24


Текст, который вы сейчас читаете, основан не на фантазиях или эзотерике, а на реальных научных концепциях, гипотезах и экспериментах, обсуждаемых в физике, нейронауке и философии сознания. Всё, о чём пойдёт речь, — это интерпретации существующих исследований, а не конспирология. Просто я рассказываю о них проще, как человек, которому действительно интересно понять: а что, если реальность — не то, чем кажется?
Иногда накатывает странное чувство, будто всё вокруг — не по-настоящему. Люди, звуки, события — всё вроде бы есть, но в этом «есть» чувствуется некий сбой. Знакомое чувство? Такое ощущение, будто ты смотришь фильм, а не живёшь.
Просто красивая картинка из интернета
Когда я впервые задумался о феномене дереализации, я думал, что это чисто психологическая штука — стресс, усталость, недосып. Но чем глубже копаешь, тем больше понимаешь: а вдруг всё это действительно ненастоящее? Вдруг мы не ошибаемся в ощущениях, а просто начинаем видеть границы программы, в которой живём?
Когда-то я наткнулся на роман «Симулакрон-3», где мир оказывается компьютерной симуляцией. Люди в нём живут обычной жизнью, не зная, что за их вселенной — сервера и наблюдатели. Тогда я подумал: окей, фантастика. Но потом вспомнил, что ведь и мы видим только то, что мозг разрешает нам видеть. Мы не воспринимаем реальность напрямую — только модель, отрендеренную через органы чувств.
А если за этой моделью есть ещё один уровень — кто сказал, что мы способны его обнаружить?
Физики, как выяснилось, давно наступают на те же грабли. Возьмём, например, Леонарда Сасскинда и его идею о голографической Вселенной. Он утверждает, что всё пространство — это просто отображение информации, записанной где-то на границе. Как будто сама реальность — это не объём, а код, развернутый в трёхмерный вид.
Отсюда вытекает и странная история про чёрные дыры. Снаружи падающий объект вроде бы «сгорает» на горизонте, а для самого падающего — спокойно летит внутрь. Обе версии реальны, но противоречат логике. Единственное, что их примиряет — если пространство действительно вычисляется, как программа, где разные наблюдатели получают собственные рендеры сцены.
А дальше начинается уже бездна: голографический принцип утверждает, что вся Вселенная может быть двухмерным кодом, создающим иллюзию трёхмерности. Мы буквально — «голограммы из квантовой информации».
Физик Джон Уилер когда-то сформулировал идею: «It from bit» — всё рождается из информации. Материя, энергия, пространство — это следствие данных, а не наоборот. А Брайан Грин добавил к этому идею множественности миров: наш — лишь один из бесконечного числа симуляций, запущенных по разным параметрам.
Если принять это всерьёз, то можно вспомнить принцип Тьюринга — всё, что можно вычислить, можно смоделировать. Даже мышление. Тогда и сознание, получается, всего лишь алгоритм. А если так — то что мешает ему существовать внутри вычислений?
Философ Ник Бостром подлил масла в огонь: если цивилизации развиваются до сверхвычислительных мощностей, то они будут симулировать прошлые миры. И если таких симуляций миллионы, то шанс, что мы живём в оригинале, а не в одной из копий, стремится к нулю.
Но как же всё это работает технически? Чтобы симулировать целую Вселенную, нужен колоссальный компьютер. Однако, как и в видеоиграх, вовсе не обязательно рендерить всё сразу — достаточно того, что видит игрок.
Отсюда и парадокс Ферми — почему мы одни во Вселенной? Может, потому что остальное просто не загружено. Зачем симуляции просчитывать инопланетян, если сценарий сосредоточен на нас?
Кстати, космос у нас почему-то плоский — а вероятность этого ничтожно мала. Может, это просто упрощённая геометрия мира для экономии ресурсов? Или, скажем, вселенная-тор — замкнутая, как карта в игре, где идёшь прямо и возвращаешься в ту же точку.
А дальше начинается совсем геймдев: Планковская длина — минимальный «пиксель» пространства, скорость света — максимальный FPS, лоренцево сокращение — графический баг при быстром движении. Даже эксперимент Уилера намекает, что прошлое дорисовывается только после наблюдения, словно движок подгружает детали, когда на них смотришь.
Если всё это — вычисляемая модель, то сознание в ней играет роль камеры.
Антропный принцип утверждает: мир идеально подстроен под нас. Почему? Может, потому что мы — его условие существования. Вигнер и фон Нейман вообще предполагали, что физическая реальность возникает только тогда, когда кто-то смотрит.
А если так, то философский зомби — это просто «Персонаж без интерфейса сознания». И если сознание можно запустить на компьютере, то почему бы и нет — рай, ад, «прошлые жизни» могут быть просто разными симуляциями одной программы.
И всё же…
Когда складываешь всё это воедино — дискретность пространства, голографию, квантовую странность, «баги» восприятия и поведение материи — вывод напрашивается сам: всё указывает на то, что мы живём в симуляции.
Но знаете, что интересно? Даже если это правда — от этого ничего не меняется. Всё, что у нас есть — ощущения, мысли, любовь, боль, музыка, случайности. Реальны ли они «по ту сторону кода» — не важно. Потому что если симуляция способна подарить нам чувства, то она уже стала реальностью.
Хочешь — верь, хочешь — нет.
Но когда в следующий раз почувствуешь, что мир чуть «глючит», не пугайтесь. Может, просто очередной программист залил багнутое обновление?...