Мудак твой капитан!
Для общего понятия и очень поверхностно:
Перед погрузкой сухогруза (не танкера!) на борт поднимается сюрвейер, который совместно с экипажем (старпомом) производит замеры осадок судна, количества топлива в бункерных танках судна, смазочного масла, пресной воды, балласта при наличии такового и даже сточно-фекальных вод.
По осадкам в таблицах находится водоизмещение (вес) судна со всеми учтенными запасами.
Составляется и подписывается акт об этом.
После погрузки производится такая же процедура. Находится водоизмещение (вес) судна уже с грузом.
От общего веса отнимается количество того же топлива, воды, балласта и пр.
Так же отнимается вес судна порожнем - он известен с постройки судна.
После расчетов с учетом поправок остается вес погруженного груза.
В порту выгрузки производится все те же действия в точности наоборот.
Данное действо называется драфт-сюрвей.
Теперь про танкера.
Груз на танкерах считается по замерам каждого танка (емкости) с грузом.
На каждый танк есть таблица с количеством в кубических метрах на каждый сантиметр взлива (глубину)груза.
Такие же таблицы существуют и для бункерных танков судна и водяных и балластных.
При чем в таблицах учтены поправки на дифферент и крен судна.
Плюс учитывается вместимость трубопроводов, которые могут быть заполнены грузом (конструктивные особенности на некоторых танкерах).
После всех замеров и подсчетов получают количество погруженного груза в кубических метрах!
Обязательно во время замеров производится замер температуры по каждому танку, при чем на нескольких уровнях, если танки большие.
Потом кубические метры пересчитывают в тонны, используя температурные поправки.
При изменении температуры груза изменится его объем, т.е. кубические метры. Тоннаж останется тем же!
При выгрузке в порту танки выгружаются и зачищаются. Предусмотрены специальные системы для этого.
Если зачистной системы нет, то в документах пишут - груз выгружен согласно технических возможностей судна.
Плюс если груз мазут к примеру, то на переборках (стенках) танков, дне и потолке останется налипший груз толщиной около 1 см. Чем больше квадратных метров, тем больше груза останется. И выгрузить его просто не получится.
Потому при закрытии документов учитывают, что по договору перевозки на усушку, утряску и отсутствие зачистной системы дается 0,1-0,3 % (бывает до 0,5%) от общего количества груза.
Теперь о расходе топлива.
В нормальных компаниях уважающий себя технический директор обязан знать расход топлива при работе механизмов на каждом судне компании.
Обычно все расходы известны на всех режимах работы, и капитан рассчитывает количество необходимого топлива на переход с учетом штормового запаса на непредвиденные ситуации опираясь именно на эти данные.
Бывают "Умники", которые мутят с режимами работы двигателей, экономя но обычно таких быстро вычисляют.
В последнее время все больше судов с расходомерами прямо на двигателях.
Там особо не забалуешь.