А теперь древнеиранские бани..
Знакомство с древними иранскими банями (хамам)Oct. 6th, 2014 at 11:47 AM
Хамам или, как еще называют «Гармабех», - это помещение, куда приходят люди, чтобы помыться. Внешней особенностью иранских бань является то, что внутри помещение украшено семицветной облицовочной плиткой, глиняными плитками, на которых выполнены различные изображения.
До нового времени хамом считался общественным местом. Хамомы строили рядом с оживленными улицами и возле рынков.
С точки зрения архитектуры общественная баня в основном имела входную дверь, открывающуюся на петлях, которая вела в помещение для переодевания. В таком помещении, как правило, в углу, располагалась касса бани.
Это помещение ведет к холодной комнате, еще эту комнату называют «Первый бейт». В холодной комнате расположены бассейны с горячей водой, воздух в этом помещении горячий. Горячая вода попадает в холодную комнату по трубам, сделанным из глины, которые проходят сквозь стену из другого помещения – второй комнаты или, как еще можно сказать, паровой комнаты.
Из холодной комнаты можно попасть в другое помещение называемое «Бейт оль-хараре» (горячий бейт), или как еще называют, «Горячая камера». В этом помещении есть бассейн, который заполнен горячей водой. Температура воды в бассейне – максимально возможная, которую человек может вытерпеть, обмывая свое тело. Пол этого помещения полностью выполнен из мраморного камня с тем, чтобы было легче производить уборку и помывку полов.
Потолки помещений в хамомах имеют куполообразную форму и в них предусмотрены проемы - фонари, через которые внутрь помещений попадает естественный свет. Фонари оснащены открывающимися дверцами из стекла. Все это сделано для того, чтобы внутрь хамома попадал только солнечный свет, а проникновение холодного воздуха с улицы внутрь помещения было бы невозможным. То есть, хамомы имели только естественное освещение.
Обычно при строительстве хамомов использовались кирпич, камень, мрамор, так как эти материалы хорошо противостоят воздействию воды. С задней стороны хамома располагается бойлерное помещение, в котором в находящихся в нем больших медных котлах кипятят воду.
По системе глиняных труб кипяток и пар из бойлерной распределяется по различным частям хамома. В бойлерной есть только одна дверь, ведущая на улицу, через которую в бойлерную заносят топочный материал, необходимый для топки котлов.
Люди, которые работают в хамоме:
«Тавонтаб»: человек, в обязанность которого входит поддержание чистоты и порядка в хамоме, он отвечает за нагрев воды в котлах.
«Даляк»: человек, который зарабатывал средства к существованию тем, что помогал людям мыться, в том числе намыливая тело моющегося с помощью мочалки.
«Моштамальчи»: человек, который делал массаж посетителям хамома. Чтобы его позвать, посетители, находившиеся в помещении «сарбине» (холодная комната или помещение для переодевания) громко выкрикивали слово «Хошк».
«Хамоми»: владелец частной бани, как правило, владелец общественной бани сам лично вел дела и управлял всем процессом ее работы.
«Паду»: это человек, чья обязанность заключалась в распределении обуви посетителей хамома по парам, иногда он занимался перемещением людей, находившихся в помещении для переодевания. Как только посетитель входил внутрь хамома, то есть в помещение для переодевания, «Паду» ставил его обувь под скамейку и клал на скамейку чистое полотенце. Как только посетитель раздевался донага, «Паду» давал ему еще одно полотенце, которое посетитель обвязывал вокруг талии, затем посетитель собирал свою одежду и клал ее на первое полотенце, заматывал полотенцем одежду и клал все это под скамейку.
Средства и предметы для помывки, использовавшиеся в хамомах в старину:
Сетки для мочалок, мочалки, расчески, ванны, мыло, тазики, белила, зеркало, молоко, хна, кедр, полотенца, лампа, пемза, цветы и др.
Некоторые технические и культурные особенности хамама:
Старинные общественные хамомы проектировались таким образом, чтобы вошедший в хамом посетитель мог пройти по различным его помещениям по принципу от более холодного места (место при входе, где температура равна температуре на улице) к более теплому месту.
История хамома в Иране:
С давних пор иранцы сильно заботились о вопросах личной гигиены, они придавали большое значение чистоте своих тел, с этой целью они регулярно ходили в бани, особенно данная практика приобрела большее развитие в период после исламизации Ирана.
До ислама последователи Заратуштры Мехра уделяли внимание вопросам гигиены и вода, считавшаяся тогда проявлением чистоты, была наделена чрезвычайными свойствами святости.
Слово «Падяви» означает чистоту и очищение, содержание в чистоте. Слово «Пасьо», то есть внутренний дворик, имеет тот же корень и означает место, где что-либо моют, чистят. В мечетях такое место называется «Вузухане». Слово «Пасьо» вновь пришло в Иран из французского языка patio.
Слово «Гармабех» (баня, хамом) состоит из двух частей: слова «гарм» (тепло, жара) и «абех», что означает место, где есть горячая вода.
Во всех иранских городах и поселках есть хамомы, которые обычно строили рядом с мечетями. Хамомы делятся на две части: для мужчин и женщин. Хамомы открывают свои двери еще до призыва на утреннюю молитву.
В каждом хамаме есть холодное помещение, горячее помещение, место, где можно помыть тело, касса, место, где можно посидеть и одеться и др.
Хамамы также строили и под землей. Это делали для того, чтобы, во первых, зимой в хамомы не проникал холодный воздух, во вторых, для того, чтобы можно было собирать в верхнюю емкость хамома поверхностную воду, которая текла по арыкам и каналам.
В древние времена в качестве топлива в хамомах использовали пустынный чертополох, кизяк и отходы животных. Для строительства хамомов иранские строители использовали такие материалы, как камень, кирпич, смесь гравия и извести. Внутренние поверхности стен хамома покрывали слоем глины, известью смешанной с волокнами растения, называемого «Луи» или «Луке», соломы, а иногда в смесь добавляли и волос.
Герметичность пола в хамоме достигалась за счет устройства слоя из глины, извести, козей шерсти, сала, воска, грубой парусины и других материалов, затем на данный слой наносился еще один слой из известкового раствора.
В хамоме есть два бассейна с теплой и горячей водой. Посетитель сначала окунается в бассейн с теплой водой, где в частности он и моет свое тело, затем посетитель переходит в бассейн с горячей водой, где происходит окончательное завершение помывки тела.
Под бассейнами хамома расположен очаг в виде большого медного котла, под которым разводят огонь. Огонь разводят с ночи для того, чтобы к раннему утру вода в бассейне нагрелась.
Каждые несколько дней основание в бассейне очищают от грязи специальными щетками, также в воду бассейна добавляют известь с целью обеззараживания воды от микробов.
Пол хамома покрывают отполированными каменными плитами, под ними устраивают каналы, которые строители называют кошкой, через эти каналы проходил дым от очага вместе с избыточным теплом, в итоге это приводит к обогреву полы хамома.
Хамомы не использовались только как место для помывки, но и считались важным органом жителей городов и деревень. Их строили в каждом населенном пункте рядом с мечетями и базарами. После того, как посетители хамома заканчивали мыться они продолжали находиться в хамоме в «холодном» помещении и приступали к беседам и разговорам.
В хамомах вели беседы, спорили, узнавали новости. Также за разговором посетители курили кальян и пили чай. В старые времена владельцы хамомов не требовали денег у посетителей за помывку, они считали для себя гордостью создание условий для помывки и расценивали это большим богоугодным делом.
В городах и деревнях хамомы работали в разные дни для женщин и для мужчин. Всегда рядом с большим хамомом строили маленький хамом. Маленький хамом с призывом на утреннюю молитву и до заката солнца обслуживал женщин, а большой хамом соответственно мужчин.
После того, как солнце взошло, мужчины покидали большой хамам и до полудня большой хамом принимал только женщин, после полудня и до вечера хамом снова работал только для мужчин.
В старину хамамы были местами, где люди мылись, где расплетали и заплетали косы, где посетители мылили свои тела мылом, где производили кровопускание (из вен), снимали боль, делали массаж, делали эпиляцию, брили головы мужчинам, красили волосы хной и кедром и др.
Говорят, что в старые времена с рассветом возле хамомов громко выкрикивали, что хамом готов принять посетителей, таким образом сообщали посетителям, что вода согрета и напоминали посетителям побыстрее прийти в хамом помыться. Если посетитель промедлит и придет позже, то вода уже остынет, солнце взойдет и, следовательно, нужно будет уже совершать утренний намаз.
В ушах стариков еще звучит призыв, чтобы прийти в хамом: «Эй соседи, эй мужчины, эй женщины, эй те, кто ходит в хамом поспешите, вода остывает, солнце встает, наступает время утреннего намаза».
Призыв пойти в хамом произносится в виде скороговорок, это вызывает смех и улыбки у жителей городов и деревень.
Старший по хамому, как правило, сидит за деревянным столом возле входной двери. После помывки в хамоме посетители выходят, держа с собой тюк с грязной одеждой, и на выходе они платят за посещение хамома.
Иногда старшие по хамому не сидят на своих местах, они крутятся рядом и разговаривают с посетителями и в этом заключается большая мудрость, так как в этом случае работник хамома не настаивает на получении денег у тех посетителей хамома, у которых, как он считал, их может и не быть.
В старину владельцы хамомов были набожными и религиозными людьми, они были убеждены, что этот вид деятельности является богоугодным, а значит и за него воздастся на том свете. В большинстве такие люди были терпеливыми и специально выбирали такую профессию среди других.
От этого вида деятельности они не приобретали больших материальных благ. В деревнях и в некоторых городских хамомах люди расплачивались после сбора урожая и при этом глава семейства платил за пользование хамомом членами своей семьи в натуральной форме, то есть пшеницей, ячменем, рисом и др. В больших городах плату за пользование всей семьей хамома производили раз в год или раз в месяц.
Во всех хамомах на видном месте установлена предупреждающая табличка, которая гласит о том, что посетители не должны приносить с собой в хамом ценные вещи или сдавать их на хранение старшему по хамому.
ТЫЦ