В знаменитом когда-то произведении Всеволода Иванова «Бронепоезд 14-69» (о гражданской войне на Дальнем Востоке) партизаны разрабатывают план захвата бронепоезда, основываясь на таких шатких психологических предпосылках и предположениях, что даже оторопь берет. Даже первая строчка книги дает некоторое представление об использовании такого мощного оружия, как бронепоезд.
Бронепоезд «Полярный» под № 14.69 охранял железнодорожную линию от партизан (курсив. В.И. Иванова).
В случае с литературным бронепоездом налицо «договорняк» — передача военного имущества противнику с имитацией боевых действий на каких-либо заранее оговоренных условиях.
Метода знакома нам со времен Гая Юлия Цезаря. Не зря он описывал сенату свою победу над Фарнаком необыкновенно скупо. Пришел, увидел, победил. О сражении, в котором погибло менее 100 легковооруженных лучников, которые попали под случайную понтийскую раздачу, много не расскажешь.
Вернемся к бронепоезду.
Прежде всего бронепоезда прекрасно справляются с обеспечением тыла. Любой мало-мальски важный объект, находящийся под угрозой воздушного нападения, может быть прикрыт группой бронепоездов с достаточным зенитно-ракетным вооружением. Мобильность и огневое могущество бронепоездов неоспоримо и при прикрытии флангов. В гражданскую войну бронепоезда комплектовались пушками 122-мм калибра, способными стрелять на 12-14 верст.
При стрельбе из таких орудий платформы расцеплялись, кронштейны откидывались, платформы стопорились, но эффект того стоил. Были и менее тяжелые орудия, позволявшие вести стрельбу с хода.
Замечателен тот факт, что в 1921 году американцы установили на железнодорожные платформы орудия в 356 мм, способные стрелять на расстояние 23 километра. И Конгресс одобрил производство четырех артиллерийских групп на железнодорожных платформах.
Огневая мощь впечатляет. Если бы у немцев в Нормандии были бы такие бронепоезда, то десант нужно было бы устраивать где-нибудь в другом месте.
Отмечалось неоднократно, что попытки лобового штурма бронепоездов всегда оканчивались провалом. Легкая уязвимость с воздуха движущихся по железной дороге поездов и бронепоездов — тоже из области фантастического кино.
Расстреливались в основном неприкрытые и невооруженные грузовые и грузопассажирские поезда. Результативная стрельба по поездам с самолетов времен Великой Отечественной войны начинается с 3000 метров, а это прямое действие зениток. В царской России рекомендовалось устанавливать на бронепоезд один броневой вагон с 14 пулеметами системы Виккерса. Этого было достаточно, чтобы ни один состав не был поврежден с воздуха за все время первой мировой и гражданской войн. Ныне же размещение средств ПВО на железнодорожной базе может ограничиваться только фантазией проектировщика.
Для захвата станций или других узлов железнодорожного назначения, для обороны самого бронепоезда в состав экипажа включалась полурота солдат с пушкой, двумя пулеметами, связью и прочим интересным. Итого до 112 человек живой силы, включая горниста-сигнальщика. И опять же, надо понимать, что запас боеприпасов для этой группы может быть фактически неисчерпаем.
Если, конечно, не слишком удаляться от сухопутного линкора.
Если гипотетически предположить наличие бронепоездов в республиках Донбасса, то в условиях развитой железнодорожной сети и при подавленной активности самолетов и вертолетов ВСУ это был бы весомый аргумент в пользу победы добра над злом.
С развитием беспилотной авиации бронепоезд может служить базой для этих самых аппаратов. Базой, оснащенной полным ремонтным комплексом, чего практически невозможно добиться в автомобильном исполнении. Базой, где операторы размещаются в комфортабельных условиях, и, опять же, начинка вагонов может быть специально спроектирована под стоящие задачи.
Ещё в 1927 году полковник российской армии Шавров А.В., служивший до гражданской войны в генеральном штабе, основываясь на боевом опыте первой мировой и гражданской войн, разработал методы взаимодействия танков и бронепоездной группы.
Взаимодействие бронепоездов и авиации, бронепоездов и кавалерии. Он предлагал революционно и даже где-то «крамольную» вещь: включать авиационный взвод непосредственно в состав бронесостава на специальных платформах. Этот авиационный взвод должен был корректировать огонь башенных и платформенных орудий с закрытых позиций, вести разведку и «факультативно» — бомбометание.
Наиболее эффективными признавались действия пары или более бронепоездов по параллельным веткам пути. Причем предполагалось создание тяжелых и легких бронепоездов для решения специфических задач. Понятно, что это усложняло схему управления и вызывало бы к жизни невиданное до сей поры воинское соединение — батальон бронепоездов. Батальон, в который входили бы ещё технический состав и ремонтный, с запасом шпал, рельсов и вагоном-рестораном с казино, девочками и виски.
Формат позволяет и это!
Бронепоезд имеет и недостатки, один из которых сходен с кавалерией: сложность обучения персонала. Требуется длительная учеба и практические занятия.
Учите! Учитесь военному делу настоящим образом! Война всегда будет вестись человеком, он останется главным ее материалом. Война — это воля человека, его усилия моральные и физические должны быть обращены на подготовку к ратному труду. Армия без сознания долга, без любви к Отечеству, без нравственных обязанностей немногого стоит, какими бы совершенными машинами она ни была вооружена.
https://topwar.ru/141967-nash-bronepoezd-na...asnom-puti.html Это сообщение отредактировал Турук - 26.05.2018 - 08:27