Снижение качества - это мировая тенденция. Причина - мотивация спроса, который в свою очередь стимулирует конкуренцию, и, в конечном итоге, технический прогресс. Не скажу что в этом есть безусловное благо, но при соблюдении определенного баланса это идёт на пользу.
Ну и к вопросу социализма. Сама идея изначально не лишена недостатка, в виде того же ограничения конкуренции. Самый качественный и справедливый регулятор - это рынок. Плановая экономика в мирное время гораздо менее эффективная, чем рыночная. По очевидным причинам: невозможно искусственно регулировать спрос и предложение. При этом, как правило, заметнее хромает предложение. И тут возникает необходимость особое внимание уделять качеству. Стиральная машина "Волна", помимо того что она не сломается еще лет 100, снижает спрос на на более современную технику: тихую, экономичную, с отжимом и режимом отложенной стирки. Таким образом проще обеспечить общество стиральными машинами - херовыми, но вечными. При этом стимула для разработки и массового производства чего-то более технологичного нет. И, естественно, обязательным условием при этом является закрытие рынка для импортных аналогов. Создание препятствий для импорта есть и в капиталистических системах, но с другой целью - поддержки внутренней конкуренции. Апофез всего этого - снижение уровня жизни: он подразумевает не только количество, но и потребительские свойства товаров, которые ты можешь себе позволить.
Что далеко ходить: "Автоваз". Точнее, уже "Рено-Ниссан-Автоваз". Если ты не в курсе, несмотря на охулиардные инвестиции из бюджета, спрос на колесницы с ладьёй на радиаторной решетке стимулируют охуенными пошлинами на ввозимые иномарки. Убери эти пошлины - "пассат" по стоимости сравняется с "калиной". А внутренней конкуренции как таковой никогда не было: на фоне инвестиций в "автоваз", загандошили "АЗЛК", "ИЖ", и легковую линию "ГАЗа", Автоваз при этом не смог ни снизить себестоимость, ни предложить востребованный качественный продукт. То что как-нибудь нормально ездит, начали производить только после продажи значительной части "Рено" и "Ниссан". Но будь у ВАЗа конкуренция в виде других отечественных проектов - был бы стимул и поднять качество, и снизить стоимость, и оптимизировать, и поднять потребительские характеристики. Можем только догадываться, сколько бы стоила и как была "нафарширована" "веста", если бы имела конкурента хотя бы в виде "Волги-сайбер".
[Кстати, очень жаль её что загубили - производилась приличная машина хорошего качества по приемлемой цене и в интересных комплектациях. Когда она стоила наравне с "солярисом", ЯП выбрал "Волгу", ибо по комфору и качеству это почти "октавия".]
Как-то так.