«Политикам нужны бездари, ими легче управлять»: математик — о «жертвах ЕГЭ» и мрачном будущем образования

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (7) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
edhar
9.09.2025 - 12:29
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.07.15
Сообщений: 51901
230
Всё больше разговоров у повзрослевших наследников советского образования ходит вокруг поколения Z или, как их порой любят называть, «жертв ЕГЭ».

Корреляция в уровне культурного и интеллектуального развития постоянно вызывает споры между людьми разных возрастных групп: пока одни считают, что каждое поколение мнит себя умнее предыдущего и мудрее следующего, другие всерьез уверены: педагоги и общество своим воспитанием похоронили зависимых от технологий тинейджеров.

Волгоградский математик, автор десятка книг для школьников Сергей Тынянкин рассказал в какую сторону двигается современное образование и есть ли шанс у зумеров и поколения альфа в России стать умнее своих родителей.


Тынянкин Сергей Александрович родился в 1951 году в Волгограде, в 1968 году окончил физико-математическую школу-интернат № 18 имени А. Н. Колмогорова, а в 1973 году — факультет вычислительной математики и кибернетики Московского университета имени М. В. Ломоносова. Кандидат технических наук. Автор больше десятка книг по математике для школьников, среди которых «Зеленая Лошадь, или Лекции по Тригонометрии для школьников старших классов и студентов нематематических специальностей высших и средних специальных учебных заведений».

Подготовил около тысячи детей для поступления в лучшие российские вузы. Научные интересы охватывают вопросы, связанные с развитием логико-математического мышления студентов. Полный тезка математика с 1994 по 2005 годы числился индивидуальным предпринимателем, сейчас этот статус прекращен.

«Студенты пробовали считать, как раньше — не хватило сил»

— Сейчас, чтобы вычислить сторону правильного 96-угольника, достаточно нажать одну кнопочку на калькуляторе. Когда это делал в свое время Архимед, он извлекал корни, пять или шесть вложенных корней друг за другом. Это был гигантский труд, потому что у него не было, как у нас, позиционной системы счисления, и даже не было бумаги. Вычисления он делал на песке или на мраморных скрижалях, но делал правильно, — рассказывает математик. — Студенты матфака пединститута лет 50 назад как-то пробовали считать теми же алгоритмами, что и Архимед. У них сил не хватило. Во времена Архимеда не было современной математической символики: формулы, дискриминанты и переменные записывали словами, как есть. У них не было отрицательных чисел, десятичных чисел, даже нулей не было, но тем не менее они вычисления делали.



Архимед опередил свое время на 1900 лет. Он вплотную подошел к понятиям современного матанализа, но ему не хватило жизни.



Несмотря на кажущуюся, будто бы очевидную для обывателя разницу в пластичности сознания между изобретателями прошлого и учеными настоящего Сергей Тынянкин успокоил: каждое поколение исследователей работает в рамках своей исторической парадигмы и разница в прикладных подходах у людей разных эпох естественна.

— Современная математика, особенно матанализ, в первую очередь возникла на запросах механиков, электричество появилось уже после, и исследователи электричества во многом использовали тот математический аппарат, который разработали механики. Ведь запрос на науку всегда идет с производства. Во времена Архимеда существовало только ремесло, никакого производства не было, оно никому и не было нужно. Тогда все считали, что ученые должны жить и работать сами по себе. Государство его кормило, давало милостыню, но творил науку он для себя.

Здесь очень важно диалектическое взаимодействие формы и содержания. Когда появился новый современный математический язык с символическим обозначением переменных и действий, это очень упростило и ускорило работу математикам и сильно двинуло науку вперед, а новые выводы чистой математики дали новое производство. То есть новое содержание дало новую форму. Так что технологии и упрощения нисколько не сковывают, а лишь, наоборот, развивают.


Даже Исаак Ньютон говорил, что если он видел дальше других, то лишь потому, что стоял на плечах гигантов.



«Учиться? ИИ за нас всё додумает»

Тем не менее упрощающие жизнь технологии, так активно стимулирующие рост науки, по мнению Сергея Тынянкина, крайне негативно сказываются на качестве образования юного поколения: использование интернета и нейросетей подростками для решения школьных и студенческих задач ведет к деградации молодежи, которая, по словам математика, уже началась.

— Может быть, видели в интернете видео, где парень ловит на улицах молодых людей и задает им простейшие вопросы? За правильные ответы предлагает деньги и шоколадки. Показано полное невежество современной молодежи. У девочки спросили квадратный корень из ста, а она говорит: «Надо посмотреть в калькуляторе». Столицей Белоруссии она назвала Украину. Как? Из десяти столиц девочка не назвала ни одной правильно: столицу Египта не знала, столицу Франции не знала, столицу Италии девочка тоже не знала. Она школьница, 10-й класс, по географии у нее пятерка.


В мои времена в каждом классе одного-двух человек могли оставить на второй год. А сейчас всех тянут.


Дети, которых он останавливает, литературных произведений вообще не знают.

Автора знаменитой фразы «Утром деньги — вечером стулья» назвать не смогли. Годы жизни, например, писателя Чехова они не знают. Вторая мировая война, по их словам, знаете когда была? Началась в 1404 году, а закончилась в 1408. Вот вам результат использования так называемого искусственного интеллекта.

Они не читают ничего. Они говорят: «А зачем читать? ИИ за нас всё додумает».

Ну это смех, это позорище полное. Сейчас мой ученик заявляет, что хочет быть «крутым айтишником». Крутейшим. Задачи по математике за третий класс он решать не может. Он говорит: «А зачем? Я буду создавать искусственные интеллекты». Вот и результат образования и технологий, такое сплошь и рядом. Отсюда и вера в чудеса, вера во всякие нелепости, вера в то, что, скажем, американцы не были на Луне. Человек верит той лапше, которую ему вешают на уши, потому что он неграмотен, сам он не умеет мыслить.

«Искусственный интеллект — это миф. Проблемы решает человек»

В самом искусственном интеллекте Сергей Тынянкин проблемы не видит: его появление математик считает прямым следствием новых технологий. Однако бесконтрольное использование нейросетей в оптимизации образовательного процесса, по его мнению, загубит подрастающее поколение альфа.


— Когда я спрашиваю у детей, которые ко мне приходят, кто их такому бреду учит, они говорят: «Нам Марьиванна так сказала». Я всех учителей в школах называю «Марьиванна». Она говорит: «А зачем считать? У нас есть калькулятор. А когда подрастете, за вас будет думать искусственный интеллект».

Искусственный интеллект — это совокупность компьютерных программ, и ничего другого. Какие-то из них самообучающиеся, то есть сложные, какие-то чисто вычислительные, которые могут давать прогнозы лишь по алгоритму, который в них заложен. Сами они ничего не могут, это программа: хитрая, самообучающаяся, часто взаимодействующая с другими программами, но это программа, а никакой не интеллект. Это миф, в который многие от безграмотности верят и себе же говорят: «А зачем напрягаться? У нас есть ИИ, он за нас всё сделает». Ничего подобного! Чтобы он за нас что-то сделал, его нужно должным образом научить, а делать это должен только человек.

«Почему дети так боятся ЕГЭ? Потому что их никто не готовит»

Сергей Тынянкин замечает, что интеллектуальный уровень школьников и без влияния новых технологий уже который год меняется, по его мнению, в далеко не лучшую сторону: ИИ лишь раскрыл изъяны в системе современного образования, которые никто долгое время не хотел сглаживать.

— То, что я изучал в свое время в девятом классе (который сейчас называется десятым, потому что мы учились тогда 10 классов), сейчас в школе вообще не изучают, говорят, что слишком сложно. Современная школьная среда такова, что она не формирует хорошего, должного отношения к науке. Идет понижение образовательного уровня и понижение запросов к образованию школьника. Научный и интеллектуальный уровень учителей удручающе низок, и они под свой уровень школьников учат, плюс программы такие же низкоинтеллектуальные. Каждый урок училка открывает методичку, потому что она сама без нее урок не проведет и больших знаний не даст.


За два месяца подготовить к ЕГЭ невозможно. Как и девять женщин за месяц ребенка не родят.


Почему дети сейчас так боятся ЕГЭ? А потому что их никто не научил. Уровень преподавания в современных школах таков, что ЕГЭ подросток не осилит. Ученик видит этот уровень и боится, потому и идет к педагогам-надомникам. И наши политики, которые ищут себе голоса, этим чудовищным страхом активно пользуются. То они хотели переименовывать Волгоград в угоду не самым умным избирателям, а теперь требуют отменить ЕГЭ. А что вместо него? Если сейчас введут вступительные экзамены, то на бюджетные места в вузах будут принимать только за деньги или по блату, коррупция будет стопроцентная. ЕГЭ хоть в какой-то степени дает возможность всем более-менее приравняться, а политики даже эту возможность у детей хотят забрать.

«В колледжах не учат соображать. Политикам такие и нужны»

Коллективный страх школьников перед государственными экзаменами, по мнению преподавателя, — удобный инструмент для манипуляции сознанием запуганных подростков и взволнованных за их будущее родителей, а в самой аттестации нет ничего страшного, если к ней готовиться.


— Если вы заметили, то сейчас школьников сильно агитируют идти в так называемые колледжи, которые раньше назывались техникумами. Внушают, опять-таки, что после колледжа можно поступить в вуз без ЕГЭ. Я лично знаю людей, которые после колледжей не могли уже учиться, потому что колледж отбивает способность к учебе. Там учат только понимать, какую кнопку нажимать, когда загорается лампочка и звякнет сигнал, а соображать не учат. А такие политикам и нужны, которые меньше соображают. Такими «специалистами» легче управлять.

Выход из такой ловушки, по мнению Сергея Тынянкина, лишь один — сменить парадигму образовательной политики с «зазубрить ЕГЭ и получить „корочку“» на привитие любви к учебе и науке.


В хорошие для РПЦ времена в России открывали по три церкви в день. А сколько школ в это время закрывали?


— Всякая образовательная система — это часть оболочки, в которой мы находимся, а у всякой образовательной политики есть какая-то цель. Как только мы сменим эти ориентиры, тогда и найдем выход, но пока что ориентиры никто не меняет. Когда я был школьником, министром просвещения был Прокофьев. Он проводил политику, которая тогда была нужна властям: как можно больше образованных людей. Ведь нам нужно было догнать и перегнать США, выйти в космос и обеспечить технологический рывок. Когда у нас будут такие же ориентиры, тогда в будущее образования можно будет верить. А сейчас в него верится с трудом.


тыц

«Политикам нужны бездари, ими легче управлять»: математик — о «жертвах ЕГЭ» и мрачном будущем образования
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
ginngreen
9.09.2025 - 12:32
23
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 1.08.14
Сообщений: 29
Посадют.
 
[^]
dx69
9.09.2025 - 12:32
119
Статус: Offline


Убийца времени и трафика

Регистрация: 18.07.13
Сообщений: 835
политикам - да - нужна тупая толпа..
а вот государству - нет - чем сильнее государство - тем меньше шансов, что другая страна нападёт.

как то так..

хуже когда у власти находится компрадорская погань...

P/s/ а что не так чтоль? дети властей где не подскажете? детки власти минусят?

Это сообщение отредактировал dx69 - 9.09.2025 - 12:38
 
[^]
ДеловаяРусь
9.09.2025 - 12:34
16
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 27.09.16
Сообщений: 4701
Ну ЕГЭ, на самом деле не так легко решить, на 3 хотя бы.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
иСережатоже
9.09.2025 - 12:34
50
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.10.16
Сообщений: 3012
Глас вопиющего в пустыне.
 
[^]
RaulDuc
9.09.2025 - 12:37
-3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 21.07.14
Сообщений: 8517
Если родители любят своих детей,то они будут вкладывать деньги в образование.
 
[^]
kotlovan
9.09.2025 - 12:37
10
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 15.01.25
Сообщений: 48
Цитата (ДеловаяРусь @ 09.09.2025 - 12:34)
Ну ЕГЭ, на самом деле не так легко решить, на 3 хотя бы.

В том-то и дело, что там такие задания, чтоб толком непонятно было что от тебя хотят.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
edhar
9.09.2025 - 12:39
56
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.07.15
Сообщений: 51901
Цитата (RaulDuc @ 9.09.2025 - 13:37)
Если родители любят своих детей,то они будут вкладывать деньги в образование.

А если родители инвалиды у них нет денег, значит по Вашему они не любят детей? alk.gif
 
[^]
lar4uk
9.09.2025 - 12:42
41
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.18
Сообщений: 7665
Цитата
Если родители любят своих детей,то они будут вкладывать деньги в образование.

Да-да, "государство вам ничего не должно и вообще вас рожать не просило".

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
beenawhile
9.09.2025 - 12:43 [ показать ]
-11
Псевдоподий
9.09.2025 - 12:44 [ показать ]
-17
SetiHome
9.09.2025 - 12:44
13
Статус: Online


SetiHome

Регистрация: 26.07.17
Сообщений: 1492
Цитата (RaulDuc @ 9.09.2025 - 14:37)
Если родители любят своих детей,то они будут вкладывать деньги в образование.

Очень спорное утверждение, но допустм. А что тогда должно делать государство, если любит своих граждан? Ответьте.
 
[^]
AlienVS
9.09.2025 - 12:45
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.01.21
Сообщений: 1798
Цитата
Выход из такой ловушки, по мнению Сергея Тынянкина, лишь один — сменить парадигму образовательной политики с «зазубрить ЕГЭ и получить „корочку“» на привитие любви к учебе и науке.

И как он это предлагает делать, методом Архимеда извлекать многочисленные корни? Ну он же понимает, что это частности не имеющие реального отношения к обучению? Да, это даёт общее развитие, но и не более того. Проблема в том, что никто не может предложить замену тому убожеству, которое представляет из себя ЕГЭ, а проблема ЕГЭ в том, что оно как в том анекдоте про станок для автоматического бритья, где лишь первый сеанс все лица разные. А подрастающему поколению нужно дать умение нестандартно мыслить, а вот для этого ещё в СССР были всевозможные секции по интересам, где можно было увидеть практическое применение математики, физики.. и прочего, а сама школа, будем честными, давала не более, чем базу... где на той же математике решение примера иным вариантом частенько выходило в два балла в дневнике.

Это сообщение отредактировал AlienVS - 9.09.2025 - 12:46
 
[^]
RavenSean
9.09.2025 - 12:45
-7
Статус: Offline


Звиздабол-задушевник

Регистрация: 5.07.15
Сообщений: 2462
Цитата (lar4uk @ 09.09.2025 - 12:42)
Да-да, "государство вам ничего не должно и вобще рожать не просило".

Самое смешное в выражении Глацких "государство не просило вас рожать", что ее полное выражение было о том, что надо надеяться только на себя и на родителей, государство вам особо не поможет, рассчитывать на то, что оно сделает вам красиво - не надо.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
DpeMa
9.09.2025 - 12:47
17
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 6.02.25
Сообщений: 621
Тупое стадо не требовательно и терпильно, это прекрасно видно, они больше верят телевизору нежели холодильнику

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
RaulDuc
9.09.2025 - 12:49
-1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 21.07.14
Сообщений: 8517
Цитата (SetiHome @ 9.09.2025 - 12:44)
Цитата (RaulDuc @ 9.09.2025 - 14:37)
Если родители любят своих детей,то они будут вкладывать деньги в образование.

Очень спорное утверждение, но допустм. А что тогда должно делать государство, если любит своих граждан? Ответьте.

Давать стандартизированные,общие знания,остальное за счет родителей.
 
[^]
TBOIOxMATb
9.09.2025 - 12:50
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.10.12
Сообщений: 2099
Капитан Очевидность....

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
depressive34
9.09.2025 - 12:56
13
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 21.09.15
Сообщений: 597
Говорить о том, что образование фигня, спорно. Сын школьник, задания по математике и геометрии очень сложные. Их осилит далеко не дурак. Еще один момент, сейчас делается упор на логику и мышление, другая парадигма мышления у детей возникает.
Сейчас дети мыслят и ведут себя по другому, а старое поколение учителей не готова к этому. Возникают конфликты "Отцов и детей". Я наоборот считаю новое поколение более умным и свободным, не готовым преклонятся.

Это сообщение отредактировал depressive34 - 9.09.2025 - 13:00
 
[^]
BroDyga
9.09.2025 - 12:57
-4
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 6.06.21
Сообщений: 814
Сейчас уже не нужно столько инженеров, как в СССР.Таланты сами пробьются, а остальных в техникумы. Везде в мире, эта тенденция идёт. Другое дело, что они там таланты сманивают к себе, поэтому задача бизнеса и государства предложить им лучшие условия.
 
[^]
Причиняющий
9.09.2025 - 12:58
3
Статус: Offline


ИНТРОВЕРТ

Регистрация: 17.06.25
Сообщений: 125
Все мы сейчас, жертвы "ЕГЭ". И чем дальше, тем будет хуже.
Первым ЕГЭшникам уже 34 - 36 лет... они уже "закончили" институты.
Они приходят в управление государством, медецину и прочая, прочая, прочая...

"С 2009 года ЕГЭ является единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы" © Википедия

Это сообщение отредактировал Причиняющий - 9.09.2025 - 13:09
 
[^]
SetiHome
9.09.2025 - 13:00
14
Статус: Online


SetiHome

Регистрация: 26.07.17
Сообщений: 1492
Цитата (BroDyga @ 09.09.2025 - 12:57)
Сейчас уже не нужно столько инженеров, как в СССР.Таланты сами пробьются, а остальных в техникумы. Везде в мире, эта тенденция идёт. Другое дело, что они там таланты сманивают к себе, поэтому задача бизнеса и государства предложить им лучшие условия.

Слышал абсолютно противоположную фразу: "Талантам надо помогать, бездарность сама пробъётся".

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
SetiHome
9.09.2025 - 13:02
8
Статус: Online


SetiHome

Регистрация: 26.07.17
Сообщений: 1492
Цитата (Причиняющий @ 09.09.2025 - 12:58)
Все мы сейчас, жертвы ЕГЭ. И чем дальше, тем будет хуже.
Первым ЕГЭшникам уже 34 - 36 лет... они уже "закончили" институты.

"С 2009 года ЕГЭ является единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы" © Википедия

50 лет, советское образование, вышка. Не надо за всех базарить. Говори только за себя. Если ты жертва - ну что ж... )))

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
VameAlkal
9.09.2025 - 13:02
1
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 20.03.19
Сообщений: 4213
меня всегда удивляли подобные высказывания. Удивляли способностью смешивать не совсем смешиваемое

Что такое БЕЗДАРИ

И причем здесь ОБРАЗОВАНИЕ ?

Может быть.. кто-то мне внятно объяснит.

Почему легче управлять БЕЗДАРЯМИ или НЕОБРАЗОВАННЫМИ ?
 
[^]
Enot22rus
9.09.2025 - 13:04
5
Статус: Online


Пиздобол-затейник

Регистрация: 30.12.10
Сообщений: 975
Как человек, обучающий ЧПУшников, заявляю: ПТУшника выучить гораздо проще, чем ВУЗовца. ПТУшники УЖЕ умеют работать на токарке и фрезеровке. Соответсвенно не просто изучали свойства сталей, а видели всё это своими глазами, обтачивали/фрезеровали на станках. Они знают инструмент и умеют им пользоваться. У них было много практики!
 
[^]
Причиняющий
9.09.2025 - 13:06
-2
Статус: Offline


ИНТРОВЕРТ

Регистрация: 17.06.25
Сообщений: 125
Цитата (SetiHome @ 9.09.2025 - 13:02)
Цитата (Причиняющий @ 09.09.2025 - 12:58)
Все мы сейчас, жертвы ЕГЭ. И чем дальше, тем будет хуже.
Первым ЕГЭшникам уже 34 - 36 лет... они уже "закончили" институты.

"С 2009 года ЕГЭ является единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы" © Википедия

50 лет, советское образование, вышка. Не надо за всех базарить. Говори только за себя. Если ты жертва - ну что ж... )))

Похоже образование тебя не сильно научило думать. shum_lol.gif

Это сообщение отредактировал Причиняющий - 9.09.2025 - 13:28
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 21269
0 Пользователей:
Страницы: (7) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх