Братск. Над затопленной страной., фоторепортаж

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (5) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Lomamaisty
11.02.2012 - 11:01
Статус: Offline


Дед Ломыч

Регистрация: 8.11.11
Сообщений: 18798
48
Рассказывает-показывает varandej, 43 фото star.gif

Братский острог, основанный в 1631 году казаками Максима Перфильева на Ангаре в устье реки Ока, ставший плацдармом для основания Иркутска и с подъёмом последнего к концу 18 века деградировавшим в село Братско-Острожное. Процветавшее в 17 веке Среднее Приангарье так и не смогло интегрироваться в купеческую Сибирь 19 века, и превратилось в край старожильческих сёл - столь же глухих, сколь и богатых. Забытье кончилось в советское время, и Братск, в 1951 году в четвёртый раз перенесённый на новое место, словно принялся навёрстывать упущенное за три века упадка, к 1980-м годам превратившись в один из главных индустриальных гигантов Сибири и второй по величине город Иркутской области (248 тыс. жителей). Здесь заработали крупнейший на Земле алюминиевый завод (4% мирового и 30% российского производства), гигантский лесоперерабатывающий комплекс, а главное - третья по величине в России ГЭС, стройка которой в 1954-67 годах стала настоящей советской легендой и даже вдохновила Евгения Евтушенко на поэму "Братская ГЭС". Но возрождаясь, Братск словно целенаправленно уничтожил ту свою историю, которая напоминала о периоде упадка: второе по величине водохранилище Земли поглотило старожильческое Приангарье, и лишь две башни острога город сохранил как память о славном далёком прошлом.

В общем, эпический город.

Братск. Над затопленной страной.
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
Lomamaisty
11.02.2012 - 11:02
Статус: Offline


Дед Ломыч

Регистрация: 8.11.11
Сообщений: 18798
Первое, что нужно знать о Братске - что это не город, а агломерация, состоящая как минимум из трёх разных городов на некотором удалении друг от друга. Кроме того, в агломерацию входит ещё и самостоятельный город Вихоревка (22 тыс. жителей), где находится крупнейшая в этом районе железнодорожная станция с получасовыми стоянками и самой дальней в России электричкой в Усть-Кут (около 400км, более 10 часов пути):

2.

Братск. Над затопленной страной.
 
[^]
Lomamaisty
11.02.2012 - 11:03
Статус: Offline


Дед Ломыч

Регистрация: 8.11.11
Сообщений: 18798
Железная дорога сюда пришла в 1947-51 годах из Тайшета, и первоначально заканчивался станцией Лена в городе Усть-Кут - это Старый БАМ: за Леной строительство продолжилось лишь в 1975 году. Участок от Тайшета до Усть-Кута вроде бы официально считался частью Байкало-Амурской магистрали, но в обиходе под "БАМ" обычно подразумевают "новую" часть, а здесь - так, предБАМье. Тем более есть и пара важных отличий: "старый" БАМ двухпутный и электрифицированный, "новый" - однопутный, а от станции Таксимо ещё и тепловозный.

3.

Братск. Над затопленной страной.
 
[^]
Lomamaisty
11.02.2012 - 11:03
Статус: Offline


Дед Ломыч

Регистрация: 8.11.11
Сообщений: 18798
Вихоревка и основана была в 1947 году как пристанционный посёлок, названние получила от реки, которая в свою очередь названа в память стрелецкого сотника Вихора Савина, убитого здесь в 1630 году эвенками. До недавнего времени здесь был очень симпатичный, хотя и вряд ли удобный деревянный вокзал. А вот так выглядит привокзальная площадь - в Иркутской области очень популярны дома с островерхими крышами, а у многих польские корни:

4.

Братск. Над затопленной страной.
 
[^]
Lomamaisty
11.02.2012 - 11:04
Статус: Offline


Дед Ломыч

Регистрация: 8.11.11
Сообщений: 18798
От Вихоревки до станции Гидростроитель поезд с несколькими остановками идёт около полутора часов, причём дорога обходит стороной собственно центр города - это тоже наследство Братской ГЭС, затопившей первоначальную линию, тем более нынешний центр начал строиться несколько позже. Ближайшая к нему станция Анзёби стоит посреди тайги:

5.

Братск. Над затопленной страной.
 
[^]
Lomamaisty
11.02.2012 - 11:05
Статус: Offline


Дед Ломыч

Регистрация: 8.11.11
Сообщений: 18798
Где-то между Вихоревкой и Анзёби от БАМа отходит параллельная линия, пересекающая промзону, дымы которой с БАМа днём и ночью видны за тайгой. Примерно на полпути - станция Братск между БрАЗом и заводом ферросплавов, а где-то в 5км от центра - Багульная рядом с целлюлозно-бумажным комбинатом. Ещё там где-то есть недостроенный вокзал, который мог бы стать главным транспортным узлом Братска. Мне по этой линии проехаться не довелось, но что ещё интереснее, в город она приходит тупиковой станцией Новобратск:

6.

Братск. Над затопленной страной.
 
[^]
Lomamaisty
11.02.2012 - 11:06
Статус: Offline


Дед Ломыч

Регистрация: 8.11.11
Сообщений: 18798
Рядом с которой - автовокзал, обслуживающий в основном дальние районы города:

7

Братск. Над затопленной страной.
 
[^]
Lomamaisty
11.02.2012 - 11:07
Статус: Offline


Дед Ломыч

Регистрация: 8.11.11
Сообщений: 18798
Но вернёмся на БАМ - примерно через полчаса от Анзёби находится станция Падунские Пороги. Падун и Энергетик - районы на левом берегу Ангары, примыкающие к ГЭС, фактически представляют собой отдельный город, немногим уступающий собственно Братску. Вокзал Падунских Порогов - мало того, что унылейшая бетонная коробка, так ещё и закрыт на реконструкцию. За путями - очередная промзона, этот ракурс очень любят московские командировочные в качестве иллюстрации того, как Братск ужасен. Не верьте им! За путями - обыкновенная ТЭЦ, коих и в Москве три десятка.

8

Братск. Над затопленной страной.
 
[^]
Lomamaisty
11.02.2012 - 11:08
Статус: Offline


Дед Ломыч

Регистрация: 8.11.11
Сообщений: 18798
Наконец, последняя и на мой взгляд самая красивая станция в Братске - Гидростроитель, обслуживающая районы за плотиной:

9

Братск. Над затопленной страной.
 
[^]
Lomamaisty
11.02.2012 - 11:09
Статус: Offline


Дед Ломыч

Регистрация: 8.11.11
Сообщений: 18798
Здесь я сошёл примрено в 11 ночи и сразу побежал в гостиницу "Восточная" по соседству с вокзалом. Гостиница оказалась маленькой и очень уютной, но и не дешёвой - 1500 рублей за одноместный номер. Братск - город командировочных, а не туристов, поэтому гостиницы тут все дорогие и качественные. А с запада сюда ещё и невозможно прибыть утром. Но в целом у меня был довольно красивый план: заночевать на Гидростроителе, с рассветом начать движение на восток, и сесть в иркутский поезд в Вихоревке (откуда он выходит на 2 часа позже, чем с Гидростроя)... и если бы это был не первый город на маршруте, мне бы это даже удалось, а так понаделал ошибок.

10.

Братск. Над затопленной страной.
 
[^]
Lomamaisty
11.02.2012 - 11:11
Статус: Offline


Дед Ломыч

Регистрация: 8.11.11
Сообщений: 18798
Но тем не менее моё знакомство с Братском началось с прогулки по посёлку Гидростроитель - именно сюда в 1951 году было переселено Братско-Острожное, попутно превратившись в ПГТ Братск: проектирование ГЭС шло полным ходом. И как самая старая часть города, Гидростроитель может похвастаться даже дохрущовской архитектурой. Напротив вокзала в конце короткого бульвара - очень симпатичный ДК Транспортостроителей:

11.

Братск. Над затопленной страной.
 
[^]
Lomamaisty
11.02.2012 - 11:12
Статус: Offline


Дед Ломыч

Регистрация: 8.11.11
Сообщений: 18798
К тому же деревянный:

12

Братск. Над затопленной страной.
 
[^]
Lomamaisty
11.02.2012 - 11:13
Статус: Offline


Дед Ломыч

Регистрация: 8.11.11
Сообщений: 18798
В общем-то, все три братских "города" имеют похожее устройство: в центре - очень цивильный и уютный район многоэтажек, вокруг которого многочисленные барачные кварталы. В Гидростроителе же к вокзалу примыкает целый район деревянных советских коттеджей (!) - даже не знал, что такое бывает:

13

Братск. Над затопленной страной.
 
[^]
Lomamaisty
11.02.2012 - 11:14
Статус: Offline


Дед Ломыч

Регистрация: 8.11.11
Сообщений: 18798
А в целом - здесь всё серьёзно:

14.

Братск. Над затопленной страной.
 
[^]
Lomamaisty
11.02.2012 - 11:15
Статус: Offline


Дед Ломыч

Регистрация: 8.11.11
Сообщений: 18798
С полчасика погуляв по Гидростроителю, я сел на автобус и поехал к Братской ГЭС. Автобус петлял по посёлку минут 20, и из его окна я успел оценить и местные многоэтажки, однако так и не сфотографировал их. Затем ещё минут 5-10 автобус едет по незастроенной местности, и наконец впереди, в сыром тумане, возникают грандиозные сооружения плотины:

15

Братск. Над затопленной страной.
 
[^]
Lomamaisty
11.02.2012 - 11:16
Статус: Offline


Дед Ломыч

Регистрация: 8.11.11
Сообщений: 18798
Братская ГЭС, построенная в 1954-67 годах, то есть в эпоху Энтузиастов, Оптимистов и Ударников стала вторым звеном Ангарского каскада - чуть раньше, в 1958 году была пущена Иркутская ГЭС, а несколько позже, в 1980 - Усть-Илимская. В красноярском Кодинске достраивается Богучанская ГЭС, а ещё три (Нижнебогучанская, Мотыгинская и Стрелковская) пока проектируются. То, что именно Ангара стала главной гидроэлектрорекой Сибири, тоже не случайно - в ее естественном русле было много довольно мощных порогов, на которых и строятся плотины. Ангарский каскад сделал Иркутскую область главным электроэнергетическим регионом России.

16.

Братск. Над затопленной страной.
 
[^]
Lomamaisty
11.02.2012 - 11:17
Статус: Offline


Дед Ломыч

Регистрация: 8.11.11
Сообщений: 18798
Сама же по себе Братская ГЭС, третья по мощности в стране (после Саяно-Шушенской и Красноярской ГЭС на Енисее) - сооружение действительно сверхчеловеческое: длина плотины более километра, а высота над Ангарой 127 метров. На кадре выше это можно оценить, сравнив размер плотины с размером идущего по ней поезда. Со стороны Падуна въезд на ГЭС отмечает гидротурбинна - я подумал было, что стилизация, но как оказалось - настоящая, времён постройки электростанции, замененная на более современную и поставленная как памятник в 2007 году:

17.

Братск. Над затопленной страной.
 
[^]
Lomamaisty
11.02.2012 - 11:18
Статус: Offline


Дед Ломыч

Регистрация: 8.11.11
Сообщений: 18798
Автобус высадил меня в Падуне, уже на левом берегу. Я решил искать какую-нибудь точку на берегу Ангары, с которой можно будет увидеть ГЭС во всей красе, минут 40 блуждал по каким-то задворкам и в конце концов махнул рукой - со стороны Падуна ниже ГЭС на пару километров вдоль берега тянется закрытая территория. Я решил идти обратно на правый берег и искать эту точку там... и ключевое слово здесь "идти", а не "ехать", так как в отличие от большинства гигантских плотин Волги и Енисея, Братская ГЭС открыта для пешеходов.
В начале и конце плотины - барельефы. Со стороны Падуна - о строительстве ГЭС. Рядом двухэтажный пост охраны, так что фотографировать тут лучше с предельной осторожностью:

18.

Братск. Над затопленной страной.
 
[^]
Lomamaisty
11.02.2012 - 11:19
Статус: Offline


Дед Ломыч

Регистрация: 8.11.11
Сообщений: 18798
Путь по плотине, вид в сторону Гидростроителя:

19

Братск. Над затопленной страной.
 
[^]
Lomamaisty
11.02.2012 - 11:19
Статус: Offline


Дед Ломыч

Регистрация: 8.11.11
Сообщений: 18798
Водоспуски. Серая конструкция наверху - железная дорога:

20

Братск. Над затопленной страной.
 
[^]
Lomamaisty
11.02.2012 - 11:20
Статус: Offline


Дед Ломыч

Регистрация: 8.11.11
Сообщений: 18798
Вид в сторону Падуна - как видите, ограда плотины популярна у молодожёнов:

21.

Братск. Над затопленной страной.
 
[^]
Lomamaisty
11.02.2012 - 11:21
Статус: Offline


Дед Ломыч

Регистрация: 8.11.11
Сообщений: 18798
Чтобы пройти плотину из конца в конец, нужно минут 15-20, и это очень тяжёло, учитывая мороз и курящуюся внизу незамерзающую реку. Со стороны Гидростроителя барельеф повествует о Революции:

22

Братск. Над затопленной страной.
 
[^]
Lomamaisty
11.02.2012 - 11:22
Статус: Offline


Дед Ломыч

Регистрация: 8.11.11
Сообщений: 18798
Но самое главное - даже не сама плотина, а виды с неё. Снимать их, надо заметить, достаточно сложно - сетка довольно мелкая, а проёмы, в которые можно просунуть объектив, находятся стабильно на уровне колен. То есть, для съёмки надо присесть - а если это вахтёр заметит?
Во так со стороны Падуна выглядит уже упомянутая "запретная зона" - хотя говорят, ещё пару лет назад и туда можно было спокойно пройти, а молодожёны со своими кортежами заезжали едва ли не к машинному залу. Отсюда ещё не вполне видно, что ширина Ангары здесь около километра:

23

Братск. Над затопленной страной.
 
[^]
Lomamaisty
11.02.2012 - 11:22
Статус: Offline


Дед Ломыч

Регистрация: 8.11.11
Сообщений: 18798
А вот вид непосредственно с плотины - до воды более ста метров:

23.

Братск. Над затопленной страной.
 
[^]
Lomamaisty
11.02.2012 - 11:23
Статус: Offline


Дед Ломыч

Регистрация: 8.11.11
Сообщений: 18798
Где-то под ногами - машинный зал, а за спиной и бетонной стеной опять же вода, стометровая бездна:

24.

Братск. Над затопленной страной.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 9846
0 Пользователей:
Страницы: (5) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх