Да, кстати, нашел вот на варпосте
(отрывок из статьи)
Гадюкинский мостК сожалению, на русском языке такой класс литературы долгое время отсутствовал в принципе, если не считать пары абзацев в упоминавшихся выше книгах Анатолия Митяева — что примечательно, тоже ветерана. Конечно, после Великой Отечественной издавались книги наподобие «Боевых действий стрелкового взвода» с разбором реальных боёв, в том числе и неудачных. Но, разумеется, без использования «перезагрузки».
В отечественной художественной литературе можно вспомнить разве что книгу «Сын отца своего» Владимира Возовикова. В этом произведении юный лейтенант, несмотря на непонимание со стороны начальства, однокашников и солдат, упорно учит подчинённых ездить и стрелять не как на полигоне — по знакомым до миллиметра прицелам и мишеням, — а как в реальном бою. Повесть была экранизирована в 1986 году под названием «Атака».
И лишь недавно появился «Гадюкинский мост» Ростислава Марченко. По сюжету здесь взвод современных российских десантников со штатной бронетехникой, а также колонной грузовиков попадает в лето 1941 года — и волей обстоятельств должен защитить госпиталь с ранеными от наступающего немецкого отряда. На вооружении взвода — бронемашины БМД-4М и БТР-Д, АГС-17 и другие гранатомёты, пулемёты «Корд» и ПКП «Печенег», автоматы АК-74М и прочее современное оружие. Из-за этой особенности книгу Марченко часто ошибочно относят к произведениям популярного фантастического жанра альтернативной истории, в которых очередной наш современник учит жизни товарища Сталина или государя императора, и хорошо, если не обоих сразу.
Однако альтернативная история — совершенно другой жанр, отличающийся от Суинтона как упражнение «сколько яблок останется у Пети, если одно заберёт Коля?» отличается от чеховского «Вишнёвого сада». Увы, в отечественной литературе — чаще всего с качеством на уровне школьных фантазий «меня обидели злые враги, и я сейчас напишу, как бы я всех победил». То есть современные авторы произведений на тему альтернативной истории, по сути, решают совершенно противоположную задачу — не учат относиться даже к учебному заданию максимально ответственно, а помогают и дальше предаваться сладким мечтам.
Стоит отметить, что зарубежные авторы произведений в жанре альтернативной истории, от Марка Твена до Стюарта Слейда, подходят к предмету гораздо тщательнее. Сам жанр как таковой вполне имеет право на существование, и решающим показателем здесь является качество.
В «суинтоновской» же литературе допустимо многократное переигрывание одной и той же ситуации и исходное учебно-идеальное состояние своих войск, что компенсируется противником, который совершенно не склонен играть в поддавки.
Из плюсов книги Марченко можно отметить нелинейный сюжет. Например, когда герой, привыкает решать предварительные этапы своей задачи без проблем, затем он буквально парой неосторожных слов создаёт себе катастрофу на ровном месте. Интересно и указание на возможную неоптимальную структуру современных мотопехотных отделения и взвода. Но над этим стоит подумать уже настоящим армейским специалистам.
Главный герой «Гадюкинского моста» не раз с горечью отмечает, что его противник не делает ничего такого, что не было бы предусмотрено уставом. При этом Марченко при описании действий немцев ссылается на конкретные случаи лета 1941-го.
В обсуждениях новой книги её автору не раз предъявляли претензии, сводящиеся к тому, что описываемое немецкое оружие в конкретных условиях будет неэффективным. Подобные пикировки обычно превращаются в очередное сложение километров в час с миллиметрами брони. На самом же деле по законам изобретённого Суинтоном жанра конкретные ТТХ оружия противника практически неважны. Грубо говоря, если герой допускает ошибку, подставив себя или подчинённых под выстрел, не имеет значения, из чего именно вылетела пуля: из штуцера времён Крымской войны, «трёхлинейки» или современнейшего снайперского комплекса. Или снаряд — из гаубицы Первой мировой или новейшей самоходки. Хотя зазнайство «что может сделать оружие 70-летней давности новейшей бронетехнике?» справедливо наказуемо не только в книгах.
Что касается минусов «Гадюкинского моста», то к их числу можно отнести следующее. Традиционно выводы в подобных книгах излагаются кратко, чётко и ёмко, максимально простым и доступным языком. К сожалению, в случае с книгой Марченко они сложны для восприятия, а тем более для запоминания. Тем не менее несомненно, что «Гадюкинский мост», как и его зарубежные аналоги, вполне заслуживает прочтения и внимательного осмысления.
https://warspot.ru/8301-ot-duratskogo-broda...ukinskogo-mosta