ну, всерьез началось это еще при Андропове - до верхушки дошло, что страна явно идет в тупик и ничем хорошим это не пахнет. Как боролись - я помню: тащить энд не пущать метод. Меня брали за попу в Риге, в кинотеатре, в среду. Были посланы нах потому как я просто убивал время до вечерней электрички домой и это был мой законный выходной день. Призвали ментов, а я военный, только по гражданке, ментам меня задерживать нельзя, визгу-то было.
Постановлений в 1983м понапринимали - мульйон, торгашей сажать начали и зажравшихся "партейцев" выгонять, но....что делать с экономикой никто не знал. По простой причине - никто в Союзе понятия не имел о самых простых современных экономических теориях. Не было в Союзе экономистов хорошего уровня - варились в своем соку, начетничали, карьеру делали. Посему приступили к реформам привычными методами НКВД, а ситуация была уже - хуже некуда. Именно тогда в Вену были посланы молодые и перспективные Чубайс, Авен, Гайдар и прочие - учиться экономике, а не той херне, что в советских ВУЗах преподавали.
Союз имел одно неоспоримое преимущество - по факту, это была одна большая многопрофильная корпорация с единой системой управления. Управлять было некому. В том же Китае и в то же время ситуация была намного слабее, но под запад они не легли. То, что чубайсы, поднаучившись уму-разуму оказались перед выбором - использовать все положительные стороны СССР ( а их было немало) или стать очень богатыми людьми продав страну...это другая уже история.
Кстати: В 1983м, в Риге, когда меня пытались скрутить за уклонение от ударного труда на благо общества, особенно одна дама лет 30-35 из "рабочего патруля" активничала, аж повизгивала от усердия. Она была единственной латышкой в этом патруле. Сильно расстроилась, что меня наказать нельзя, кричала. Призывала ментов (которым я уже объяснил, что с ними будет, ежели они ко мне лапы протянут) не медленно меня