Мы готовим детей к позавчерашнему миру.

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (12) « Первая ... 9 10 [11] 12   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
genak75
1.12.2017 - 20:33
2
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 24.06.17
Сообщений: 342
На одном курсе учились


Мы готовим детей к позавчерашнему миру.
 
[^]
Калямбус
1.12.2017 - 20:34
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 10.05.12
Сообщений: 1492
Цитата (Laryx @ 1.12.2017 - 18:07)
Можете считать меня старпером, но я думаю, что те самые "устаревшие пять идей" - на самом деле, очень правильны, и никогда не устареют.

1. Хорошо иметь на всю жизнь надежную профессию - это и действительно, хорошо. Невозможно стать "специалистом во многих областях" - ты будешь просто дилетантом. Можно стать хорошим знатоком смежных направлений, когда это, фактически, просто "расширение твоей профессии", но считать, что ты выучился на юриста, а потом с тебя выйдет толковый психолог - глупо. Психологией можно увлекаться, но, я бы не стал обращаться за помощью в, скажем, панических атаках к бывшему юристу.

2. Нужно копить деньги - очень правильно и дальновидно. Достаточно послушать стоны тех, на ком висят кредиты или, тем более еботеки. Чуть что с работой - людей охватывает паника. У меня такого - никогда не было, у меня всегда был солидный запас, на котором я без проблем могу прожить целый год, а если "поприжаться", то и три. И сына своего - я также учу, что надо всегда иметь денежную "подушку безопасности". Красть свое будущее - недопустимо !

3: Нужно копить знания и во всем разбираться - да, знания желательно копить. "Во всем разбираться" - в любом случае не выйдет, но чем более ты эрудирован - тем больше ты защищен от проблем.

4: Нужно все делать хорошо, качественно - странно, что это вызывает сомнения. В конечном итоге - тот, кто делает "тяп-ляп" - всегда оказывается в проигрыше. Другое дело, что надо соотносить затрачиваемые усилия и результат.

5: Нужно стараться, чтобы усердием добиться успеха - конечно, это небесспорно, в современном мире блага, получаемые человеком гораздо больше зависят не от того, что и как делает и знает человек, а от того, "попал ли он в струю". Но, тем не менее, в среднем больше получают именно те, кто больше старается.


Резюмируя: нихрена эти идеи не устарели. Они ВСЕГДА будут верными, просто потому, что в этом суть человека, а эта суть меняется куда медленнее, чем хотелось бы всяким маркетологам, которые пытаются "впарить" новые истины.

короче не выдюжиз. ИМХО в статье суть не в том, что:
1. одна профессия на всю жизнь плохо, а в том что надо искать именно СВОЮ профессию, отрасль где ты лучший, а не куда мама-папа насоветовали.
2. Насчет копить деньги - при союзе копили. Оп нету денег. До кризиса копили - оп денег стало в разы меньше. Опять же в статье сказано про крайности (когда десятилетями над копейкой трясутся во всем себе отказывая). Так что да - подушка безопасности нужна, но в крайности впадать не стоит.
3. Опять же не все так буквально. Например никогда не был неучем, но всегда говорил, что я умный не потому что много знаю, а потому что знаю где искать. Широкий кругозор нужен, но принудиловкой его не добиться (тот же английский я учу с 5 лет. мне 28. думаете я знаю английский? gigi.gif ).
4. Опять же не столь буквально. ИМХО имеется например вы экономист или айтишник какой. а вам говорят построй АЭС (без отрыва от своей основной деятельности разумеется). Вопрос - вы построите качественную АЭС? или все-таки забьете на нее болт и сделаете качетсвенно именно то что можете?


 
[^]
Чатланен
1.12.2017 - 20:38
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 18.06.15
Сообщений: 7917
Цитата (genak75 @ 1.12.2017 - 20:33)
На одном курсе учились

hz.gif Вставил?
А хули терялся-то -ЯП...
 
[^]
avt25
1.12.2017 - 20:55
0
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 12.08.15
Сообщений: 600
Цитата (LEgiONer870 @ 30.11.2017 - 13:44)
ебать простыня..... ниасилил

я тож
 
[^]
Nadoyeda
1.12.2017 - 21:09
2
Статус: Offline


Кэп_напоминает

Регистрация: 5.11.15
Сообщений: 1447
Цитата (Saere @ 30.11.2017 - 13:42)
Теорема Пифагора устарела?

Встречный вопрос: "А когда вы ею последний раз пользовались и пользовались ли вообще?"
Детей в школе учат многим ненужным вещам, чтобы только было. В институте такая же хрень была! История КПСС - очень нужная вещь в момент, когда эта КПСС и СССР разваливались! А из-за этого предмета была реальная угроза отчисления.
Да, и самое главное, нагрузка в школе такая, что из неё выходят или скрюченные ботаники-отличники, а если физически нормальные, то НЕуспевающие по многим предметам (еле-еле на троечку!) Потому что все вечера и все выходные делаются домашние задания.
 
[^]
sfg12345
1.12.2017 - 21:21
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 13.12.16
Сообщений: 3464
Цитата (Калямбус @ 1.12.2017 - 20:34)

короче не выдюжиз. ИМХО в статье суть не в том, что:
1. одна профессия на всю жизнь плохо, а в том что надо искать именно СВОЮ профессию, отрасль где ты лучший, а не куда мама-папа насоветовали.
2. Насчет копить деньги - при союзе копили. Оп нету денег. До кризиса копили - оп денег стало в разы меньше. Опять же в статье сказано про крайности (когда десятилетями над копейкой трясутся во всем себе отказывая). Так что да - подушка безопасности нужна, но в крайности впадать не стоит.
3. Опять же не все так буквально. Например никогда не был неучем, но всегда говорил, что я умный не потому что много знаю, а потому что знаю где искать. Широкий кругозор нужен, но принудиловкой его не добиться (тот же английский я учу с 5 лет. мне 28. думаете я знаю английский? gigi.gif ).
4. Опять же не столь буквально. ИМХО имеется например вы экономист или айтишник какой. а вам говорят построй АЭС (без отрыва от своей основной деятельности разумеется). Вопрос - вы построите качественную АЭС? или все-таки забьете на нее болт и сделаете качетсвенно именно то что можете?

1. Это как? Выучиться на 3-4 специальности, а потом выбрать что нравится? И это в мире, где люди едва могут расплатиться за 1 приличное образование.
2. Ну это смотря как копить. Очнись, капитализм на дворе, не накопишь себе пенсию, хотя бы в виде отчислений с белой зарплаты и недвижимости, будешь хуй сосать.
3. Можно подумать, что умение искать тебе как-то помогло заговорить на английском.
4. Там вроде ясно написано: "Необходимая компетенция в современном мире – ранжировать эту иерархию: что нужно делать на совесть, что нужно делать на уровне «сойдет», что нужно делать, лишь бы отвязались". То есть вариант совсем не делать "тяп-ляп" не рассматривается.
 
[^]
167230
1.12.2017 - 21:32
0
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 2.03.15
Сообщений: 386
Цитата

Цитата (Калямбус @ 1.12.2017 - 20:34)

короче не выдюжиз. ИМХО в статье суть не в том, что:
1. одна профессия на всю жизнь плохо, а в том что надо искать именно СВОЮ профессию, отрасль где ты лучший, а не куда мама-папа насоветовали.
2. Насчет копить деньги - при союзе копили. Оп нету денег. До кризиса копили - оп денег стало в разы меньше. Опять же в статье сказано про крайности (когда десятилетями над копейкой трясутся во всем себе отказывая). Так что да - подушка безопасности нужна, но в крайности впадать не стоит.
3. Опять же не все так буквально. Например никогда не был неучем, но всегда говорил, что я умный не потому что много знаю, а потому что знаю где искать. Широкий кругозор нужен, но принудиловкой его не добиться (тот же английский я учу с 5 лет. мне 28. думаете я знаю английский?).
4. Опять же не столь буквально. ИМХО имеется например вы экономист или айтишник какой. а вам говорят построй АЭС (без отрыва от своей основной деятельности разумеется). Вопрос - вы построите качественную АЭС? или все-таки забьете на нее болт и сделаете качетсвенно именно то что можете?

1. Это как? Выучиться на 3-4 специальности, а потом выбрать что нравится? И это в мире, где люди едва могут расплатиться за 1 приличное образование.
2. Ну это смотря как копить. Очнись, капитализм на дворе, не накопишь себе пенсию, хотя бы в виде отчислений с белой зарплаты и недвижимости, будешь хуй сосать.
3. Можно подумать, что умение искать тебе как-то помогло заговорить на английском.
4. Там вроде ясно написано: "Необходимая компетенция в современном мире – ранжировать эту иерархию: что нужно делать на совесть, что нужно делать на уровне «сойдет», что нужно делать, лишь бы отвязались". То есть вариант совсем не делать "тяп-ляп" не рассматривается.

Ну да, с 1917 годом рождения большинство не только на пенсию, но и на броневик чтоб эту пенсию отбить, накопило. То года рождения стесняемся, то половой принадлежности, а с высокоинтеллектуальными(*духовными) высерами лезем. Люди, что с вами, вы всерьез думаете что высер засчитан? Профили свои еще раз почитайте.
 
[^]
qseft
1.12.2017 - 21:41
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 11.01.14
Сообщений: 1483
Еще один свидетель детей индиго
 
[^]
qseft
1.12.2017 - 21:51
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 11.01.14
Сообщений: 1483
Цитата
В США после школы дети едут путешествовать, смотреть мир, заниматься волонтерством. Это распространенная практика, так даже сделала дочь президента Обамы.


54% граждан Соединенных Штатов никогда не были за границей, а у 35%, по их собственным признаниям, даже нет паспортов. biggrin.gif
 
[^]
AstronVat
1.12.2017 - 21:55
1
Статус: Offline


Путешествую

Регистрация: 30.07.14
Сообщений: 1464
Цитата (YAPArsenal @ 30.11.2017 - 14:46)
Бомбануло то у автора.
Школа так то не дает профессию. Школа дает БАЗУ.
А профессию можно любую освоить, если освоена база

Отправлено с мобильного клиента YAPik+

Назначение школы - сформировать нужного текущему государству гражданина.
За базу у детей отвечают родители. И те кто перекладывает свою ответственность на школу - очень горько жалеют.
 
[^]
chizhik1234
1.12.2017 - 22:07
0
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 3.12.12
Сообщений: 1146
Цитата (sfg12345 @ 1.12.2017 - 18:43)
Цитата (chizhik1234 @ 1.12.2017 - 17:51)

Ну по упоминанию бендеровцев все с вами ясно....вам с EGM в одну сторону...

Про упоминателя упоминания бандеровцев, тоже все ясно, эталонный идиот, которому школьные учебники заменили необходимость думать. Образцовое туловище, которое не способно задавать вопросов власти, точно так же, как в школе учителю. А знание каких-то бесполезных фактов из такой системы образования, еще и придает уверенности в себе.

Жертва ЕГЭ, иди скачи дальше, эталонный представитель электората сисяна.
 
[^]
Mefisto77
1.12.2017 - 23:37
2
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 5.01.17
Сообщений: 349
Все правильно написано. Очень актуально. Пытаюсь постоянно убедить родителей, например, что много работать не означает хорошо зарабатывать. Но для большинства комментаторов инфа не дошла. Похоже перед ними высыпали жемчуг, много жемчуга...
 
[^]
sdloop
2.12.2017 - 00:00
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.02.12
Сообщений: 4138
Цитата (Nadoyeda @ 1.12.2017 - 21:09)
Цитата (Saere @ 30.11.2017 - 13:42)
Теорема Пифагора устарела?

Встречный вопрос: "А когда вы ею последний раз пользовались и пользовались ли вообще?"
Детей в школе учат многим ненужным вещам, чтобы только было. В институте такая же хрень была! История КПСС - очень нужная вещь в момент, когда эта КПСС и СССР разваливались! А из-за этого предмета была реальная угроза отчисления.
Да, и самое главное, нагрузка в школе такая, что из неё выходят или скрюченные ботаники-отличники, а если физически нормальные, то НЕуспевающие по многим предметам (еле-еле на троечку!) Потому что все вечера и все выходные делаются домашние задания.

Школьная программа и тогда была и сейчас рассчитана на среднестатистического школьника, который всегда самостоятельно выполняет все домашние задания с первого класса.

Ключевое слово - самостоятельно!
Тогда нарабатывается база и потом учиться легко и интересно.

А история КПСС - это курс о том как сделать революцию и управлять государством.
Во всех ведущих Вузах мира такой курс есть и востребован.
 
[^]
OlfelDega
2.12.2017 - 07:55
0
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 29.06.16
Сообщений: 109
Цитата (Alechandro @ 1.12.2017 - 13:05)
Цитата (OlfelDega @ 1.12.2017 - 12:25)
Работаю в школе. Поменяла уже несколько специальностей, но всё в рамках школы. В начале года директор сказала, что мы к такому повороту не обучены, но должны будем учить этому детей - то, что они каждые пять лет они будут менять свою профессию кардинально. Так как современный мир изменяется стремительными темпами. Конечно, для давно работающих учителей этот подход кажется странным. Но придётся привыкнуть, так как спущено сверху. Конкретно ничего не было. Просто предупредили, к чему готовиться. Поэтому сказать, что школа именно ретроградное учреждение, нельзя. Постоянно проекты, конкурсы. Да и школьники сами движуху устраивают.
У меня несколько  специальностей (секретарь, учитель истории, обществознания, психолог, социальный педагог). Хочу ещё на клинического психолога отучиться.  Мне комфортно чувствовать себя "универсалом".

Простите, но какой же вы "универсал"? А где нибудь кроме школы вы работать сможете? То есть вообще в организации ни коим образом не связанной с образованием? У вас то по сути движение по смежным линиям идет, ну кроме, с секретаря на учителя.

И таки образом "кардинальная" смена профессий по факту является смежной. Вот если бы вы кроме специальности "история" владели бы еще шведским и иранским языками, кузнечными работами и вдобавок бы еще публиковали рассказы допустим в хоррор-журналах - вот тогда бы гордо и заявляли - " Я - универсал!"

"Универсал" в школе.)) Всегда была тем, кем нужна. Один год преподавала шесть гуманитарных предметов в детском доме у "домашников". Администрация попросила. Конечно, физику не буду преподавать. А так - с моим образованием работают и на телевидении, и в администрации, и в полиции, и в опеке. Это я по своим однокурсникам сужу, конечно. Из всего потока всего два человека в школе остались. Лично мне можно работать в социальных центрах, например. В школе просто нравится, здесь комфортно. Поэтому не рвусь никуда.
И я публикую рассказы)) Это уже к слову о вашем последнем предложении. Олфель Дега псевдоним, если что, если что, можно найти в поисковике.

Это сообщение отредактировал OlfelDega - 2.12.2017 - 07:58
 
[^]
angu
2.12.2017 - 10:57
-1
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 4.03.16
Сообщений: 58
надо же такую хуйню написать... У меня сосед всю жизнь в собственной автомастерской на себя работает, машины как свои пять пальцев причем любые марки, за все эти годы уже постоянный круг клиентов, работает добросовестно и главное КАЧЕСТВЕННО, это самое главное что ценится, он этим живет, имеет определенный достаток. И вот появляется психотерапевт и говорит, что делать качественно это все пережитки прошлого, послушает мой сосед такого пиздабола-собеседника и останется с голой сракой на всю жизнь. А не пойти бы тебе на хуй психошарлатанка йобаная!!!
 
[^]
Poloniez
2.12.2017 - 11:09
1
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 3.08.17
Сообщений: 739
Цитата (angu @ 2.12.2017 - 10:57)
надо же такую хуйню написать... У меня сосед всю жизнь в собственной автомастерской на себя работает, машины как свои пять пальцев причем любые марки, за все эти годы уже постоянный круг клиентов, работает добросовестно и главное КАЧЕСТВЕННО, это самое главное что ценится, он этим живет, имеет определенный достаток. И вот появляется психотерапевт и говорит, что делать качественно это все пережитки прошлого, послушает мой сосед такого пиздабола-собеседника и останется с голой сракой на всю жизнь. А не пойти бы тебе на хуй психошарлатанка йобаная!!!

Как же пригорел пукан-то...
А почему? Там написали что твой сосед вымрет? Нет.
Там грамотно описаны изменения в обществе и то, к чему они приведут.

Тебе никто не сказал что делать качественно - пережиток. Тебе сказали, что важнее - сделать выбор, стоит ли тратить свои силы на качество твоего труда, если рядом есть сотня других возможностей, где на тот же результат не нужно будет упахаться насмерть.

А послать нахуй то, где ты половину букв не понял - первое дело для быдла.
 
[^]
Poloniez
2.12.2017 - 11:13
0
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 3.08.17
Сообщений: 739
Цитата (qseft @ 1.12.2017 - 21:51)
Цитата
В США после школы дети едут путешествовать, смотреть мир, заниматься волонтерством. Это распространенная практика, так даже сделала дочь президента Обамы.


54% граждан Соединенных Штатов никогда не были за границей, а у 35%, по их собственным признаниям, даже нет паспортов. biggrin.gif

Значит в США за границей было больше людей, чем всего людей в России. Что смешного?
Там есть возможность потратить пару лет на поиски себя, выяснить, что тебе по душе, чем вкайф заниматься - кредиты под 2%/год.

А не сразу к станку, выяснив через пару лет, что ты ненавидишь то, что делаешь, но при этом кушать-то хочется, а больше ты ничего не умеешь...
 
[^]
Wtatcxt
3.12.2017 - 12:50
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 11.01.14
Сообщений: 2093
Цитата (pjkjnfz123 @ 30.11.2017 - 13:41)
95% того, чему учат в школе – неактуально.

Есть такое выражение: генералы всегда готовятся к прошлой войне. Слышали такое? По сравнению с генералами, родители и тем более педагоги – это еще большие тормоза. Родители воспитывают детей в сегодняшнем дне. Когда мы думаем о том, чтобы было хорошо нашим детям, мы смотрим вокруг, анализируем окружающую действительность и из этого делаем выводы о том, чему их учить, чему не учить, куда направлять. Но при этом мы редко думаем, что к тому времени, как наши дети вырастут, сегодняшний день будет для них позавчерашним.

Но даже родителям тут даст очень много очков вперед школа, которая уже сегодня готовит детей к позавчерашнему дню. Уже сегодня 95% того, что учат дети в школе, неактуально, нерелевантно даже сегодняшнему дню, не говоря уже про будущее. Это такой парадокс воспитания, что в каких-то других сферах мы планируем вперед, занимаемся стратегическим планированием, думаем, что будет дальше, а когда дело касается воспитания детей, мы как будто забываем про этот люфт, который неминуемо существует.

За десять лет исчезнут 15% ныне существующих профессий

Вы просто отдайте себе отчет, что, по прогнозам, за ближайшие десять лет исчезнет от 12 до 15% ныне существующих профессий. Ваши дети еще не вырастут, многие из них еще школу не закончат, а уже не будет 12-15% обычных, базовых профессий, которые сейчас есть вокруг нас. Мы с трудом можем представить, что будет через 20 лет, когда уже точно все ваши дети вырастут.

Современный мир отличается огромной скоростью изменений. Все помнят, когда у вас появился первый личный компьютер? А первый мобильный телефон? Есть кто-то, кто уже ездил на электромобиле? Я вас уверяю, что если задам этот вопрос через 2 года, то уже будет несколько рук.

Вы никогда не задавали себе вопрос, почему часто действия многих остросюжетных сериалов происходят не в современном мире, а хотя бы в 80-е годы? Просто сейчас какая-то ностальгическая нотка популярна.

Но если мы представим себе, что у героев есть мобильные телефоны, задача остросюжетности усложняется на порядок. Режиссеры просто переносят действие в те времена, когда нет мобильных телефонов. И сразу куча движухи: этот потерялся, этот ищет его, этот не знает, где он, этот не сказал, этот не понял. А что делать сейчас, если у всех мобильники?

Нужно придумать какую-то искусственную ситуацию, что, например, герой попал в какую-то зону, где нет сигнала или его заглушили инопланетяне. Это не просто какая-то техническая штучка – она меняет нашу жизнь, наши отношения, например, с детьми, которые выросли в сфере контроля над ними. Раньше ваши родители знали, что вы делаете целый день? Нет.

А сейчас кто из вас готов смириться с тем, что вы до вечера не будете знать, где находится ваш ребенок, что он делает, надел ли шапочку, покушал ли?

Мамочка пишет в WhatsApp: «Ты шапочку надел?» Он отвечает: «Надел». Она снова пишет: «Сделай селфи и скинь».

А некоторые мамочки так в лоб не пишут, они просят ребенка сфотографироваться с котиком, чтобы убедиться, что все в порядке. Дети тоже как-то приноравливаются к этой ситуации.

Дети во многом разбираются лучше взрослых

Насколько сильно меняет жизнь интернет? Во всех смыслах, начиная от возможности удаленной работы, заканчивая тем, что мы больше не можем контролировать, что и когда узнает наш ребенок.

Некоторые спрашивают психологов: «С какого возраста можно разрешить ребенку завести страницу в соцсетях?» Ребята, он у вас забыл спросить! Он за минуту заведет и зайдет на перемене с телефона одноклассника, везде зайдет, куда захочет, а вы даже не будете знать.

Да и вообще ребенок в этом разбирается лучше вас.

Это тоже очень интересное новое изменение – у нас сейчас дети часто разбираются в чем-то лучше, чем взрослые. Никогда в истории человечества такого не было, а сейчас это норма.

И в ситуации таких быстрых изменений, такой непредсказуемости, такой многозначности взрослые нервничают, они не знают, что будет дальше. Не случайно сейчас так популярны футурологи, которые пытаются понять, что же будет дальше. Когда родители нервничают, они начинают давить на детей, требуя от них соответствия будущему, о котором мы не знаем.

Мне кажется, это особенность нашего времени: с одной стороны, мы понимаем, что не можем предугадать будущее, с другой стороны, мы переживаем. Но переживать из-за будущего невозможно, потому что невозможно переживать из-за того, что не знаешь! Как можно нервничать и говорить ребенку, чтобы он готовился к тому, чего не знает?

Поэтому мы переживаем из-за того, из-за чего можно переживать. Как он сдаст ЕГЭ, усваивает ли те 95% ненужного материала школьной программы, выучил ли он это, запомнил ли другое. Беспокойство находится в очень древних слоях мозга, это такая инстинктивная программа, реакция на стресс, а сверху надстроен умный кортикальный мозг, который не любит когнитивного диссонанса, когда мы беспокоимся непонятно – мозг этого не любит, он немедленно начинает думать: раз человек беспокоится, значит, должна быть какая-то причина, и начинает эту причину подверстывать. Как троечник задачку под ответ подгоняет.
Есть много возможностей доверстать свое образование

Я сейчас очень много общаюсь с людьми из России, которые переехали в Европу с детьми и ходят в местные школы. Обе стороны обалдевают друг от друга.

Говорят, швейцарское министерство образования проводит специальное совещание, где обсуждает, что делать с русскими мамами. Им дали название «мама-вертолет». Это мама, которая, как квадрокоптер, нависает над ребенком и следит за ним, беспокоится.

При этом моя молодая коллега, которая уехала в Швейцарию несколько лет назад, говорит, что там вообще другое отношение к образованию: сразу после школы в университеты идут либо ярко выраженные ботаники, которые будут заниматься исследованиями, либо дети богатеньких родителей, у которых это вариант продления детства.

Все остальные предпочитают сначала поработать и осмотреться какое-то время или, работая на низкоквалифицированных работах, поездить по миру. Побывать в качестве ассистентов и помощников в разных сферах, потом идут в какой-то бакалавриат. После его окончания год или несколько лет работают, а потом идут в магистратуру, иногда по другой специальности.

И это модель, к которой мы будем двигаться. Но мы держимся упорно: если детка не поступила после школы в университет – жизнь не удалась, я плохая мать, вообще все ужасно, катастрофа. Понятно, тут есть прагматичные соображения, и об этом можно поговорить с ребенком: например, сказать мальчику: «Тебе бы лучше поступить сразу, потому что в армию если попадают, то все равно сильно лучше в 22 года, чем в 18». Но мы же не так говорим, мы же говорим: «Не поступишь, кошмар, конец света, дворником будешь!» Иногда на это смотришь и диву даешься.

Прогнозы сейчас говорят о том, что дети, рожденные в новом веке, после 2000 года, с большой вероятностью будут жить 100-120 лет, если ничего не случится катастрофического. А вы им выносите мозг из-за контрольной по химии.

Иногда просто, может, поговорить с ребенком о том, что ему жить 120 лет, чтобы он не планировал прыгнуть с крыши из-за плохого экзамена или несчастной любви? Может, поговорить с ним о том, что впереди у него еще долгая жизнь, и все это еще 10 раз изменится, и, если он захочет выучить химию (вдруг она ему понадобится), это возможно.

Посмотрите, какое сейчас огромное количество возможностей доверстать свое образование, если в свое время вы его не получили. Моей знакомой из Швейцарии 34 года, здесь она получила юридическое образование, но не хочет работать юристом, хочет теперь быть психологом. Говорит, что в группе своей на бакалавриате, то есть для нас это первый курс, она по возрасту средняя – примерно полгруппы младше ее, полгруппы старше, вплоть до 60-70-летних людей.

Почему нет? Может быть, люди не имели возможности получить образование или еще не понимали, что это их специальность. Сейчас они хотят и могут. Вот это модель будущего. Какая разница, на что ребенок написал контрольную по итогам третьей четверти. Это все в этом масштабе часто бывает совершенно неважно. А что важно?
А мы пытаемся прививать детям взгляды наших родителей

Как много внимания мы уделяем иностранным языкам. Действительно, в современном мире без английского никуда. Плохое знание языка нашу науку очень сильно тормозит, потому что у нас среднестатистический соискатель кандидатской степени, особенно в естественных науках, иногда не может прочитать современные статьи.

Но, судя по всему, нас отделяет пять, максимум десять лет от очень хорошо работающего синхронного google-переводчика, после чего все эти часы и годы, потраченные на английский язык, будут просто не нужны. Да, google-переводчик не позволит вам никогда читать Шекспира в подлиннике, наслаждаясь, но не наслаждаясь позволит. Но кто-то все равно будет читать в подлиннике.

Экзотические хобби у людей всегда останутся. Через 15-20 лет экзотическим хобби станет умение водить автомобиль, так же как сейчас кому-то по приколу и он на лошадке умеет кататься. Люди ищут специальные места, где этому учат и берут за это деньги немаленькие, и катаются для удовольствия. А когда-то было ненормально, чтобы люди не умели скакать на лошади.

Это было невозможно, это был серьезный такой провал в подготовке, в социализации. Это все меняется, и по большому счету мы не можем даже предсказать, куда и что рулит.

Давайте сейчас подумаем, чем мы занимаемся в этой ситуации. Мы занимаемся тем, что по-прежнему переживаем за детей и пытаемся прививать им те же взгляды, те же представления о том, что правильно, что лучше, что хуже, какие были у наших родителей, у наших предков.

Когда у вас слишком крутая лестница, вы инстинктивно хватаетесь за перила. Когда происходит слишком быстрый темп изменений, люди инстинктивно хватаются за ностальгию и думают: «Вот как хорошо было раньше». Слышали ностальгические: «Вот раньше в советской школе хорошо учили», «А вот раньше там дети слушались родителей», «А вот раньше дети уважали», «А вот раньше дети книжки читали»? Психологически это очень понятно.

Другой вопрос: ты ностальгируй – не ностальгируй, а линия времени находится в одном направлении. Конечно, может быть, у нас случится всемирная религиозная фундаменталистская революция и мы опять все будем ходить в паранджах или в чем там получится, или случится ядерная война, и мы будем снова силками ловить кроликов двухголовых и разжигать от солнца костер, но это уже совсем форс-мажор, который мы тоже не можем рассчитать и предполагать.

Возможно, имеет смысл учить детей разжигать костер от солнца. Но мы все-таки надеемся на лучший вариант, что у всех хватит мозгов до такого не довести.

Топ-5 устаревших идей, которые мы до сих пор внедряем в головы детей

Идея №1: Хорошо иметь на всю жизнь надежную профессию
Конечно, есть профессии, которые, наверное, точно не исчезнут. Какие-то врачи все равно будут, но это будут врачи, которые, скорее всего, будут очень мало похожи на сегодняшних. И чтобы таким стать, человеку надо будет переучиваться примерно полностью.

Когда я заканчивала школу и уже тогда хотела поступать на психфак, мне говорили: «А кем ты будешь работать? Ты понимаешь, что психолог – это только работа в клубе тех, кому за 30». Нужно начать с того, что «для тех, кому за 30» – это уже смешно. Тогда был специальный клуб для неликвида, тех, кто не нашел себе пару до 30 лет, и вот только с помощью психолога и специально организованных танцулек они имели шанс на создание семьи. Сейчас народ в 30 лет только чешет затылки: «Жениться – не жениться, выходить замуж – не выходить, или еще подождать», не раньше. Не говоря уже о том, что психологи стали очень востребованы.

Но они же не придумывали, это так и было. У меня были друзья-филологи: жена училась на отделении классической филологии, изучала древнегреческий и латынь, а муж учился на отделении славянской филологии и изучал языки братских народов (это было в советские времена) – болгарского, хорватского. И пока они учились, было очевидно, что у мужа верный кусок хлеба в руках, потому что переводы разных коммунистических писателей шли постоянно, приезжали делегации, это был точный и постоянный объем работы. А она учится какому-то непонятному женскому рукоделию, какой-то дурацкой латыни, которая никому не нужна. Потом случилась перестройка, всякие изменения, муж остался без работы, а она была нарасхват, потому что все стали открывать классические гимназии, все желали учить латыни. Не угадаешь – это если говорить про профессиональные вещи.

Идея №2: Нужно копить деньги

Следующее убеждение, доставшееся нам от бабушек, но его мы исповедуем сами и пытаемся внушить детям – в том, что нужно откладывать на «черный день», вообще копить деньги. Знакомое? Что такое в современном мире «копить деньги»? Как? Помните у Агаты Кристи: он ей оставил сколько-то фунтов, она их положила в банк под проценты, жила на них в своем миленьком сельском домике с двумя спаленками и с маленьким садиком возле него, и пила чай у Тиффани иногда. Как?

В современном мире это невозможно, все ставки уже давно отрицательные, а копить и откладывать деньги можно только на какую-то очень короткую перспективу. Дальше что с ними делать? Надо их куда-то вкладывать, а куда – нужно знать. Просто так принести в банк, положить и успокоиться невозможно, в чулок положить еще глупее. Хотя не знаю, что глупее: может, в ситуации банковского кризиса в чулок умнее. Но стратегия «копи деньги и будет тебе счастье» больше не работает.

При этом часто мы приучаем детей к бережливости, к чему-то такому, что тоже часто сегодня не релевантно. В современном мире чаще проще поменять какую-то вещь, чем трястись над тем, чтобы ее не порвать и не испачкать. Это объективнее и правильнее со всех сторон. С экономией, в том числе и денег, времени и прочего, не считая нервов.

В книжке «SelfMama» я писала совет для работающей мамы. Если у вашего ребенка в школе есть форма, купите в три раза больше одежды, чем ему нужно объективно. Таким образом вы сэкономите свое время и не будете обязательно стирать и сушить феном эту форму в ночи, в воскресенье или субботу, если вы работали.

У людей шок: как это так? что сказала бы моя бабушка, если бы я купила в три раза больше одежды, чем нужно моему ребенку? Хорошо, садимся, пересчитываем. Сколько стоит лишняя юбка или лишний жилет для вашего ребенка? Полторы тысячи. Сколько стоит ваш рабочий час? Часто это люди, у которых рабочий час стоит больше, чем полторы тысячи, но при этом бабушка не велела. Трудно такие моменты в себе разрешить.

Идея №3: Нужно копить знания и во всем разбираться

Я говорила про «копить деньги», а теперь буду про «копить знания». Человек должен все знать. Ребенок должен все прочитать. «100 книг, которые обязательно должен прочесть ваш ребенок», «100 фильмов, которые обязательно посмотреть». Музеи обязательно, то обязательно, это обязательно. А представление о том, что важно накопить знания, не релевантно вообще в современности.

Объем информации такой, что накопить его невозможно, при этом доступность этой информации такова, что помнить ее нет никакого смысла. Абсолютно нерелевантно. Школа полностью сидит на этом – накопить знания. Широкая образованность, эрудиция 50 лет назад давали конкурентное преимущество, а сейчас единственное, где вы можете это применить – пойти и играть в игру в телевизоре. Молодец, потом будешь иметь такой вид, как у Вассермана.

На самом деле в современном мире – все об этом говорят – гораздо эффективней ориентироваться в море информации, уметь ее добывать, уметь структурировать, уметь определять достоверную информацию или фейк. Где этому учат? Человек сам научится в интернете. Нигде этому не учат: в школе не учат, родители не учат. Кто-то научится, а кто-то нет.

Идея №4: Нужно все делать хорошо, качественно

Нужно все делать хорошо, не спустя рукава, не тяп-ляп, качественно. Мой дедушка говорил: «Нельзя ничего делать тяп-ляп». Не релевантно. Если в современном мире вы попытаетесь все делать хорошо, вы не долго протянете, честно вам скажу. Задача в современном мире, наоборот, прямо противоположная – уметь ловко и быстро определять, что мы делаем максимально хорошо, что мы делаем приемлемо, а что мы делаем тяп-ляп.

Вот этому как раз школа учит хорошо, потому что задают так много, что сделать все невозможно. Если родители не выносят детям мозг со своей стороны и не требуют этого безумия, чтобы рефераты по москвоведению были написаны на 5 баллов самостоятельно после изучения литературы.

Кто постарше, помните типичный объем домашних заданий, например, в начальной школе? Три примера и одно упражнение. Вы посмотрите, что сейчас задают! Эта ситуация учит детей как раз делать выбор, но важна позиция родителей: стоят ли они, нависают и выносят ребенку мозг, что все нужно делать хорошо, и говорят, что ребенок 5-6 часов сидит за уроками, с неврозом, с истерикой, с чем угодно.

Или они говорят ребенку, что в этой ситуации все сделать невозможно, давай, ориентируйся, разбирайся, что можно сократить, а что нужно сделать качественно, давай я тебе помогу. Необходимая компетенция в современном мире – ранжировать эту иерархию: что нужно делать на совесть, что нужно делать на уровне «сойдет», что нужно делать, лишь бы отвязались. Она меняется постоянно.

Идея №5: Нужно стараться, чтобы усердием добиться успеха

Еще одна важная истина, которую считали незыблемой наши бабушки и дедушки, что все хорошее дается тяжелым трудом, ты должен стараться и усердием добиться результата. Что мы видим вокруг? Вокруг мы видим успешных людей, многие из них очень много работают. Можно ли их работу назвать словами «усердие», «трудом добиваются»?

Они работают, как подорванные, потому что это их прет, им нравится, они в своем потоке. А кто-то вообще случайно добивается успеха, а кто-то добивается успеха, явно не в соответствии. А кто-то, наоборот, вкладывает очень много труда, но добивается не очень большого успеха. Почему владелец Facebook стал очень богатым человеком, а владельцы других систем, которые, может, даже были получше, оказались купленными Facebook? Достаточно случайно, был удачный момент, как-то так сложилось. Дети же не дураки, они видят, что в современном мире усердность вовсе не равна успеху, а мы продолжаем требовать от них усидчивости и усердности.

Карьера в современном мире все меньше носит вертикальный характер, характер в иерархиях. То, что было всегда – усердно, шаг за шагом, ступенька за ступенькой: побыл рабочим, потом бригадиром, потом начальником цеха и так далее. Ты должен попасть в крупную иерархию, в крупную корпорацию, в какую-то крупную структуру, и там ступенечка за ступенечкой карабкаться выше. И если ты не попадаешь в эту иерархию, то у тебя особых шансов нет.

Что мы видим в современном мире, благодаря связности? Снова появилась горизонтальная карьера. Когда в последний раз она была? Средневековье, город мастеров, ты не делаешь карьеру в корпорациях, ты просто лучше всех делаешь горшки или плетешь коврики, про тебя идет слава, что так, как ты, не делает никто.

И ты делаешь свою горизонтальную карьеру, ты не становишься начальником всех горшечников, ты просто делаешь самые крутые горшки, и к тебе приезжают со всех окрестных городов, твои горшки растут в цене, и ты максимум берешь людей в подмастерье, они делают что-то похожее, но все равно не такое, как ты. Вот это горизонтальная карьера. Современный мир делает это очень возможным.

У меня был очень пожилой родственник, которому на момент перестройки было за 70 лет. Он всю жизнь работал в каком-то маленьком отделе в таможенной службе СССР и колупал там какое-то морское таможенное право. Когда железный занавес упал, выяснилось, что таких специалистов нет вообще.

После чего все ведомства и министерства валялись у него в ногах, его буквально были готовы носить на руках из квартиры в машину, а потом в кабинет поднимать, чтобы только он не ушел на пенсию. Так случилось, что на несколько лет он оказался единственным специалистом в России вообще в какой-то области этого самого морского права.

Сидел человек тихо всю жизнь на маленькой министерской должности, и вдруг в одночасье, в силу не зависящих от него процессов, оказался гипервостребованным специалистом. Он, бедный, чуть лет не до 90 работал, пока там новые специалисты не наросли, которые его отпустили, наконец.

Концепция карьеры в современном мире не про то, что ты обязательно принадлежишь к чему-то большому и внутри этого потока карабкаешься, а в том, что ты знаешь что-то особое и уникальное. Ты можешь быть специалистом по вышиванию крестиком методом древних шумеров – от балды сейчас говорю – и в принципе людей, которых интересует вышивание крестиком методов древних шумеров, на всей земле, может быть 500 человек среди 7,5 миллиарда.

Раньше у тебя не было ни единого шанса этим зарабатывать, ты должен был работать где-то, а своими крестиками с шумерами заниматься по ночам у себя на кухне. Сейчас, если ты окажешься крутым специалистом, который обалдеть как вышивает крестиком по-шумерски, благодаря связности и интернету ты сможешь этим зарабатывать: будешь для этих 500 человек проводить вебинары, мастер-классы, они будут к тебе ездить за консультацией, покупать твои изделия. Благодаря этой связности, техническому изобретению абсолютно меняются возможности для людей.

Я помню одну совершенно потрясающую консультацию, которая у меня была с мамой шестнадцатилетнего мальчика. Она очень сердилась на него, что он прогуливает школу, не делает уроки, плевать хотел на ЕГЭ и так далее. В общем, пришла с таким текстом, что он у меня такой лентяй, он ничего не делает, вообще не знаю, как он будет жить, какой-то кошмар.

Я начала выяснять, а что он делает, когда не делает уроки, в общем слово за слово выясняется, что мальчик сочиняет музыку для компьютерных игр, зарабатывает примерно три тысячи евро в месяц, востребован в Австралии, в Канаде, где-то еще. И почему-то то, что он не хочет в школу ходить и недостаточно усердно читает роман «Война и мир», было большой проблемой.
Если мы требуем от ребенка все делать качественно, у него не будет шанса стать в чем-то лучшим

Это только то, что мне навскидку пришло в голову. Я думаю, что если вы подумаете, то вспомните примеры незыблемых истин, которые мы внедряем в голову детей, а они уже не соответствуют реальному положению дел. У нас просто не хватает скорости анализа и критичности мышления, чтобы это успевать и сообразить. Нам проще по инерции где-то двигаться. В принципе, в этом ничего страшного нет, все родители такие, мы тут с вами не оригиналы, если мы не проявляем излишнего усердия. Если мы просто талдычим что-то нерелевантное, ладно, у детей, как известно, сброс работает.

Но проблема современных родителей, что они часто относятся к этому делу с неимоверным усердием, они так прессуют детей для того, чтобы подготовить их к миру – я напоминаю, к тому миру, который в момент взрослости их детей станет позавчерашним, – они настолько не могут смириться с тем, что их ребенок не будет знать английского в семь лет, не будет читать в пять, не будет еще что-то.

Сейчас чего только нет, и у многих детей такой образ жизни, что в пять лет у ребенка нет времени, чтобы играть. С одного занятия он идет на другое, с другого на третье. Всю началку он ходит на это, на то, на пятое, на десятое. При этом если ребенок сам чем-то занимается, это часто не вызывает у родителей никакого уважения: «Это его глупость, ладно, немножко поиграй, между уроками и занятиями по дополнительному английскому».

Хотя опять, мы понимаем, что у него есть шансы как раз сделать карьеру за счет того, что ему интересно. И опять же, ребенку нужно уважение к тому, что ему интересно, в чем он станет настоящим мастером. Это как раз вопрос выбора: что делать качественно, а что тяп-ляп. Если мы требуем от ребенка все делать качественно, то у него не будет шанса стать в чем-то лучшим, а в современном мире именно это залог успеха, а не равномерное все «более-менее».

В итоге давление родителей и школы (конечно, тут школа родителям еще фору даст) приводит к тому, что дети приходят к чувству, что у них отобрали пульт управления их жизнью, и они сами не решают за себя ничего, их только туда-сюда, туда-сюда. Считается, что это все очень развивающая среда, но у детей иногда нет свободного времени просто полежать, просто почитать, просто поболтать с друзьями. Просто посмотреть на облака и на погоду.

Почему-то считается очень круто, когда у человека нет на это времени, когда у него нет времени просто подумать, просто поразмышлять, просто почувствовать, погрустить на дождь, например. Все невозможно, потому что у него через пять минут то, а еще через десять это, а еще нужно сделать задание на завтра по этому, этому и этому.
Когда ребенок чувствует себя пешкой, он устраивает пассивное сопротивление

В результате, как только ребенок обнаруживает для себя – а это обычно происходит в подростковом возрасте – что он может просто сказать «нет» и ему ничего не сделают, он ровно это и делает. Как только он обнаруживает для себя метод итальянской забастовки «лягу на диван и не встану с него» – он ровно это и делает. Как только он обнаруживает для себя возможности, например, запереться в комнате и сказать, что он боится выходить – он ровно это и делает.

Сейчас появилось целое стихийное бедствие таких «новых обломовых». В Японии их называют «затворниками». Молодые люди запираются в комнате, никуда не ходят и ничего не делают, не учатся, не работают, не общаются ни с кем, в лучшем случае сидят в компьютере, а иногда просто спят.

И очень часто, когда ребенок не учится, не работает, ничего не делает, нельзя сказать, что он прогуливает школу, потому что он тусит с друзьями. Нет, он и с друзьями не тусит, он вообще ничего не делает.

Почти каждый раз, когда у родителей спрашиваешь, что было раньше, там в опыте, в анамнезе, оказывается история этого всего бурного раннего развития, когда ребенка таскали, учили, втискивали в его голову и то, и сё, пятое-десятое. И столько было ожиданий, такой способный мальчик, такая подающая надежду девочка, такой интересный ребенок, нужно ему побольше дать, потому что у него столько талантов, все их надо развить.

И когда ребенок годами живет в этом состоянии, когда у него забран пульт управления, когда он чувствует себя какой-то пешкой, которую переставляют, в какой-то момент, когда он становится подростком, у него происходит кризис идентичности и он понимает, что единственный его способ вернуть свою субъектность, вернуть себе свое управление – это просто забастовки. Сторонники ненасилия садятся на асфальт, сцепляются между собой руками и предоставляют полиции их растаскивать. Они не дерутся, не убегают, а вот так вот, пассивным сопротивлением выражают свою волю. Так же ребенок.

Какие качества будут нужны детям в будущем?

При этом весь современный мир требует прямо противоположного – вовлеченности, увлеченности, живости. Специалисты выделяют четыре компетенции, которые будут наиболее нужны детям в том мире, который наступает и уже наступил частично. Их называют четыре «К»: коммуникация, кооперация, креативность и критическое мышление. Я сейчас медленно назову еще раз, а вы про каждое подумайте, как с ними обходится наша сегодняшняя школа.

Коммуникация. Что происходит, когда у нас дети общаются на уроке, учим ли мы их разнообразным способам общения? Я как-то проводила тренинг с учителями, и там как раз были молодые ребята, не изовравшиеся полностью в дым. Но с людьми постарше они просто врут, как дышат. И когда мы с ними делали такое упражнение – каким мы хотим видеть ребенка на уроке, те прямо сказали «немым и парализованным». Правда, удобно же? Завуч или директор никогда вам такого не скажет, они скажут: «Мы хотим, чтобы у детей развивалась личность, чтобы они были активными гражданами». «Петров, рот закрой и сядь». Какая коммуникация?

Многие родители с претензией говорят: «Да он в школу ходит, чтобы тусить и общаться». Господи, хоть кто-то в школу ходит, чтобы учиться тому, чему правда надо учиться, слава тебе господи! Дети вообще очень изобретательны, им можно создать абсолютно не подходящую для обучения атмосферу, они все равно найдут, как там поучиться. Они очень любят учиться.

Кооперация – способность согласованно действовать вместе с другими людьми, добиваясь синергии ресурсов. Учит наша школа этому? Много вы знаете, когда в школе есть работа по группам? Представьте себе, что подготовка к какой-нибудь контрольной или зачету была бы такой: мы бы сделали группу детей и сказали: «Вы, пятеро, будете группой, ваша задача к завтрашнему дню – представить решение этих задач». И эти пять детей идут к кому-то домой или где-то в уютном уголке школы садятся и начинают совместно работать над решением этих задач. При этом дети разные, у них разный уровень подготовки, разный уровень знаний.

Знаете, что наши учителя говорят, когда им предлагаешь такое? «А как я узнаю, что он не у того списал? А как я узнаю, что это он сам решил, а не вот этот ему решил?» Слушайте, взрослые так и делают. Если вы посмотрите, как организована работа в вашей фирме, в вашем отделе, в вашей небольшой компании, где бы вы ни работали, так и есть: перед группой ставится задача, группа идет, распределяет, один придумывает, другой аккуратно записывает, третий критикует. Четвертый всех утешает, подбадривает и рассказывает, какие мы молодцы. А пятый кофе приносит, и это тоже нужно.

И взрослым мы почему-то позволяем так работать. Хотя понятно, почему: взрослые работают за деньги, и если мы не будем использовать эффективные методы работы, то разоримся, а это эффективный метод работы. Кооперация предусматривает распределение обязанностей в связи с ключевыми компетенциями, особенностями, и согласованность действий. Когда все идут строем – это не кооперация. Когда все идут строем и ими командует кто-то один – это не кооперация.

Учит нас школа кооперации? Да для них это крамола, пойдите предложите такую какую-нибудь форму работы. Сразу идет то, что я вам сказала: «А как мы узнаем, а как мы уличим, что он на самом деле сам не решил?» Да, он сам не решил, но он создавал атмосферу. И когда другой решил и ему объяснил – он понял лучше, чем когда учитель говорил.

Креативность. Креативность мы в детях поощряем? Когда мы задали тему: «Сейчас все рисуем Новый год», то ребенок, конечно, «выбирает»: он на елочке нарисует сосульки или шарики. Да, креативность у нас. Насколько мы готовы к тому, что ребенок имеет право нарисовать что-то совсем другое? Например, нарисовать одного себя, сидящего на стуле, и сказать: «Это мой Новый год, потому что мне на Новый год будет грустно и одиноко». Учитель к школьному психологу пойдет сразу же, немедленно наказание последует за такую креативность.

Что мы скажем, если ребенок сделает по-другому, если он какую-то другую форму выберет, чтобы показать свою мысль? На самом деле креативность совершенно не поощряется. Поощряется имитация креативности, в узких рамках, «тут узорчик можно чуть по-другому нарисовать». И это мы назовем креативностью и будем поощрять.

Реальная креативность – это взлом рамок, это взлом шаблонов, это «сделать так, как никто до меня не делал». Да вы чего! Если ребенок напишет сочинение так, как никто до него не писал, он не получит ничего хорошего.

И наконец, критическое мышление. Развиваем мы в детях критическое мышление? Упаси боже, если бы у них появилось критическое мышление, то они бы встали и ушли из этой школы в тот же день. И это не только про детей, но и про взрослых. Людьми без критического мышления управлять просто, поэтому не дай Бог. Все направлено на то, чтобы оно не случилось, а если случится где-то, то надо скорее затоптать.
Самые ценные вещи, которые родители могут дать детям

Смотрите, странная ситуация, даже если подумаем об этом: мы знаем, куда рулить, но рулим прямо в противоположную сторону. Бог с ней, со школой, школа – это отдельная наша боль. Но если мы посмотрим на все под этим углом? Подумаем про себя как про родителей. Если мы понимаем все то, о чем мы говорили только что, как вам кажется, чем главным нужно снарядить ребенка в этот мир?

Помните, Д’Артаньяна мама собирала, папа ему дал коня, сказал, дерись со всеми, кто не успеет убежать, мама облила слезами, дала ему кусок хлеба в узелочке. Какой узелочек мы должны были бы собрать своим детям после того, о чем мы с вами говорили? Как вам кажется, что самое ценное мы можем им дать?

1. Фундаментальные жизненные ценности

Ценности, да. Фундаментальность и гибкость – это сложно сопряженные понятия, ценности, конечно, вообще понимание о том, что ценности есть. Мы живем в мире постмодерна, где количество этой неопределенности, непредсказуемости, двусмысленности таково, что кажется, и ценностей никаких не осталось, добра и зла нет, никакого «хорошо и плохо» нет. И многие дети сейчас растут в этом, действительно, невнятном для них ценностном бульоне, когда непонятно, что хорошо, потому что сами взрослые дезориентированы. Мы сами иногда не очень понимаем, где у нас какие ценности.

2. Уверенность в себе и доверие к самому себе

Уверенность в себе, в таком нормальном смысле, да, безусловно, опора на себя. То, что называют self, опора на себя, доверие себе. Мне даже ближе доверие себе, умение чувствовать, что нужно именно тебе, не бояться это признать, не бояться это сказать, не бояться этого добиваться, потому что именно у того человека, у которого есть доверие к себе, который чувствует, что нужно именно ему, есть гораздо больше шансов сделать эту самую горизонтальную карьеру – найти такое свое вышивание крестиком, в котором он будет лучше всех, которое даст ему возможность быть успешным, в самой необычной, экзотичной области.

Доверие к себе – очень важный, конечно, момент. К сожалению, то, о чем мы до этого говорили – «отбирание пульта управления» – больше всего бьет по доверию к себе. Мы очень беспокоимся о детях, мы очень нервничаем, мы хотим тут подстелить соломку, тут предупредить, тут ему сказать, чтобы сюда не ходил, в результате мы, конечно, это доверие к себе катастрофически подрываем.

В целом, если вы посмотрите на свою жизнь и жизнь взрослых людей вокруг, увидите, что ничто не дает такое конкурентное преимущество, как психологическая стабильность и психологическое здоровье. Это гораздо важнее, чем какие-то успехи. Помните, как все умилялись на Юлю Липницкую, когда она на олимпиаде крутилась и прыгала? Чем все закончилось? У девочки анорексия, девочка на основании этого ушла из спорта. Ее жизнь не закончилась, слава Тебе Господи, большой спорт не самый прекрасный способ провести свою жизнь и молодость. Вы видите, сколько было вложено, сколько часов, сколько усилий, сколько стараний. Но если нет психологического благополучия, все это псу под хвост, все бессмысленно.

Вы можете сколько угодно вкладывать в человека образование, потом он у вас с депрессией сляжет на диван, и где это ваше образование? Вы можете выносить ему мозг своими репетиторами, оценками и результатами. Но если он не будет уверен в себе, если его будут мучить неврозы, депрессия, то и смысл в этом всем? Психологическое здоровье, психологическое благополучие, психологическая устойчивость – то, что обозначается английским словом resilience, то есть способность выдерживать стресс, выдерживать изменения, восстанавливаться после этого – это самое важное качество человека в таком быстро меняющемся мире. Гораздо более важное, чем количество знаний или успешность в той или иной области.

К сожалению, наша ситуация устроена так, что мы, чтобы сейчас добиться конкретного результата, конкретной успешности, по этой resilience просто бьем и бьем, потому что хотим, чтобы прямо сейчас ребенок сделал то, что нам нужно, и показал те результаты, которые нам нужны, не задумываясь о том, как мы влияем на самые главные качества. Что еще?

3. Родительскую поддержку

Если мы выпускаем ребенка в мир такой неопределенности и непредсказуемости, из этого автоматически следует, что он будет совершать ошибки. Это просто вшита опция, в этом мире невозможно не совершать ошибки. И здесь нам нужно очень сильно работать над своим собственным отношением к ошибке как к беде, как к вине, как к чудовищному происшествию. Это прямо беда нашей культуры, что мы относимся к ошибке как к беде и к вине, не думая о том, что, собственно говоря, ошибка – это просто показатель того, что человек учится чему-то новому. Думали когда-то об этом?

Если вы делаете что-то без единой ошибки, о чем это говорит? Что вы уже умеете это делать. Когда вы делаете утром яичницу, вы, скорее всего, не совершаете никакой ошибки, потому что это автоматическое действие, которое вы сделали. Результатом его не является ваше обучение, результатом его является яичница, которую вы съели. Вы ничему не научились в результате, вы не для этого это делали.

Если человек что-то делает без ошибок, значит, он в это время ничему не учится. Если он что-то делает с ошибками, значит, осваивает новую деятельность. Пока мы не начнем относиться к ошибке как к точке роста, как к неминуемой составляющей ситуации обучения и развития, то будем гнобить детей за ошибки, будем расстраиваться и разрушаться от их ошибок.

Я не имею в виду ошибку орфографическую, хотя многие и из-за этого ухитряются разрушаться. Говорю про ошибку с выбором института, ошибку с выбором профессии, ошибку с выбором, на что забить, а что делать. Люди будут ошибаться, это естественно, и нужна огромная родительская поддержка, чтобы ребенок знал, что после любой ошибки он может сделать выводы и продолжать. Что никакая ошибка не будет основанием для того, чтобы мы выгнали ребенка из детей. Что никакая ошибка не будет основанием для того, чтобы мы сказали: «Ну раз ты так, иди себе, ты мне не нужен, ты меня разочаровал, ты разбил мне сердце, я несчастлив в своем родительстве».

4. Свободу выбора, самостоятельность

Свобода выбора и самостоятельность – это вообще самое сложное, потому что мы видим, что современная цивилизация атакует свободу выбора. Мы видим, что нам нужно все больше безопасности, в ней все больше нуждаются дети. Мобильные телефоны – это еще цветочки, потом будут чипы при рождении вживлять, чтобы точно знать, где он находится, и в случае чего остановить его от нежелательных действий.

В этой ситуации мы каким-то образом должны прививать ребенку любовь к свободе, страсть к свободе и умение пользоваться своей свободой. Это сложная задача, мы иногда даже сами не знаем, как нам со своей свободой быть и как нам ее отстоять, и уж тем более как ребенка к этому приучить. Даже не приучить, а выработать вкус к этому.

«Матрицу» помните? Мы когда-то увидели и сказали «Ах!». А поговорите об этом с современными детьми, у них интересный на это взгляд. Они уже привыкли, что все самые интересные события происходят в виртуальной реальности, что жизнь – это скукота, это реферат по москвоведению, а движуха, интерес, страсть – это все виртуальная реальность, это игры, сериалы, это фильмы, это где-то там.

(Семейный психолог Людмила Петрановская)
https://malyshi.livejournal.com/60125803.html

Бля,почему мы-дети 80-х выросли нормальными?
 
[^]
Клен
3.12.2017 - 12:56
0
Статус: Offline


Жирный Жир

Регистрация: 15.11.17
Сообщений: 326
Да не нужны эти школы. Читать писать научила бабушка и хорош.
 
[^]
Slon2000
4.12.2017 - 17:02
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 1.06.11
Сообщений: 2832
Цитата (МистерГюнтер @ 1.12.2017 - 18:53)
Цитата (Slon2000 @ 1.12.2017 - 17:42)
Знания можно получать не только в школе.Тут пишется о том,что не надо давить то,что ребенку нравиться (исключения-наркомания,алкоголизм и т.д.).Мне лично вот было ниасилить к примеру пьесу Островского "Гроза" или роман Мертвые души Гоголя (5 класс).Получил двойки.А что изменилось в моей жизни?Да ровно ничего.Так же и с 95% других знаний.Реально по-жизни применяешь не теорему Пифагора,закон Ома ,таблицу Менделеева,а тупо таблицу умножения.И больше ничего.Уравнения,литература мне никак не пригодились в жизни.А мне 40 уже.

Да хоть 90. Кому-то кроме как пожрать и посрать в жизни ничего более не надо - значит ли это что школу упразднить надо совсем а их продать в рабство? Тогда хозяин будет заботиться об имеющихся потребностях. А так, вот реальный пример из жизни: сидим без работы, перебдиваемся шабарями, попадаетя клиент - крупный европейски завод, который озаботился в ревите нашлепать всю свою базу, а это без малого 60 тысяч артикулов. Платят 70р за артикул. Я используя несложные тригонометрические формулы делаю одно общее семейство например "конденсатор", и управляющей таблицей просто тяну как нужно его параметры. В итоге за вчерашний день закрыл 107 арткулов по 70р. Впереди еще 9 тыс штук, то есть работы хватит надолго. Коллега такой же как ты, которому бля, тригонометрия с информатикой не нужна была, сидит и ебашит каждое вручную, за день сделал 12 шт по те же 70р. Расскажите про то что вам еще было не нужно, колхозане блин необразованные.

Тригонометрия и делать артиклы.Вот что лично мне не нужно.У меня другой хлеб.А коллегу-согласен,надо наверно уволить ибо тут нужны технические знания,которым надо УЧИТЬСЯ и к которым нужно чтобы была ТЯГА.А если её нет,нечего и впихивать.Ничему не научится ребенок.
 
[^]
Dux
4.12.2017 - 19:43
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 4.12.11
Сообщений: 2973
Цитата (ehsimatsur @ 30.11.2017 - 17:51)
Хотел прокомментировать, но понял, что писать придётся примерно столько же текста и передумал.

Ага. Если вкратце - "хуй знает, 50/50"
 
[^]
Patriotyar
4.12.2017 - 20:00
0
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 28.10.11
Сообщений: 191
главное научить майнить, остальное хуйня ))
если серьезно, то я бы учил тому, чему как раз раньше и учили, на ОБЖ, например, и лопату держать надо уметь обязательно, с нашим правительством, мы скоро опять вернемся в огороды, уж поверьте.
 
[^]
CutPaste
4.12.2017 - 20:19
0
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 8.08.16
Сообщений: 7201
Херотень. Базовые науки и знания о мире никто не отменял. Никто не отменял историю и законы развития общества. Поэтому 95% это гуманитарий который в школе запомнил только как ручку в руках держать.

Что касается всех этих фапаний на швейцарских детишек, ради хобби идущих слегка поработать, т.к. при сокращении населения имеются накопления и недвижимость и можно выбирать способ безделия по душе.... а не хотите в Сирию или Ливию? Как вам вот такое ЗАВТРА?
 
[^]
Frenger
4.12.2017 - 20:40
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 31.05.08
Сообщений: 5898
Даже читать не стал этот бред. Задача школы - дать базовые знания и навыки, которые для любой, даже не придуманной еще работы, будут нужны (умение читать, писать, считать, решать поставленные задачи, ясно излагать собственные и пересказывать чужие мысли, общие представления о естественных науках).
Все остальное человек нарабатывает, выбрав для себя специализацию, и тогда доучивается с учетом текущих реалий и перспектив.
 
[^]
Таровед
4.12.2017 - 21:15
0
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 8.08.16
Сообщений: 498
Цитата (kuzvv @ 1.12.2017 - 11:26)
В мире идет постоянная борьба Добра со Злом. Но основная масса людей не понимают что есть Добро, а что есть Зло. Добро это человечность -постоянна борьба со своими звериными повадками, которые нам достались от жизни в дикой природе. Зло это потакания своим инстинктам - жри, спи, ебись, воруй, ленись, обманывай и т.д. Жить во Зле очень приятно жить в Добре тяжело и сложно. Но жизнь во Зле бесперспективна. Главная задача школы приучить ребенка к постоянной борьбе с самим собой.

Хорошо сказал! bravo.gif
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 39367
0 Пользователей:
Страницы: (12) « Первая ... 9 10 [11] 12  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх