"...Мозохин.О.Б.
Органы государственной безопасности СССР в годы Великой отечественной войны
Том.4 Книга 2.
Справка Первого управления НКГБ СССР о нарушении Швецией нейтралитета
во Второй мировой войне в пользу Германии и ее сателлитов1
[Ноябрь 1943 г.]
1 Справка подготовлена для НКИД СССР.
В действительности нарушение Швецией нейтралитета шло по следу¬ющим основным направлениям:
................................................................
5. Предоставление Германии и союзным ей странам больших кредитов на выгодных условиях.
............................................................................................
3. Торговля Швеции с Германией и ее вассалами
Кроме руды шведы экспортируют в Германию другие товары и стра¬тегическое сырье: лес, бумагу, целлюлозу, машины, а также продукты питания. В 1942 г. в Германию было вывезено различных товаров и сы¬рья (включая и руду), по официальным данным, на сумму 525 млн 578 тыс. крон, что составляет 40% всего экспорта Швеции (экспорт Шве-ции в Германию в 1939 г. составлял соответственно 19%). Шведский экспорт в Германию и ее сателлитам, а также в скандинавские и бал¬канские страны составлял в 1942 г. 72,8% всего экспорта.
5. Кредитные соглашения Швеции с Германией и ее вассалами
Большую помощь немецкой экономике и финансам оказали шведские кредиты. Задолженность Германии по шведским кредитам на декабрь 1941 г. составляла 115 млн крон. В 1942 г., несмотря на то что старый кре¬дит остался непогашенным, шведы дали немцам новый кредит на сумму 100 млн крон, а затем, по-видимому, увеличили его, так как к началу 1943 г. задолженность немцев по шведскому кредиту составляла около 340 млн крон.
В 1943 г. немцы пытались получить у шведов дополнительный кре¬дит на 300 млн. крон, но шведское правительство разрешило шведским экспортерам продать немцам товаров в кредит только на 100 млн крон, обеспечив экспортеров 50-процентной гарантией.
Начальник Первого управления НКГБ СССР Фитин
Архив СВР России..."
"...В ВМВ (до 22 июня 1941 г) шведы вполне себе, разумеется, в СССР оные поставляли. По торговому соглашению 1940 г Швеция должна была поставлять в том числе и шарикоподшипники, однако с 22 июня 1941 г. все шведские поставки в СССР были прекращены и значительные партии уже изготовленных шарикоподшипников для СССР остались на хранении до конца войны.
В Швеции в итоге ис 1941 г. скопилось довольно значительное количество товаров из числа советских довоенных заказов (в основном шарикоподшипники и специальные стали), но когда осенью 1944 г. после выхода Финляндии из войны шведы стали предлагать их отправку в СССР, советская сторона не выразила к этому особого интереса по банальной причине - нечем было платить. С конца 1944 г. обе стороны вели переговоры о предоставлении Щвецией Советскому Союзу товарного кредита в 1 млрд. крон на 10 лет, они затянулись сперва по причине того, что шведы советская сторона требовала не более 2-2,5% годовых, а шведы соглашались только на 3-3,5%, кроме того, шведы требовали компенсаций на шведскую собственность, национализированную в Прибалтике. В результате дело тянулось до октября 1946 г. и всё это время объём шведских поставок в СССР был ничтожен, хотя, видимо, что-то с конца 1944 г. перевезли.
Хотя шведы предлагали много чего, включая вооружение.
Добавлю, что немалая часть заказов по торговому соглашению 1940 г. делалась под программу строительства "Большого флота", а в 1944-1945 гг. этот вопрос уже был малоактуален, как и товары под нее.
Авиасообщение между СССР и Швецией с началом ВОВ также отсутствовало. В 1942 г шведы сделали предложение об установлении эпизодической ночной почтовой авиасвязи с Москвой. На запрос НКИД начальник ГУГВФ указал на техническую осуществимость идеи, предложив два маршрута через Финляндию, однако рассмотрение этого вопроса в советских руководящих кругах затянулось. В марте 1944 г в Москву для переговоров по данному вопросу прибыл глава шведской авиакомпании "Аэротранспорт" Флорман, однако переговоры фактически сорвались, советская сторона ссылалась на военную обстановку. Вопрос так и не был решен до конца войны, советско-шведские переговоры об открытии авиасообщения возобновились в сентябре 1946 г ..."
http://www.vif2ne.org/nvk/forum/arhprint/1961946#001DEFDA