60


(история одной фотографии, история пятая, предыдущая -
https://www.yaplakal.com/forum7/topic2577300.html )
На фото: Афганистан, 1987 г., проводим вместе с экипажем техническое обслуживание моей командирской БМП-2 на 8-й сторожевой заставе, гора Тотахан (отм. 1641 м.), 10 км. южнее Баграма. Дырка в башне БМП от духовского гранатомета была получена еще при моем предшественнике и друге Жене Шапко. В августе 1986 года принимал у него 8-ю сторожевую заставу, а в мае 1987 года пришлось принимать его разведвзвод, точнее то, что от него осталось. 12 мая 1987 года ребята попали в засаду в Чарикарской зеленке, четверо погибших, многие ранены. Командир отдельного разведвзвода (начальник разведки) 1 мсб 180 мсп лейтенант Евгений Владимирович Шапко был тяжело ранен (скончался в госпитале два месяца спустя, так и не приходя в сознание - 6 августа 1987 г.). На выпускном курсе военного училища мне довелось пройти полугодичную «факультативную» подготовку к командировке в Афганистан, в ходе которой я изучал фарси, традиции и обычаи афганцев, азы разведподготовки, приемы получения, анализа и использования информации, и многое другое. Довольно интересными были занятия по развитию внимательности и памяти.
Забавно, но эти факультативные занятия здорово помогали мне и в обычной учебе. И я даже жалел, что не знал всего этого еще на первом курсе. Насколько бы мне было легче учиться!
Позднее, уже в Афганистане, нам не раз приходилось в полевых условиях ремонтировать наши боевые машины. И я с благодарностью вспоминал не только училищных преподавателей, которые дали нам очень хорошую теоретическую и практическую подготовку по эксплуатации, ремонту и эвакуации боевых машин. Но еще с большей благодарностью я вспоминал своих преподавателей разведподготовки, которые научили меня запоминать увиденное. Это оказалось очень полезным в полевых условиях, когда у меня не было под руками никаких инструкций, но зато в памяти все эти механизмы и устройства были в разрезе и в различных ракурсах, как на схемах, которые я видел когда-то в училище.
Большим подспорьем было то, что в детстве я помогал своему двоюродному брату ремонтировать его мотоцикл «Восход-2». А летом после седьмого класса работал в совхозе «Щекинский» помощником слесаря. Помогал готовить технику к уборочной. И то, что многие из наших солдат до армии успели поработать трактористами, мотористами и комбайнерами. Толковые были ребята, рукастые и головастые. С помощью кувалды и какой-то матери могли оживить любую неисправную машину.
К тому же, вся боевая техника у нас в то время была отечественной. И многие мелкие аварии и поломки можно было устранить на месте. При этом в каждой роте был толковый старший техник роты, в батальоне – зампотех, а в полку – целая ремрота под руководством начальника бронетанковой службы, которые умудрялись ремонтировать неисправную и поврежденную технику в полевых условиях, не отправляя ее в Союз.
По личному опыту, когда у меня в разведвзводе на одной из БМП-2 «полетел» ползунок пушки 2А42, достаточно было выйти по радиостанции на связь с зампотехом батальона. И он сразу же подсказал мне, где взять исправный ползунок.
На деле это оказалось не так-то просто. Для начала зампотеху батальона пришлось выйти по ЗАС (засекречивающей аппаратуре связи) на начальника бронетанковой службы полка («звонок» из Баграма в Кабул, расстояние до абонента - более пятидесяти километров), у которого узнать, где можно найти ближайшую машину-донор. Оказалось, что в Джабаль-ус-Сирадже в это время находилась колона наших боевых машин пехоты, отправленных в Хайратон (Термез и далее в Союз) на капитальный ремонт. С одной из них можно было снять ползунок, вместо него оставить свой неисправный.
На бронетранспортере связистов вместе с моим наводчиком-оператором мы добрались до контрольно-диспетчерского пункта на баграмском перекрестке (7 км. от батальона до Баграма и 10 км. от Баграма до КДП), подождали попутную колону (одиночное движение было запрещено). Прокатились до Джабаль-ус-Сираджа (еще 26 километров), заменили ползунок и вернулись обратно. Итого: минус один день и плюс 86 километров.
А нужно было готовиться к очередной засаде со своим разведвзводом, проводить занятия по боевому слаживанию, отрабатывать вводные и взаимодействие со сторожевыми заставами, проверять ночные прицелы, переносную станцию разведки, средства связи, заправлять горючим БМП и БРМ-1к, загружать боеприпасы. И много чего всякого, разного. А тут еще под боком дивизионная операция идет…
Через день из штаба дивизии предали, что позавчера на дорого от баграмского перекрестка до Джабаля духи расстреляли БТР-80 из гранатомета. Трое погибших. Капитан, старший машины, чудом остался жив. Забавно, в тот день и мы ездили по той же дороге в Джабаль-ус-Сирадж, снимать ползунок для пушки. Ездили в бронетранспортере. И тоже вчетвером.
А нужно-то было всего лишь заменить обычный ползунок пушки…
Александр Карцев,
http://kartsev.eu P.S. В наше время 23 февраля отмечалось, как День Советской армии и Военно-морского флота. Это был профессиональный праздник тех, кто служил «в погонах» и тех, кто служит. Сейчас мы отмечаем День защитника Отечества. Это более общий праздник, потому что Отечество защищают не только те, кто в погонах, но и те, кто честно трудится в тылу – ученые, инженеры, учителя, врачи, программисты, рабочие и многие, многие другие.
Поэтому сегодня я поздравляю всех своих друзей и товарищей, своих однополчан, моих бывших курсантов, студентов и учеников, замечательных читателей и единомышленников, всех тех, кто честно трудится, служит и защищает наше Отечество, нашу родную землю, наших родных и близких с Днем Советской армии, Военно-морского флота и с Днем защитника Отечества. Крепкого Вам здоровья, удачи в делах и творчестве, семейного счастья и благополучия. Всего Вам самого, самого доброго! Ваш А.К.))