25


Проходя мимо автомобильного завода, кажется удивительным наблюдать современные производственные линии, состоящие преимущественно из алюминиевых заготовок, формирующих блоки двигателей. Куда же исчез чугун, долгие десятилетия служивший основой автомобилестроения? По какой причине ведущие мировые концерны начали поголовно отказываться от чугуна?
Легче и компактнее
Традиционно чугун использовался в производстве блока двигателя благодаря своей прочности и износостойкости. Однако прогресс двигательной техники диктовал новые требования. Современные двигатели становятся мощнее, быстрее и легче. Чугун оказался неспособен удовлетворить эти запросы.
Вес играет ключевую роль в автомобилестроении. Алюминиевые блоки цилиндров снижают массу машины примерно на треть, что положительно сказывается на расходе топлива и динамических характеристиках машины. Такой выигрыш важен как для экологичных моделей, так и для спортивных авто, где каждый грамм влияет на ускорение и управляемость.
Эффективность охлаждения
Ещё одним фактором стало развитие технологий охлаждения двигателя. Блок из алюминия быстрее отводит тепло, снижая риск перегрева и продлевая ресурс мотора. Поскольку двигатель охлаждается эффективнее, снижается нагрузка на систему кондиционирования и повышается общая топливная экономичность транспортного средства.
Более эффективная работа двигателя способствует снижению вредных выбросов, делая автомобили более экологически чистыми. Ведь известно, что выхлопные газы современных машин состоят из меньшего количества углекислого газа и токсичных веществ именно благодаря улучшенной системе охлаждения и оптимизации веса.
Высокие значения теплопроводности означают, что алюминий быстро передает избыточное тепло от горячих зон двигателя (цилиндров, поршней, клапанов) к охлаждающей жидкости или воздуху. Это защищает элементы двигателя от перегрева и предотвращает возникновение деформаций, трещин и других повреждений, вызванных высокими температурами.
Прочность и стойкость
Всегда считалось, что чугун превосходит алюминий по стойкости к износу и механическим ударам. Действительно, в прошлом так и было. Однако сегодняшние технологии производства позволили добиться уровня устойчивости алюминиевого сплава, близкого к показателям чугуна. Такие сплавы обрабатываются специальными покрытиями, обеспечивающими дополнительную защиту от износа и коррозионных воздействий окружающей среды.
Современный алюминий не хуже и даже лучше справляется с условиями повышенной влажности, соли и реагентами, используемыми зимой на дорогах, обеспечивая длительную эксплуатацию двигателя без значительных потерь эксплуатационных характеристик.
Сложности переработки и утилизации
Переход к алюминиевым блокам объясняется не только техническими преимуществами, но и заботой об экологии планеты.
Алюминий перерабатывается намного легче и дешевле, чем чугун. Утилизация старых автомобилей становится проще и выгоднее для заводов-производителей и потребителей. Автопром активно продвигает идею вторичной переработки сырья, что уменьшает затраты ресурсов и улучшает общую картину экологической ответственности.
Многие автомобильные гиганты гордятся своими достижениями в переработке отходов и уменьшении углеродного следа. Переход на алюминий позволяет производителям соответствовать строгим международным стандартам и получать выгоду от вторичного использования металла.
Плюсы чугуна
При этом чугунные блоки остаются привлекательным решением для тех случаев, когда важны простота конструкции, низкая стоимость, высокая прочность и отличные показатели износостойкости.
Конечно, встречаются они не так часто, но все-таки можно отыскать примеры. Все дело в том, что они все еще могут похвастаться определенными достоинствами:
Высокая прочность и жесткость. Чугун характеризуется отличными показателями прочности и жесткости, что делает его идеальным выбором для мощных двигателей, работающих под большими нагрузками. Такая структура отлично выдерживает давление газов, возникающее при сгорании топлива, и резкие колебания температуры, характерные для работы мотора;
Хорошее сопротивление износу. За счёт твёрдости и стабильности химического состава чугун демонстрирует отличную стойкость к истиранию и абразивным частицам, попадающим внутрь двигателя. Это особенно важно для дизельных агрегатов, где повышенное содержание серы и тяжёлых фракций топлива усиливает износ.
Высокая термостойкость. Чугун показывает хорошую устойчивость к воздействию повышенных температур, что крайне важно для защиты внутренних механизмов двигателя от перегрева и образования высокотемпературных отложений. Это снижает риск выхода двигателя из строя и продлевает срок его службы.
Помимо этого, данный материал банально более доступный и дешевый. Производственный цикл изготовления чугунных блоков относительно прост и доступен по цене, что делает их популярными среди массовых марок автомобилей. Стоимость материала и обработки также ниже, чем у алюминиевых изделий, что создает благоприятные экономические условия для производителя.
https://www.ixbt.com/live/car/po-kakoy-pric...-cilindrov.htmlРазмещено через приложение ЯПлакалъ