР нового дальнего ракетоносца-бомбардировщика Ту-22М вызвало большую озабоченность у руководства стран НАТО. Первая информация о разработке советского дальнего бомбардировщика с крылом изменяемой стреловидности просочилась на Запад в конце 60-х годов. В 1969 году в авиационных журналах появились рисунки и схемы самолета очень схожие с первоначальным проектом И145К с двигателями над задней частью фюзеляжа. В начале 70-х годов на Западе появляется информация о первых Ту-22М. Анализируя предполагаемые летно-тактические данные Ту-22М, западные специалисты приписывают самолету качества межконтинентального носителя, способного наносить удары по территории США. В результате Ту-22М стал одним из "камней преткновения" в переговорах по сокращению стратегических вооружений между СССР и США в 70-е годы. После долгих и тяжелых переговоров СССР пошел на договоренность с США в рамках ОСВ-2, по которому судьба Ту-22М решилась не лучшим образом для этого авиационного комплекса: со всех Ту-22М, находившихся в строю, сняли оборудование заправки топливом в полете, что значительно ограничило возможности всего авиационно-ракетного комплекса. Кроме того по договору, США добились от СССР ограничения серийного производства Ту-22М на уровне тридцати машин в год.

В-1а Первый полет опытного В-1А состоялся 23 декабря 1974 г. Для летных испытаний было построено четыре самолета. Однако в 1977 г. по политическим соображениям было принято решение о прекращении программы. После прихода к власти президента Рональда Рейгана работы по созданию бомбардировщика были возобновлены. Модернизированный самолет В-1В, имевший по сравнению с бомбардировщиком В-1А приблизительно в четыре раза меньшую радиолокационную заметность и число М, уменьшенное с 2,0 до 1,2 (что обусловлено необходимостью внедрения в конструкцию планера элементов технологии "Стелс"), предполагалось принять на вооружение в качестве "временной меры" до создания бомбардировщика нового поколения АТВ (В-2). В 1984 г. первый серийный самолет В-1В впервые поднялся в воздух, а летом 1985 г. бомбардировщики начали поступать в строевые части ВВС США.
 
[^]
AKlion
1.07.2018 - 18:55
1
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 12.06.14
Сообщений: 247
Цитата (kxmep @ 1.07.2018 - 18:35)
Цитата (Lonesomewolf @ 1.07.2018 - 18:29)
штанги дозаправки лежат рядом на складе и установить их по тревоге - 30 минут.

Ну, это преувеличение. Одна предварительная подготовка (рабочий день) - точно.
И еще нюанс, мало просто поставить штангу, надо еще и летный состав обучать этому (весьма сложному) маневру - дозаправке в воздухе.

На всех этих самолётах, даже на последней модификации эта штанга еать, но снятая и установка её занимает совсем немного времени, а лётный состав проходит обучение дозаправки в воздухе.

Это сообщение отредактировал AKlion - 1.07.2018 - 18:56
 
[^]
kxmep
1.07.2018 - 19:00
10
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.09.10
Сообщений: 1194
Цитата (СТИХОТВОРЕНЬ @ 1.07.2018 - 18:54)
В 1984 г. первый серийный самолет В-1В впервые поднялся в воздух, а летом 1985 г. бомбардировщики начали поступать в строевые части ВВС США.

В-1В - это самолет класса Ту-160.
Сравнивать его с Ту-22М3 некорректно.
 
[^]
хххрансххх
1.07.2018 - 19:01
3
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 18.09.15
Сообщений: 214
Цитата (kxmep @ 1.07.2018 - 18:23)
...Экипаж: командир - летчик-испытатель Борисов В.П., ППК (второй пилот) - генерал Бутенко Г.Ф., штурман-навигатор - Сикачев Л.С., штурман-оператор - Кутаков Б.И...

ТС, исправь на ПКК (помощник командира корабля), а то совсем уж вольный пересказ. biggrin.gif

Это сообщение отредактировал хххрансххх - 1.07.2018 - 19:01
 
[^]
AKlion
1.07.2018 - 19:03
3
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 12.06.14
Сообщений: 247
Цитата (kxmep @ 1.07.2018 - 19:00)
Цитата (СТИХОТВОРЕНЬ @ 1.07.2018 - 18:54)
В 1984 г. первый серийный самолет В-1В впервые поднялся в воздух, а летом 1985 г. бомбардировщики начали поступать в строевые части ВВС США.

В-1В - это самолет класса Ту-160.
Сравнивать его с Ту-22М3 некорректно.

Сравнивать B1 с ТУ-160 тоже некорректно.

Это сообщение отредактировал AKlion - 1.07.2018 - 19:03
 
[^]
Tu95ms
1.07.2018 - 19:12
7
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 27.02.14
Сообщений: 469
Цитата (AKlion @ 1.07.2018 - 18:55)
Цитата (kxmep @ 1.07.2018 - 18:35)
Цитата (Lonesomewolf @ 1.07.2018 - 18:29)
штанги дозаправки лежат рядом на складе и установить их по тревоге - 30 минут.

Ну, это преувеличение. Одна предварительная подготовка (рабочий день) - точно.
И еще нюанс, мало просто поставить штангу, надо еще и летный состав обучать этому (весьма сложному) маневру - дозаправке в воздухе.

На всех этих самолётах, даже на последней модификации эта штанга еать, но снятая и установка её занимает совсем немного времени, а лётный состав проходит обучение дозаправки в воздухе.

на Ту-22м3, которые сейчас стоят на вооружении, нет штанги, на складах не лежат и быстро установить проблематично
 
[^]
sigmar
1.07.2018 - 19:12
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.07.14
Сообщений: 1288
Цитата (Nordri @ 1.07.2018 - 18:31)
В 1994 году Борисов вышел на пенсию. Проживал в городе Жуковском Московской области. 30 марта 2001 года был убит и ограблен в собственном подъезде наркоманом, после того как пытался оказать сопротивление."

Блин, вот судьба у человека. blink.gif
 
[^]
igorgri
1.07.2018 - 19:30
4
Статус: Offline


Удалите, плиз

Регистрация: 1.10.15
Сообщений: 2850
Книжку бы показали

http://www.polygonpress.ru/?portfolio=daln...ovschik-tu-22m3

«Дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3
СЕРИЯ «ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ»
Авторы: Александр Михайлович Затучный, Владимир Георгиевич Ригмант, Павел Михайлович Синеокий

Редактор издания: Павел Михайлович Синеокий

Формат издания 280x210
Количество страниц 544
Год выпуска 2018
Тираж 1000 экз.
Твердый переплет
Мелованная глянцевая бумага
Количество иллюстраций: 1400
Цветные иллюстрации
Язык издания русский

ISBN 978-5-98734-029-5

Издательство ИИГ «Полигон-пресс»

Как Ту-22М2 штангу потерял
 
[^]
СТИХОТВОРЕНЬ
1.07.2018 - 19:32
2
Статус: Offline


Хохмачь

Регистрация: 26.12.15
Сообщений: 2367
Цитата (kxmep @ 1.07.2018 - 19:00)
Цитата (СТИХОТВОРЕНЬ @ 1.07.2018 - 18:54)
В 1984 г. первый серийный самолет В-1В впервые поднялся в воздух, а летом 1985 г. бомбардировщики начали поступать в строевые части ВВС США.

В-1В - это самолет класса Ту-160.
Сравнивать его с Ту-22М3 некорректно.

В 70Х у США было 4 штуки Б1А . В 1977 программу испытаний Б1 свернули. Программу Б1 возродил президент Рональд Рейган, Б1Б поступил на вооружение ЮСАФ в 1984. И этот самолёт был прозван "Любимой игрушкой Рейгана". А ТУ 22М всё это время летали и модернизировались.
 
[^]
kxmep
1.07.2018 - 19:51
13
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.09.10
Сообщений: 1194
Цитата (igorgri @ 1.07.2018 - 19:30)
Книжку бы показали

Да, книга великолепная.
Прислали друзья из КБ Туполева. 2,5 кг весом!

Когда нашел свою фамилию в одной из статей - неделю ходил счастливый :)
 
[^]
Грoмозека
1.07.2018 - 20:07
1
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 6.06.18
Сообщений: 23
Цитата (AKlion @ 1.07.2018 - 19:03)
Цитата (kxmep @ 1.07.2018 - 19:00)
Цитата (СТИХОТВОРЕНЬ @ 1.07.2018 - 18:54)
В 1984 г. первый серийный самолет В-1В впервые поднялся в воздух, а летом 1985 г. бомбардировщики начали поступать в строевые части ВВС США.

В-1В - это самолет класса Ту-160.
Сравнивать его с Ту-22М3 некорректно.

Сравнивать B1 с ТУ-160 тоже некорректно.

Это почему ещё?
 
[^]
Грoмозека
1.07.2018 - 20:07
-1
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 6.06.18
Сообщений: 23
Del.


Это сообщение отредактировал Грoмозека - 1.07.2018 - 20:09
 
[^]
СТИХОТВОРЕНЬ
1.07.2018 - 20:57
1
Статус: Offline


Хохмачь

Регистрация: 26.12.15
Сообщений: 2367
Цитата (kxmep @ 1.07.2018 - 19:00)
В-1В - это самолет класса Ту-160.
Сравнивать его с Ту-22М3 некорректно.

Б-1а и Б-1б - это разные самолёты. История Б1А закончилась в 1977.
 
[^]
Lonesomewolf
1.07.2018 - 21:30
0
Статус: Offline


Перфекционист

Регистрация: 29.03.14
Сообщений: 759
Цитата
Цитата (AKlion @ 1.07.2018 - 18:55)
Цитата (kxmep @ 1.07.2018 - 18:35)
Цитата (Lonesomewolf @ 1.07.2018 - 18:29)
штанги дозаправки лежат рядом на складе и установить их по тревоге - 30 минут.

Ну, это преувеличение. Одна предварительная подготовка (рабочий день) - точно.
И еще нюанс, мало просто поставить штангу, надо еще и летный состав обучать этому (весьма сложному) маневру - дозаправке в воздухе.

На всех этих самолётах, даже на последней модификации эта штанга еать, но снятая и установка её занимает совсем немного времени, а лётный состав проходит обучение дозаправки в воздухе.

на Ту-22м3, которые сейчас стоят на вооружении, нет штанги, на складах не лежат и быстро установить проблематично

В 1980-м в там М-3 не было, я говорил про М-2.
 
[^]
Бокин
1.07.2018 - 21:43
10
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.01.13
Сообщений: 5958
AKlion
Цитата
а лётный состав проходит обучение дозаправки в воздухе.

Именно в связи с вышеизложенными событиями в конце 70-х был создан Ту-134уб-л, для тренировки экипажей Ту-22м2/3 заправке топливом в полёте.

Также этими самолётами были укомплектованы 2 учебных полка.

В90-х были разработаны модификации УБК - для подготовки штурманов Ту-22м3 в работе с ПРНК-45 и ракетой Х-22м, на самолёте был установлен действующий имитатор ракеты, отрабатывались все действия при пуске ракеты (кроме отцепки).
А для авиации флота была разработана модификация УБКМ.

К сожалению до конца ничего сделано не было, УБЛ так штангу и не получил, а в 90-е экипажи Ту22м2/3 летали на них "Для поддержки штанов" - боевые самолёты стояли на приколе по керосину, запчастям и прочим прелестям перестройки.
 
[^]
СТИХОТВОРЕНЬ
1.07.2018 - 22:05
6
Статус: Offline


Хохмачь

Регистрация: 26.12.15
Сообщений: 2367
Цитата (Бокин @ 1.07.2018 - 21:43)
AKlion
Цитата
а лётный состав проходит обучение дозаправки в воздухе.

Именно в связи с вышеизложенными событиями в конце 70-х был создан Ту-134уб-л, для тренировки экипажей Ту-22м2/3 заправке топливом в полёте.

Также этими самолётами были укомплектованы 2 учебных полка.

В90-х были разработаны модификации УБК - для подготовки штурманов Ту-22м3 в работе с ПРНК-45 и ракетой Х-22м, на самолёте был установлен действующий имитатор ракеты, отрабатывались все действия при пуске ракеты (кроме отцепки).
А для авиации флота была разработана модификация УБКМ.

К сожалению до конца ничего сделано не было, УБЛ так штангу и не получил, а в 90-е экипажи Ту22м2/3 летали на них "Для поддержки штанов" - боевые самолёты стояли на приколе по керосину, запчастям и прочим прелестям перестройки.

Ну чтоб понятно было.

Как Ту-22М2 штангу потерял
 
[^]
Бокин
1.07.2018 - 22:12
10
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.01.13
Сообщений: 5958
СТИХОТВОРЕНЬ
Цитата
Ну чтоб понятно было.


Ага, забыл. С красной молнией - тамбовские. Синяя - орские. Всего 90 самолётов было сделано, первым начал на них летать Тамбов в 1982 г., половина курса, вторая половина летала на Ту-124ш и обычный гражданский.
 
[^]
СТИХОТВОРЕНЬ
1.07.2018 - 22:48
2
Статус: Offline


Хохмачь

Регистрация: 26.12.15
Сообщений: 2367
Цитата (Бокин @ 1.07.2018 - 22:12)
СТИХОТВОРЕНЬ
Цитата
Ну чтоб понятно было.


Ага, забыл. С красной молнией - тамбовские. Синяя - орские. Всего 90 самолётов было сделано, первым начал на них летать Тамбов в 1982 г., половина курса, вторая половина летала на Ту-124ш и обычный гражданский.

Система дозаправки не только штанга. "Окна " в топливной системе для приёма топлива, насосы. Я не знал , что Ту 134 убл использовали для обучения экипажей для дозаправки, думал для отработки взлётов и посадок нос был сделан , как на Ту 22
 
[^]
kxmep
1.07.2018 - 22:49
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.09.10
Сообщений: 1194
Цитата (Бокин @ 1.07.2018 - 21:43)
Именно в связи с вышеизложенными событиями в конце 70-х был создан Ту-134уб-л, для тренировки экипажей Ту-22м2/3 заправке топливом в полёте.

Ловкий маневр.
Жаль, не срослось.
 
[^]
8squadron
1.07.2018 - 22:50
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 10.11.17
Сообщений: 2079
Цитата из статьи "Ту-22М – краса и гордость российской Дальней авиации (К 40-летию первого полета самолета Ту-22М) Александр Затучный, Владимир Ригмант, в журнале "Крылья Родины" 2009, №6.

Появление в СССР нового дальнего ракетоносца-бомбрдировщика Ту-22М вызвало большую озабоченность у руководства стран НАТО. Первая информация
о разработке советского дальнего бомбардировщика с крылом изменяемой стреловидности просочилась на Запад в конце 60-х годов. В 1969 году в авиационных журналах появились рисунки и схемы самолета, очень схожие с первоначальным проектом "145". В начале 70-х годов на Западе появляется информация о первых Ту-22М. Анализируя предполагаемые летнотактические данные Ту-22М, а может быть имея на руках данные по проекту "145", западные
аналитики приписывают самолету качества межконтинентального носителя, способного наносить удары по территории США. В результате Ту-22М стал одним из "камней преткновения" в переговорах по сокращению стратегических вооружений между СССР и США в 70-ые годы. После долгих и тяжелых переговоров СССР пошел на договоренность с США в рамках ОСВ-2, по которому судьба Ту-22М решилась не лучшим образом для этого авиационного комплекса: со всех Ту-22М, находившихся в строю, сняли оборудование заправки топливом в полете, что значительно ограничило возможности всего авиационно-ракетного
комплекса. Кроме того, по договору, США добились от СССР ограничения серийного производства Ту-22М на уровне тридцати машин в год.

Это сообщение отредактировал 8squadron - 1.07.2018 - 22:56
 
[^]
Motomaniak
2.07.2018 - 09:27
0
Статус: Offline


Растворимый

Регистрация: 3.12.10
Сообщений: 10306
Цитата (Tu95ms @ 1.07.2018 - 19:12)
Цитата (AKlion @ 1.07.2018 - 18:55)
Цитата (kxmep @ 1.07.2018 - 18:35)
Цитата (Lonesomewolf @ 1.07.2018 - 18:29)
штанги дозаправки лежат рядом на складе и установить их по тревоге - 30 минут.

Ну, это преувеличение. Одна предварительная подготовка (рабочий день) - точно.
И еще нюанс, мало просто поставить штангу, надо еще и летный состав обучать этому (весьма сложному) маневру - дозаправке в воздухе.

На всех этих самолётах, даже на последней модификации эта штанга еать, но снятая и установка её занимает совсем немного времени, а лётный состав проходит обучение дозаправки в воздухе.

на Ту-22м3, которые сейчас стоят на вооружении, нет штанги, на складах не лежат и быстро установить проблематично

Всё верно, там и места для установки уже не осталось.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 22802
0 Пользователей:
Страницы: (2) [1] 2  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх