1. Море мечты
Идея была сыграть на неожиданном раскрытии темы. Ну да. Тема раскрыта неожиданно, но и только то.
Сюжета нет. Есть просто описание происшествия.
Физика не настоящая. Метеорит размером с теннисный шарик, не заторможенный отсутствующей атмосферой, должен был долбануть как тротиловый эквивалент к весу шарика.
А зачем Полу, который теперь точно труп, отправлять луноход в путешествие к Морю мечты? Чтобы понадёжнее спрятаться от спасателей, на которых не может не надеяться космонавт?
Конечно, нет. Чтобы было соответствие теме, вот зачем.
Персонажа не жалко, в тысячу знаков понапихано море технических подробностей и ни слова призванного вызвать эмпатию к персонажу.
Пол – скорее всего америкос. Без сомнения он на Луне затем, чтобы установить боевую вундервафлю направленную куда?
Ни капли сожаления. Катись колбаской до моря мечты.
2. TURBOлентность.
Вот здесь уже есть и сюжет. В тысячу знаков втиснута не только ностальгия (кто ещё помнит запах Турбо?), но и даже развитие героя, который резко взрослеет после автокатастрофы отца.
Из минусов – сопледавилка. Несомненно. И боюсь, не все поймут финальный кульбит. Но если разложить всё по полочкам, то будет не так эффектно. Хз, короче.
Из плюсов – сопледавилка не ради соплей, как таковых. Обошлось без щеночков и смерти ГГ. Полноценный сюжетный рассказ, показывающий, как быстро всё может измениться, как неожиданно иногда приходится вдруг взрослеть тем, кто ещё вчера играл вкладышами и мечтал о пестике.
Резкий переход в ещё не наступившее будущее, считаю оправданным, во-первых, потому, что места на плавные сюжетные переходы в суперкраткой форме просто нет, а во-вторых, такой переход сыграл бы и в 20 000 знаков, ибо топором разрубает рассказ на части, так же бесцеремонно, как сломанный шпиндель разрубил жизнь ГГ на «до» и «после».
От пометки на голос удерживает только то, что это начало ленты. То ли ещё будет?
3. Русалка
«я часто вижу их - безликими тенями, скрытно скользящими к морю»
Я часто вижу их – безликие тени, скользящие к морю – так и тире оправдано. «Скрытно» тут явно лишнее, ибо на скрытность русалок уже работает выражение «безликие тени». Может «бесшумно»?
И потом. Русалка скорее может скользить из моря. Ну или даже фраза «скользнуть В море» как-то лучше визуализируется. Потому что пробирание безногой тушки по скалам не вызывает ощущения грации и скольжения. Визуализируются тюлени.
«Море здесь совсем не ласковый солнечный пляж». Ну да. Река здесь совсем не берег. Рельсы тут совсем не шпалы. Стены тут ваще не окна.
Есть претензии и к остальным вытребенькам (спасибо за термин, дядько), особенно к слишком уж живому описанию оргазма с чужих слов.
Лучше бы если герой уже попадал в объятия русалки, но чудом вырвался и вспоминает об этом и мечтает однажды вернуться.
Вот тогда в рассказе появляется и сюжет, и мистика, и объяснение того, зачем герой живёт на скалах, как гагара.
Короче попытка в «над седой равниной моря гордо реет буревестник…». Довольно неуклюжая и бессмысленная.
4. Виктор Петрович не изменял
Игры слов не получилось. Недосказанность, которая в конце меняет всё - интересный приём, но таки требует филигранной игры слов. А её здесь не получилось.
Измените что? Мощность отопления? Ну такааааая натяжка, конечно.
«- Давайте заплатим вам! – выпалила Татьяна Олеговна, пожилая дама и одновременно старшая по этому подъезду.»
Просто для примера взял предложение. Во-первых, произнесите вслух фразу Татьяны Олеговны. Блин. Ну как не интонируй – театральщина и неестественность, даже для юмористического скетча.
Во-вторых, «пожилая дама и одновременно старшая по подъезду» - это попытка в юмор? Если нет, то очень кривое предложение. Как минимум «одновременно» лишнее слово.
Если таки юмор, то шутка в стиле «пожилая настолько, что аж старшая по подъезду» не прочиталась.
Из плюсов – наличие сюжета, юмор, использование интересного литературного приёма.
Из минусов – слегка недокручен финал. Не хватает лёгкой издёвки или дополнительного смысла.
Ну, например, Виктор Петрович таки изменяет жене, пусть и по-своему. Прибавив отопление в соседнем доме, сидит с биноклем и …ээээ… «любуется» на Катю из четвёртой квартиры, вынужденную расхаживать в жаркой комнате в одном белье.
5. Зарифмованная пиесса
Сюжета нет. Конфликта интересов который ведёт к дилеме – «чем лучше изменить, членом или сердцем?» не просматривается. Просто рандомный кусок из бабосрача выхвачен. Остаюсь при мнении, что лучше ни тем, ни другим.
Демонстрация некого скилла (сомнительного, но всё же), что мол в рифме трудно подогнать знаки, напрочь убита нерифмованными вставками, которые выглядят как-бы костылями из-за как-бы неспособности изложить свою мысль в стихах полностью.
Ещё это дурацкое обращение к читателю в конце.
Короче упражнение ради упражнения.
Даже на фоне того, что 1001 знак это изначально более спорт, чем творчество.
6. Новое море.
Иногда сигара – это просто сигара. Когда надо написать о дороге к морю, лучше не изъёбываясь таки написать о дороге к морю, вместо того, чтобы так чудовищно фальшивить пытаясь притянуть тему за уши.
Здесь уши просто таки оторваны.
«пред подросток» - это что за новый ещё термин?
«шестилетка» - серьёзно? Это слово кажется самым подходящим из тысячи синонимов? Да лучше повториться, имхо, чем всерьёз в художественный рассказ вкорячивать слово «шестилетка» в отношении внука.
«мгновенно ответил дед» - викторина? Почему не «ласково ответил» или даже не «чуть подумав»? Какую роль мгновенность ответа играет в этих обстоятельствах?
В тысяче знаков для того, чтобы передать смысл надо бережно относиться к каждой букве.
«Встретил вашу бабушку и стал мечтать о вашей маме» - хоссспади-распрогоспади. Читается так, будто у «вашей бабушки» уже была дочь и дед, добившись одной, переключился на вторую. Бррррр.
Лютая графомания как она есть. Во всём. И в самой манере изложения, и в диалогах, и в обыгрывании сюжета, при его полном, как традиционно складывается в кокосе, отсутствии.
И в орфографии. Не верю, что в 1001 знаке «вырастите» просто случайный недосмотр.
«я буду хлопать Ане в море её зрителей» - рукалицо. Нельзя так издеваться над читателем, автор.
7. Хорошо на море летом
Детское сочинение? Ну, неплохо. Только вступление «Первого сентября мы писали сочинение на тему «Как я провел лето». Я вспомнил про то, как мы ездили на море.» - лишнее. Лучше бы пояснили, где две недели пропадали мама с папой.
Там ещё по тексту, то у реки они ночуют, то у моря. И «разжег костер и ушел за дровами» - кажется, перепутана последовательность. Но это мелочи.
Логика тоже немного страдает – мама, которая безостановочно кричит, забыв глянуть где её ребёнок в тот момент когда горит палатка – явное упрощение для придания юмористического эффекта. И поэтому в реальность пересказанной истории не верится, но и до абсурдистской комедии положений сильно недокручено.
В целом, незатейливо, но мило.
8. Любовь-природы дар или проклятье?
О, попытка номер два в финальный финт ушами, который всё меняет. Здесь сова на глобус натянута уже более органично и почти не трещит по швам.
«Зачем ты всегда возвращаешься к ней? – Макс мотнул головой в сторону дома, где жил Джек, – я вот один и мне хорошо.» - такой вопрос у собак не возникает, конечно. Мало того, что там жратва, так там ещё и хозяйка, которая для собаки значит куда больше чем для кошки.
Почему я вспомнил кошку?
Потому что этот рассказ, в общем-то, никчёмное переложение рассказа Виктора Олеговича Пелевина «Ника», написанного в 1992 году.
С 1992 года в жанре «я рассказываю о животном так, что вы принимаете его за человека» делать абсолютно нечего, потому что к той глубине смыслов, которые заложены в «Нике», просто нечего добавить.
И добро б, это была пародия на «Нику» или трагедия «Ники» в лучших культурно-исторических традициях была воспроизведена как фарс или комедия. Тогда бы вопросов не было – новое прочтение классики.
А просто пересказать сюжет, упустив те глубины, которые подверстал в рассказ Пелевин? На что надеялся автор?
9. Принцессе можно всё.
Рассказ самодостаточен, сюжетен, остр, как по мне. Немного почитал полемику по его поводу вначале обсуждения и вот что я вижу:
То, что у девочки опухоль, которая убьёт её куда раньше, чем через год – абсолютно понятно.
Что хотел показать автор?
Растерянность родителей, которые хотят сделать жизнь дочери максимально праздничной на те, скорее всего, дни, которые остались до смерти. (опустим замечание Умачки про обезбол, уход и всё такое. Это же сентиментальная сказка, в которой не место таким вещам как капельницы и утка под кроватью. А может, это опухоль, которая просто неизбежно вырубит девочку однажды, безо всяких предшествующих страданий)
Что ребёнок знает, что умирает, но по-детски не верит в то, что умрёт. Знает, но не верит.
Про то, что папа, который зовёт дочь принцессой, готов сделать её таковой, только потому, что она скоро умрёт.
Девочка не зря проверяет – остановятся ли мама с папой ради груш? Не будь она больна, ей отказали бы в этой мелочи, потому что бытовые хлопоты затмевают такие простые вещи, как исполнение простого желания ребёнка.
Вдруг мы не успеем снять комнату? Какие ещё, в жопу, груши тебе? Некогда.
А ребёнку всего-навсего хочется груш и она не думает о ночлеге, а может и готова заплатить ночью в москвичонке, за горсть южных плодов.
Почему родители начинают видеть это только тогда, когда уже поздно?
Вот о чём рассказ.
Тоже сопледавилка, конечно. Но снова сопли, не ради соплей, а ради того, чтобы читатели, родители, остановились на секунду и задали себе пару важных вопросов.
У нас принято напоминать «Позвоните родителям, пока не поздно!»
А автор решил напомнить – «выполните, пока не поздно, пустячную просьбу дочки или сына».
Он/она не верит в Крым/Анталью/Тай в сентябре и не просит. И если не Крым, то хоть не поленитесь остановиться, чтобы купить груш. Потому что дети то, конечно не умрут. Но вырастут, и став старше, смогут купить себе тонну груш. Но у них так и не будет той, которую они хотели в детстве и которую родители посчитали пустячным капризом. А у вас больше не будет возможности сделать ребёнка счастливым, просто забив на рутину и выехав на вечерок в лес, пошуршать листьями, например.
Вот о чём рассказ.
10. Долгий путь
Хороший рассказ. И ещё он, знаете, как будто продолжение предыдущего. Было бы совсем-совсем продолжение, если б груши, а не яблоки.
И суть в принципе та же. Смысл жизни не в спешке, не в бытовых удобствах. Не в деньгах.
Хотя без них, конечно, никуда, но нельзя забывать, что ни за какие деньги на свете вы не купите и минуты, которую могли провести с сыном, а провели в суете.
Это не значит, что надо задушить их в объятиях.
Это значит, что просто нужно ценить эти минуты. Они и есть жизнь. И она пройдёт. И вы будете ещё живы, но жизнь уже пройдёт-отшумит вместе с пелёнками, вечерними слезами над математикой, летними разговорами о пустяках…
И ты можешь хоть тысячу раз проехать знакомым маршрутом. Ничего не повторится и не вернётся.
Спасибо, автор.