А вы часто оставляете на чай? И сколько? А если не оставляете, то по каким причинам?
Я тут просто повздорила (опять!) с официанткой. Клиентка сказала ей: Ваша Оксана просто чудо-повар, а вы девушка такая грубая, как мужик. Она принесла мне на кухню своё горе, и в ответ предполагалось, что я скажу Не слушай её, она неправду говорит и т.д. А я сказала, что да, грубая и очень, и это не первый клиент отметил, и пора бы задуматься.
Ну та и взвилась. Мол, слишком много себе эта клиентка позволяет и нечего с ней сюсюкать. Таких, мол, перевоспитывать нужно.
Не, ну вы слышали? перевоспитывать клиентов??? Что за бред. Девочка моя, ты тут о-фи-ци-ант-ка. Нравится перевоспитывать людей – иди в УИН работать. А у нас тут одно правило – клиент всегда прав. Клиент может быть и гад, кАзел и вообще премерзкая личность. Но пока он клиент – он прав. И независимо от того нравится он нам или нет, согласны мы с ним или нет, даже прав он в действительности или нет – пока он клиент – он всегда прав. Таковы правила общепита, таковы правила игры.
Мы можем мрачно шутить в подсобке и обсуждать клиентов – никто нам этого не запрещает. Мы можем жаловаться на них друг другу. Опять же в подсобке, на кухне и т.д. Но клиентам мы обязаны улыбаться, соглашаться с ними, пытаться помочь и угодить.
Это там – за дверью, на воле в пампасах – мы студенты, писатели, художники, дизайнеры и личности. А здесь – в кафе, ресторане – мы официанты, посудомойки, бармены и повара. То есть обслуживающий персонал. И должны делать свою работу, работу за которую нам платят деньги. И деньги эти не с неба падают. Не растут на подоконнике в цветочных горшках. Их приносят вот эти самые клиенты, которые правы всегда.
Не ты делаешь ему одолжение, подавая суп-второе. Это он сделал тебе одолжение – не пошел домой, купив пачку пельменей. А пришел сюда, принес настоящие денежки, чтобы заплатить ими:
1. За порцию того же супа, к примеру, с 200-500% накруткой
2. За хорошее обслуживание
И клиент не обязан ничего платить сверх счета. Это его законное право. Он итак заплатил достаточно – учитывая наценку. Чаевые – это премия, бонус. Это знак благодарности.
Если где-то в цивилизованном мире чаевые делают профессию, то у нас они её убивают. Я имею в виду профессию официанта.
Приходят девочки с улицы, становятся за стойку и начинают делать деньги. У них напрочь отсутствует понятие, кто они и что они тут делают. Они считают, что им все обязаны. В первую очередь – клиенты. Заходите вы в кафе, а на вас сразу смотрят как на источник чаевых. Сколько оставите. И отношение к вам соответствующее. А если вы постоянный клиент, но чаевых не оставляете – сдача 3-5 рублей не считается, то будьте уверены, скоро отношение к вам изменится. Ибо она тут спину гнет, а зарплата маленькая, а запросы большие. А вы не понимаете.)) И будут вам гнутые вилки, щербатые чашки и остывший чай.
А теперь посмотрите с позиции клиента? Вы приходите на обед, потому что времени мало, дом далеко, а это ближайшая общепитовская точка, где более-менее сносно готовят. Вы тратите на обед в день 150-200 рублей. За месяц это 21*200=4200. Это уже сумма. И таких как вы много. И даже если вы не одариваете чаевыми – поверьте, кафе держится именно на таких как вы постоянных клиентах. Им без вас никак.
Кстати, законы вселенной, действуют и в ситуации с чаевыми. Если официантка зациклена на чаевых, то их у неё крайне мало. А если официантка профи, работает на клиента в первую очередь, работает вежливо и внимательно, без крайностей в виде халдейства и панибратства – то у неё нет проблем с чаевыми. Они к ней плывут рекой.
А девочка –официантка, которую я вчера не поддержала, ходит второй день с надутой губой, всем своим видом выражая, что я – средоточие всего зла на планете. Со мной не разговаривает. Но мне собственно и пофиг)) Я одинаково хорошо делаю свою работу – будь то дорогое блюдо в треть дневной выручки или супчик дня за смешную сумму. Меня так обучили. И именно за это я получаю зарплату.
Я в этой системе - общепит, которая называется ( рестораны – это тоже общепит, не обольщайтесь) - работаю туеву хучу лет. И не перестаю утверждать, что чаевые МОЖНО оставлять лишь за хорошее обслуживание. Но никогда – в обязательном порядке.
Вот как-то давно пришла поесть. Народу в зале немного. То есть я сразу могла оценить, что ни на кухне, ни у официантов запары нету. Заказала салат и пасту и прождала полчаса. А потом официант одновременно приносит мне мой заказ – бряк на стол – кушайте не обляпайтесь. Либо салат в конце, либо остывшую пасту. Которая, к слову, итак еле теплая была. Мой мозг сразу нарисовал картинку – как стояла на раздаче моя несчастная паста, остывала, пока повар из холодного цеха ходил, телился пил чай, курил, в носу ковырялся.
И вот за такое обслуживание я должна ещё дополнительно платить? Да ну нафиг! Официант не должен был брать оба блюда одновременно, должен был вернуть пасту, чтобы подогрели, если она остыла. И подать мне блюда с нормальным интервалом. И не через полчаса. А уж если на кухне запара, то официант сначала должен предупредить гостя, что придется подождать, и только получив согласие на ожидание – брать заказ.
Я не считаю, что какие-то чаевые должна платить официанту, который мне чайник чая принес, и за все время даже пепельницу не сменил. Потому что чаевые – это дополнительное вознаграждение за ХОРОШЕЕ обслуживание. А если обслуживание ни хорошее, ни плохое, а просто никакое – то о каком вознаграждении может быть речь?
И чтоб вы знали – в редких случаях чаевые делятся поровну на всех официантов. В основном это индивидуально (кому оставили, тот и забрал). И никогда ваши чаевые не попадают на кухню.
Хотите отблагодарить именно повара – подзовите администратора (ну или того же официанта) и вручите ему деньги, объяснив что это для поваров. (Передайте, пожалуйста, повару, который готовил вот эту утку) Так иногда (редко) поступают. Никто из поваров ещё на чаевые не обиделся. ))) Но фиг с ними, с чаевыми. Главное – если вам понравилась еда – передайте устную благодарность повару – её-то точно до кухни донесут. Вам пустяк – а нам приятно.
Я почти всегда говорю «приятное»: Суп прекрасен! А печень резиновая, жевать невозможно. (Какая гадость эта ваша заливная рыба!)
Но с меня пример не стоит брать, у меня немного другой «угол зрения».
Оригинал поста с ЖЖ находится
здесь