4


Всем, привет! Объявляю на ЯПе неделю теолога-дилетанта. Хотел было в теме "
Храм — это не дом Бога" отписаться, но букв чересчур много набирается. Идеи, которые я изложу ниже, родились в результате серии приятных дружеских бесед за рюмкой чая с моим давнишним другом.
Да, хотел бы сразу обозначить, что данный пост не ставит перед собой цель оскорбить чьи-либо чувства, особенно верующих. Ни в коем случае я не претендую этим постом на навязывание какого-то мнения, и уж, тем более, ни в коем случае не пытаюсь выдать его за какую-то истину в первой инстанции. Просто размышления, ничего более.
Итак, поехали. Все вы хоть раз в жизни слышали слово "апокалипсис". Современная культура, взрощенная на голливудском кино, предполагает, что это вроде как "конец света", хотя в переводе с греческого означает всего навсего "откровение", в смысле "срывание покровов". Я бы хотел с вами поговорить о труде Иоанна Богослова, который так и называется "откровение". Труд этот был написан ориентировочно в первом веке нашей эры, и имеет характер весьма иносказательный. Есть подозрение, что перевод с греческого на церковнославянский усложнил и размыл и без того сложный и размытый смысл, но все же несколько моментов бросаются в глаза.
В обозначенном труде есть такой персонаж - Великая блудница. Очень интересный персонаж, на самом деле. Давайте попробуем внимательно прочитать места, где она упоминается.
"
...и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами"
Пока непонятно. Какая-то тетка, сидит на древнем аналоге Змея Горыныча. Немного позже ангел дает некоторое объяснение:
"
Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена"
Классно объяснил. Подразумевая метафоричность образа, пока отложим в памяти, что было чего-то семь штук, и это как-то очень связано с Вавилонской блудницей. Настолько тесно связано, что без этих штук и самой блудницы не было бы.
"
облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее"
Порфира и багряница - это одежды царей, да не повседневные, а самые что ни на есть парадные. В общем, тетка, вся в царственной одежде, в цацках, но в руках держит тазик с говном.
"
упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых"
Ну просто вампирша ненасытная; у всех святых кровь выпила, у всех последователей Христа, а ей все мало.
"
пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы, и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее"
Официальная трактовка откровения в этом месте делает так: "Ага, все понятно! Блудница - это и есть Вавилон, город грехов!". Лично мне не все понятно. Вавилон - это крупный город Месопотамии (территория современного Ирака). Рассвет свой пережил в XVIII - XVI веках до нашей эры, то есть за 700-900 лет до Иоанна Богослова. Ко времени же написания данного труда, Вавилон несколько раз был взят штурмом то персами (Ахменидами), то греками, то римлянами, и в конце концов превратился в унылый провинциальный городишко на задворках Римской империи. Так чего же Иоанн Богослов на него так взъелся? Тем не менее, блудница - это жилище бесов и далее по тексту, то есть становится понятно, что это все же не человек, а что-то большее (не забываем про иносказательный смысл текста). И да, немного позже ангел опять поясняет:
"
Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями"
Ну не тянет Вавилон того времени на город, царствующий над земными царями. Это как, например, кто-то бы сейчас про Омск говорил.
Поехали дальше:
"
Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей. Ибо она говорит в сердце своем: «сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!»"
Т.е. персонажу-женщине по ходу повествования предъявляют примерно следующее: "Муж твой умер, а ты не надеваешь траур и не оплакиваешь его", а та в ответ нагло врет, глядя прямо в глаза, что муж не умер, просто отъехал ненадолго в командировку.
* * *
Более не буду утомлять вас цитатами, т.к., наверное, этого вполне достаточно, чтобы и написать то, ради чего и затевался этот пост. Великая блудница, по нашему скромному мнению, есть ни что иное, как официальная церковь. Иоанн Богослов считал, что вера заканчивается в тот момент, когда собираются дядьки в рясах и начинают сочинять правила: как правильно стоять, как правильно креститься, сколько должны стоить свечки в церкви и т.д. В этот момент вера, в широком понимании слова, которая про любовь к ближнему, про справедливость и прощение - все это превращается в бизнес.
Семь гор, на которых сидит церковь - это семь Вселенских соборов, которые случились с IV по VIII века нашей эры. Как раз дядьки в рясах собирались и обсуждали, какие иконы рисовать, как правильно молиться, какие молитвы читать и сколько денег с паствы брать.
Тут-то по ходу текста и предъявляют вдове (церкви), что муж ее (настоящая вера) умер. Но вдова уже ослеплена богатствами, которые сыпятся на нее, и отвечает: "Нет-нет, я не вдова, и незачем мне надевать траур".
Зачем кровь святых пить? А кто же его знает? Ритуал такой, называется "причастие". До сих пор пьют вино (кровью Христа) и едят хлеб (его плоть).
Про богатство, про власть над земными царями, про вино, которым она напоила народы, я думаю, и пояснять не надо.
Ну, и, собственно, о чем пишет Иоанн Богослов - церковь в конце концов будет разрушена, воздастся ей за ложь, жадность и прочие грехи, правда случится это не раньше, чем прямо вот накануне Страшного суда. Как-то так, спасибо за внимание.