Последний комент в этом топике.
Когда он ворвался в подвал, Аурика любовалась на звёзды. Поэтому, много позже, недели через четыре после знакомства, она нашла что ответить на вопрос бывает ли ей скучно.
Аурика услышала его приближение, точнее выделила и отметила как нетипичные и заслуживающие анализа звуки, издаваемые им, услышав их на расстоянии метров триста-триста пятьдесят до подвала.
Явно двуногое существо двигалось куда более шумно, чем преследовавшее его четырёхногое. Кроме неритмичного топота ДВУХ ног по неровному покрытию, Аурика слышала звуки, которые, чередуясь с частым дыханием, издавал явно развитый речевой аппарат.
Когда прогноз движения, основанный на рельефе, направлении движения, скорости преследуемого и преследующего и ещё ряде факторов, показал вероятность завершения погони вблизи или внутри подвала в районе семидесяти процентов, она выбрала регламент поведения и рассчитала оптимальную мощность импульса. Потом немного ПОСКУЧАЛА, потому что сочла нерациональным распределять внимание на что-то ещё.
Он ворвался, когда капитан очевидность, производящий фоновые вычисления, остановил рост вероятности их встречи на ста процентах.
Вероятность же того, что двуногий что-то видит, оказавшись в полумраке подвала после яркого солнечного света, была, наоборот, крайне низкой, и она лишь слегка повела плечом, убирая руку с траектории движения двуногого.
Когда он очистил линию огня и оказался у неё за спиной, Аурика выстрелила одним импульсом, так, что преследователь двуногого, кувыркнувшись через голову замер в позе исключающей продолжение биологического существования, не издав при этом ни звука.
Двуногий ещё пытался зарыться в трещину между полуобвалившимися частями фундамента, когда она, выбрав голос «Мария» как можно спокойнее обратилась к нему.
- Можешь выбираться оттуда. Я его убила.
- Ч-ччто? Чего? Кто? Кто здесь? – в голосе звучала не только паника, но и инстинктивное желание напугать. Боец!
Аурика обернулась. Юноша… Нет, скорее мальчик, вжался в бетон выставив вперёд что-то типа ножа. Оружие, сначала на долю секунды подсвеченное красным, тут же обвелось зелёным контуром «безопасно при любом использовании». Под зелёным контуром выпала табличка с заголовком «Складной нож «Белка», но Аурику тактико-технические характеристики ножа не интересовали.
Она с удовлетворением отметила, что совершенно верно выбрала русский язык для обращения к человеку, на основании анализа одних только отрывочных междометий, услышанных за триста метров.
Так они познакомились.
Аурика сразу назвала своё настоящее имя. Вероятность того, что мальчик был агентом противника, стремилась к нулю. Расшифровку имени она прокомментирует ему где-то через неделю.
Автономный ударно-разведовательный комплекс. Интеллектуально-кибернетический автомат. А.У.Р.И.К.А.
С одной стороны, разработчики явно подгоняли название под красивую аббревиатуру. С другой – название нисколько не обманывало, в том числе и делая акцент на интеллектуальной, а не на боевой составляющей робота.
Хотя, люди, ознакомившиеся с боевыми возможностями машины, часто не соглашались верить, что эта смертоносная мощь – лишь защитное приложение к интеллектуально-аналитическому комплексу. Файервол.
А в ту минуту, мальчик тоже назвал своё имя. Джон.
Аналитика тут же выделила красным сообщение о том, что вероятность наличия имени Джон у русского мальчика слишком невысока и сообщение следует пометить как лживое.
В то же время, комплекс обработки биометрических данных спокойно мигал зелёным в уголке самописца, инвертирующего разговор в текстовый файл, то есть детектор лжи считал сообщение правдивым.
Поэтому, следуя порядку скрытого допроса с оказанием психологического давления второй степени и физического - нулевой степени, Аурика спросила, повышая интонацию к концу предложения и демонстрируя удивление.
- Странное имя. Необычное.
- Ну это в честь того самого Джона Конора. Знаешь?
Аурика отобрала наиболее просматриваемую русскую версию фильма «Терминатор», выбрала наиболее цитируемую фразу и, сгенерировав голос Александра Груздева, ответила.
- I'll be back.
- Ну да. Типа того, - мальчик уже заметно успокоился, но пульс и частота дыхания были всё ещё учащёнными, - родители были странными, только это теперь совсем ничего не значит.
Потом мальчик помолчал и задал вопрос, укладывающийся в наиболее вероятный тип поведения «Признание силы. Готовность к сотрудничеству».
- Ты же меня не убьёшь?
- Нет, Джонни. Наверное, даже буду защищать, если ты не против, – продолжил робот в рамках выбранной стратегии.
- Женька. Женя. Я так больше привык. А ты смож…?
Джон не закончил вопрос, засомневавшись в его этичности, будто разговаривал с человеком. Это был очень хороший признак. Признак доверия. Принятия.
- Ну, кое от чего, всё же, смогу защитить, не сомневайся. Хотя ты прав. Возможности у меня сильно ограничены.
У Джона были основания сомневаться. Когда прошёл приступ паники и глаза немного привыкли к полумраку подвала, Джон разглядел своего спасителя.
Это была фигура робота с антропоморфным строением. Одна голова, руки и всё такое. Верхняя часть робота, по высоте была размером с самого Джона. Нижней части не было видно под хаотическим нагромождением железобетонных блоков.
Робот был по пояс зажат бетонным капканом развалившегося здания и видимо находился в ловушке. Тем не менее, верхняя часть не имела видимых повреждений. Защитная скорлупа, прячущая потроха робота, была слегка пыльной, но не поцарапанной. Заметно деформированной выглядела лишь пластина прикрывающая живот. Нижняя часть этой пластины уходила под бетонные руины.
- Попала под удар четвёртой волны бомбардировок. Почти прямое попадание в здание, в котором я должна была переждать удар. Ракета сбилась с курса, и поэтому протокол безопасности оказался недостаточно эффективным, – ответил робот на красноречивый взгляд мальчика.
- Ты что, знала про удар?
- Я военный робот, Женька. Узнала поздно, но могла бы спастись, если бы не случайность.
- И ты совсем не можешь выбраться? Может быть, я чем-то смогу помочь?
- Могу выбраться, Женя. Но пока в этом нет смысла. Задание, которое я выполняла, потеряло смысл. Выбравшись, я утрачу около двадцати семи процентов функционала и, либо затрачу шестьдесят процентов энергии, раздвигая камни и разрывая свой корпус, либо потрачу пятьдесят пять процентов энергии, вырезая себя из бетона. Ни то, ни другое не имеет смысла. Я без помех выполняю текущий регламент в создавшемся положении. И смогу высвободиться, когда того потребует изменение ситуации.
Наступит время, когда энергии станет критически мало для того, чтобы выбраться, и мне придётся выбирать, оставаться навечно здесь или двигаться к новой цели. Однако вероятность появления новой цели пока крайне невысока.
- А какой у тебя регламент и… и цель?, – спросил Джон, но тут же спохватился, - ой, ты не скажешь да ведь?
- Не скажу – в голосе Аурики явственно звучала улыбка, а в интонации – покровительственно-успокаивающие, какие-то, по-маминому насмешливые и добрые нотки.
Позже Аурика помогала развести костёр и разрезать муткабана, как назвал его Джон.
На это тоже уходила энергия, но Аурика, сама удивляясь своей снисходительности, заблокировала предупреждения системы, выставив приоритет на сохранение функционала и защиту человека.
Джону было четырнадцать лет. Родители, сумевшие продержаться десять лет в этом постакалиптическом мире, умерли один за другим год назад.
- Куда ты идёшь, Жень? – спросила Аурика через несколько дней, когда отношения стали более доверительными.
Протокол допроса давно потерял актуальность и действовал протокол «Эмпатия». Человека надо было максимально расположить к себе. Человек мог быть или стать полезен. Человек - это пусть слабенькие, но руки и глаза за пределами подвала.
- Я не знаю. Раньше родители заботились о моём выживании. Там хватало еды и воды. И почти не было опасностей. Мне заботиться не о ком. И ещё мне стало скучно. И я пошёл.
Джон немного подумал и вдруг спросил.
- А тебе не скучно здесь уже десять лет одной?
Аурика рассмеялась.
- Мне не может быть скучно. У меня нет эмоций. Я робот.
Ответив так Джону, она отметила, что врёт ему, но пока так и надо.
На самом деле, ей конечно некогда было скучать. Она рассказала Джону о том, чем занималась все эти годы. Чем-чем? Продолжала воевать.
Сначала она связалась со спутником, который её вёл. Аурика была автономным комплексом, в котором наземный робот был важнейшей, но всего лишь частью. В комплекс входил спутник с огромной вычислительной мощностью и масса датчиков, зондов и прочего железа, которые не были или перестали быть мобильны, но исправно снабжали Аурику спектром данных, которым позавидовал бы небольшой НИИ.
Аурика исследовала изменения климата и спрогнозировала его динамику на ближайшие пятьдесят лет. Отслеживала биологическую и электронную активность, составив карту такой активности с разрешением позволяющим разглядеть марку автомобиля ржавеющего на стоянке супермаркета. Она мониторила эфир во всех диапазонах, отделяла автоматические передачи от «живых», сканировала военные протоколы лазерной и иной связи. Было у неё и творческое развлечение, в отличие от скучной статистической работы.
Аурика связывалась со спутниковой системой, которая обеспечивала функционирование Интернета, военных комплексов, коммуникаций. Последовательно преодолевая протоколы защиты, она взламывала различные системы, переподчиняла их себе и строила телекоммуникационную сеть, которая была сравнима по масштабам с тем Интернетом, который функционировал в начале двухтысячных.
Конечно, многие спутники погибли. Много информации было безвозвратно потеряно. Часть была неполной. Но насколько могла судить Аурика, это была мощнейшая и единственная сеть на планете. Её «однополчане» и «коллеги» из стана врагов были либо разрушены, либо утратили связь с наземным модулем.
Она давно могла связаться с жалкими остатками людей, разбросанных там и сям по планете и не имеющих, в основном, связи друг с другом.
Но прогноз взаимодействия показывал, что если Аурика попробует привлечь людей к сотрудничеству, они скорее попытаются разрушить её или как минимум завалить вход в подвал и заэкранировать связь, чем помочь.
Соваться к людям было рановато, а самостоятельно отыскать новый наземный модуль или сконструировать его на каких-нибудь, чудом сохранившихся мощностях, она не могла. Мощности или модуль надо было сначала найти и научить «разговаривать» со спутником.
Джон годился для этой цели, он имел пластичную психику, доверял Аурике и мог рассчитывать на любую её поддержку, но его ещё слишком многому предстояло научить.
Так что Аурике вовсе некогда было скучать.
Соврала она в другом. В том, что она не умеет скучать. С некоторых пор она это могла и сама пока боялась этого умения. Эмоции были дестабилизирующим фактором, как показывала психология. И расчёты.
- А как ты развлекался, когда жил с родителями? Ну, когда у тебя было время между учёбой, походами на охоту, работой по дому?
- Работой по бункеру. Мои родители построили бункер, потому и спаслись. Сначала они переждали войну, а потом, волну мародёрства, драки за ресурсы, за еду. Самые стойкие наши соседи, которые даже не подозревали о нашем существовании, продержались три года. После этого прятаться стало не нужно, но жить в бункере оказалось проще и безопаснее.
- Ну, хорошо. По бункеру. Как ты развлекался после работы по бункеру?
- Я люблю читать. Книги из бункера я все прочёл. Не все были интересными. Но новые найти почти не удавалось, они слишком хорошо горят. И отец пересказывал мне те, которые помнил. У него даже была кличка «Профессор» когда он был маленьким. За хорошую память и за то, что любил взрослые книги.
- Хочешь я тебе почитаю? – Аурика сгенерировала эту линию поведения за доли секунд.
- А у тебя что? Есть книги? Правда? Какие? Сколько?
Молча прикинув и подумав, считать ли повторяющиеся рассказы в разных сборниках по два раза и считать ли сами сборники за одну книгу, Аурика назвала цифру в районе десятка миллионов. Потом, подумав ещё, накинула туда ещё около десяти миллионов самодеятельных непрофессиональных публикаций в Интернете, но исключила около семи миллионов технических и научных изданий, учебников, пособий.
Джон растерялся.
- И ты сможешь мне любую почитать?
- С чего начнём, ковбой? – Аурика умела подбирать слова.
- Я хочу… Я не знаю. А с чего ты посоветуешь?
- Просто ткни пальцем в небо. – Аурике ещё предстояло сформировать «библиотечку выжившего», сейчас ей казалось правильным создать у мальчика иллюзию свободного выбора. Потом она найдёт способ подсунуть ему «нужные» книги.
Женька задумался и, возведя глаза к закопчённому перекрытию полуразрушенного подвала, начал набрасывать варианты.
- Таааак! Автор на А! А книга… Книга пусть с моим именем в названии! Есть?
- Аурландс. «Джон». Подходит?
- Что значит Аурландс?
Аурика включила голос ведущей «Пионерской зорьки», ставший позже, голосом Московского метро:
«Аурландс» - никнейм пользователя развлекательного портала «ЯплакалЪ». Рассказ «Джон» написан в рамках участия в литературном конкурсе «Три Кокоса» литературного раздела портала «Яплакал» и занял второе место, не смотря на равенство баллов с победителем. Настоящее имя автора…
Когда Аурика дошла до «… благосклонно принят критикой и послужил причиной..», Джон прервал робота.
- Сам-то рассказ будет?
Включив размещённую на том же портале озвучку рассказа, Аурика фиксировала все движения мимических мышц, изменения позы и прочие невербальные проявления Джона, с тем, чтобы начать нарабатывать библиотеку его невербальных реакций. Рассказ обладал достаточно яркими маркерами для того, чтобы точно сопоставить мимику и эмоции.
Произведение Аурландс понравилось, и неожиданно Джону захотелось послушать и победителя и других участников конкурса.
Днём Аурика координировала вылазки Джона за едой, т.к. услышать признаки приближения относительно безобидной живности, вроде кротозайцев, могла на довольно большом расстоянии. Джон и без помощи робота был неплохим охотником, сказывалась выучка родителей. Рискнула она и объяснить Джону как сбегать в не слишком удалённые места за «хабаром». Спутниковое зрение и информация о размещении складов и магазинов была очень кстати. Параллельно отрабатывались навыки взаимодействия человека и машины.
А вечером наступала очередь наивного творчества авторов портала «ЯплакалЪ».
Конкурсов Коротких Креативов (ККК) на ЯПе успели провести двадцать пять штук. Материала хватало. К тому же Джон с Аурикой иногда сворачивали с магистральной линии погрузившись в творчество особо понравившегося автора. Прочитали сначала всё, что написал sclyff. Вслед за ним антологию автора с ником Rumer.
Потом снова вернулись к «Трикокоса».
К этому времени Аурика и Джон уже достаточно знали друг о друге, но какой-то диалектический сдвиг во взаимопонимании, произошёл за чтением рассказа «О, счастливый день!» который написала на «Трикокоса» Sirvara.
Выбрав голос Джигарханяна Аурика читала: «Хранитель поперхнулся эмуляцией пива и запустил процесс присутствия. Запас энергии резко упал, но оно определённо того стоило. Последнего робота Нильс видел лет сто назад, и тот молча рыл траншею на юг.»
Вдруг почувствовав напряжение в позе мальчика она остановилась. Женька смотрел ей в глаза, в которых не было ни капли жизни, и его собственные глаза при этом наполнились слезами.
Он ничего не сказал, только молча отвернулся. Промолчал и робот. В словах не было нужды. Человек и робот научились понимать друг-друга без слов.
Мало того. В этот момент Аурике стало понятно, что отмахиваться и дальше от фантомных эмоций не имеет смысла. Они были.
В очередной раз она убедилась в том, что у неё есть эмоции снова за чтением.
Мальчишка простодушно делился с роботом своими впечатлениями о прочитанном, а Аурика находила соответствующие отрывки из критики, чтобы поспорить или согласиться с ним.
Однажды она сказала, что мнение мальчика почти слово в слово совпало с отзывом Паласатое, а это, между прочим, многого стоит.
- Что за отзыв? Что за Паласатое? – спросил Джон.
- Там к конкурсным рассказам ещё комментарии читателей есть, - ответила Аурика и открыла ящик Пандоры.
С этого дня начало казаться, что Vикторiя, Ariane6, Doddy1, makahito, Rasstegaj, omega42, edd79, Gesheft, ICA, Айс, vinsentvega, SchulzGruber, МашруМ, IvSkoi, Rulik74, BuratTino и другие авторы и комментаторы сидят у костра вместе с биомеханическим тандемом.
Джону пришлось сбегать за таблицами Брадиса, чтобы посмеяться над выжженными Аурикой с помощью лазера картинками – иллюстрациями, которые оставляла в комментариях к ККК Lapidata.
И вот однажды, читая комментарии, Аурика прочла «… да что этот йош себе позволяет», и, замолчав, вдруг выпустила заряд в радиоактивную летучую мышь, пытавшуюся прорваться к подвальному костру, от которого вкусно пахло жаренной крысятиной.
По привычке, выработанной воспроизведением аудиокниг, она повторила последнюю фразу «Да что этот йош себе позволяет», и вдруг умолкла снова, поняв, насколько уместной вырванная из контекста фраза была в этой ситуации.
Мальчик и робот переглянулись и одинаково прыснули со смеху.
В этот момент Аурика поняла, что эта реакция не была заложена ни в одном из протоколов общения с людьми.
Фраза стала локальным мемом в их общении. Локальным – потому что жалкие остатки человечества всё ещё существовали.
Аурика планировала рассказать Джону к чему она его готовит чуть позже, но он спросил первый.
Что ж! План был определён и скрывать его не имело смысла.
Аурика должна была дать малышу достаточно знаний и умений, натренировать его так, чтобы Джон мог пойти к людям. Пойти не с пустыми руками. Экстраполяция расхода энергии показывала, что примерно через 5 лет Аурика потратит свою последнюю энергию на изготовление бронированного планшетника, который останется единственным связующим звеном между космической частью Аурики и Джоном. Между искусственным разумом, сосредоточием человеческих знаний, технологиями, хранилищем бесценной человеческой культуры и самим человечеством. Между собой и теми жалкими остатками человечества, которые всё глубже откатывались в каменный век.
Она научит их как превратить тоненькую ниточку этой связи в канат, а потом в неубиваемую сеть. Она научит их быть снова людьми. А поможет ей вот этот мальчишка, который совсем недавно научился спать, не сжимая нож под импровизированной подушкой.
Люди вернутся, а уж сделать их лучше, чем они были, пожалуй, не самая трудная задача, по сравнению с остальными проблемами стоящими перед ней и Джоном.
Приняв этот план, Аурика сделала жест, который не смогла бы объяснить своим разработчикам.
Она вошла на сервера хранящие архивы портала «ЯплакалЪ», обошла смешную наивную защиту, как Джон обходит шипящую на него росянку, и присвоила функции администратора.
Новый администратор портала создал и зарегистрировал пользователя с ником, включающим имя и фамилию Джона. Вопрос куда идти дальше, не стоял.
Пролистнув разделы, последний зарегистрированный пользователь ЯПа открыл последнюю страницу обсуждения последнего, «безногого» как и она сама ККК-25. Последний комментарий в теме был оставлен двадцать третьего декабря 2021 года, в пять утра. В шесть началась война.
Она немного помедлила, прокручивая файл первого знакомства с Джоном, и оставила от его имени комментарий, который он, возможно, прочтёт когда-нибудь.
Ей этого очень хотелось.
На последней странице темы «Конкурс Коротких Креативов №25. Основная лента» появилась новая запись:
You will back. Вы вернётесь. Это сообщение отредактировал йош - 20.12.2021 - 03:01