22


Сап, камрады-аноны! Приготовьтесь, ибо история, которую я поведаю сегодня, — это не просто байка. Это многослойный пирог из человеческого равнодушия, квартирной жадности и сюрреалистического стечения обстоятельств. Это гимн всем одиноким душам, запертым в своих берлогах, и суровое предупреждение: ваш телевизор может смотреть в вас дольше, чем вы думаете.
На сцене — старый, добрый Загреб, район Медвешчак. Время действия — середина безумного XX века. Наш главный персонаж — Хедвига Голик.
АКТ 1: Портрет героини в интерьере чердакаПредставьте себе не женщину, а настоящий городской миф. Бывшая медсестра, сменившая белый халат на одеяние добровольной отшельницы. С 1961 года ее вселенная ограничивалась царскими хоромами в 18 квадратных метров, уютного чердака, отсекавшего ее от внешнего мира надежнее, чем стальная дверь банковского хранилища.
Ее характеризовали как даму «со странностями». Сегодня — тихая, молчаливая тень, боязливо шарахающаяся от людей. Завтра — неистовый фурия, способная устроить разнос на пустом месте и носиться по улицам с выпученными глазами. Соседи шептались о возможной шизофрении, ставили диагнозы и старались лишний раз не попадаться на глаза.
Но гениальность ее коммуникации с человечеством заслуживает отдельного памятника. Хедвига не спускалась вниз. Зачем? Это ведь не царское дело. Для общения с миром у нее была отработанная схема: с верхнего этажа на веревочке спускалось
ведерко. Не абы какое, а с деньгами и заветным списком продуктов. Соседка-исполнитель, Катица Карич, как верный оруженосец, закидывала в ведро провизию и водружала его у порога храма затворничества. Диалогов не предполагалось. Только бизнес — никаких эмоций.
АКТ 2: Последний сеанс с чаем и телевизором. Занавес.Наступает 1966 год. Обычный вечер. Хедвига ставит на плиту чайник, заваривает себе кружечку ароматного чая, устраивается в кресле и включает телевизор. Возможно, шла какая-нибудь комедия или партийные новости. Но для Хедвиги этот сеанс стал вечным.
Она умерла. Тихо, мирно, от «неизвестных естественных причин». Так и осталась сидеть, будто заснула, а чашка с недопитым чаем застыла в немом ожидании на столике.
А мир вокруг... продолжил свой бег. Соседи, привыкшие к ее длительным отлучкам (она иногда сдавала квартиру), лишь развели руками. «А, наверное, уехала. В секту какую-то. Или к родне». Самые смелые предположения рождались в курилках, но одно было неизменным:
лезть в ее квартиру — табу. Нарушить священный договор аренды? Да вы что, это же страшнее, чем обнаружить труп!
АКТ 3: Война за квадратные метры, или Цирк с конями пока труп в номереВот здесь, друзья, начинается самый циничный и по-человечески отвратительный виток этой истории. Тишина за дверью стала для жильцов дома не поводом для тревоги, а сигналом к началу дележа.
Пока тело Хедвиги медленно превращалось в часть интерьера, внизу кипели нешуточные страсти. Серьезные тёти и дяди с абсолютно трезвыми лицами обсуждали, кому и сколько метров от заветной каморки достанется. Доходило до абсурда: некоторые искренне полагали, что имеют право хотя бы на 1 (один!) квадратный метр наследства. Представляете? Война за воображаемый клочок пространства, в котором уже несколько десятилетий лежал настоящий хозяин.
В 1973 году кто-то, скрепя сердце, сообщил о пропаже. Милиция поискала-поискала по всей необъятной Югославии и махнула рукой. В 1991-м, когда страну уже разрывали на части Югославские войны, представитель жильцов Мирко Хорватич снова написал властям: «Там квартира пустует!». Но кому было до того? Война, карточки, стрельба — не до одиноких старушек на чердаках.
Апофеозом этого фарса стал 1998 год. Неизвестный гений интриги, вооружившись шариковой ручкой и листком бумаги, сочинил шедевр бюрократической мысли. От имени «Град Загреб, Комиссия по переписи» он накатал указ: мол, по Закону о наследстве, права Голик аннулированы, а самовольно вселяться — уголовное преступление. И самое невероятное — все поверили! Самодельная бумажка остановила многолетний сыр-бор. Склочники, не верившие друг другу, безоговорочно поверили анонимной записке. Вот магия псевдоофициального штампа.
АКТ 4: Прорыв сквозь паутину времениШел 2008 год. Дом решили реконструировать в элитные апартаменты. Согласие получили от всех, кроме загадочной обитательницы чердака. 12 мая дверь, не открывавшуюся 42 года, выломали.
Картина, предстающая глазам смельчаков, могла бы вдохновить Стивена Кинга. В комнате, затянутой коврами из паутины, в кресле сидела мумия Хедвиги, укутанная в одеяло. Напротив, как верный страж, стоял телевизор. На столе, как символ оборвавшейся жизни, — та самая чашка с чаем. Ничто не было тронуто. Это был не просто дом. Это был самый долгий спектакль для одного зрителя.
Последующие детали лишь добавили сюрреализма:
- Вскрытие развело руками: точную причину и дату смерти установить невозможно.
- Окна были открыты, что способствовало естественной мумификации.
- Но главная загадка — электричество.
Оно было включено все эти годы!Счет исправно оплачивал старый архитектор, построивший этот дом. Ирония судьбы: он умер всего за три месяца до развязки, унеся свою часть тайны с собой.
Эпилог. Мораль сей басни, она же — притча во языцехТак что же мы имеем, анон? Не просто жуткую историю. Мы имеем идеально законсервированный срез человеческой натуры. Равнодушие, превратившееся в норму. Жажда наживы, оказавшаяся сильнее страха и совести. И одинокую жизнь, которая стала притчей во языцех лишь после того, как ее материальные активы перешли в категорию «бесхозные».
Так что, братцы, если ваш сосед за стеной слишком тих, возможно, он просто вечно смотрит телевизор. А его квартира уже давно поделена на квадратные сантиметры в воображении тех, кто живет этажом ниже.
Царствие небесное тебе, Хедвига. Ты стала легендой. А мы все... мы просто зрители в этом безумном театре жизни и смерти.
Это сообщение отредактировал Гуманитарий - 16.11.2025 - 18:45