12


Доброе утро.
На днях посетили школьное собрание. Математичка негодовала, буквально буйствовала. Оказывается, все родители поголовно учат детей считать проценты "по-дедовски": сначала искать 1% от числа, а потом умножать его на нужное количество. А в школе сейчас, типа, учат по-другому. В итоге тетрадки все исчерканы, детям влетело.
Диалог с учительницей был примерно таким. (Дальше — почти дословная цитата ее пламенной речи):
«Понимаете, — говорит, — чтобы найти 50% от 1000 мл, можно сразу умножить на 0.50. Потому что процент — это одна сотая. Это правильный современный способ!
Но если ребенок догадался, что 50% — это половина, и просто поделил число на 2, это только поощряется! Как и деление на 10 для нахождения 10%. Это показывает, что он думает.
А вы заставляете его делить 1000 на 100, а потом умножать на 50. Это лишние действия! Я не буду ругать, если для нахождения 10% от 100 он поделит сразу на 10. Ему так может быть удобнее и понятнее, чем умножать 100 на 0.10, как требуют некоторые особо ответственные родители!»
Полный кринж, в общем.
И тут мне вспомнилось, что до калькуляторов с кнопкой % мы ведь и правда чаще умножали на сотые. А потом появилась эта кнопка, и началась магия:
• 100 * 13% выдавало 13.
• 100 - 13% выдавало 87.
Но самой крутой фишкой было решение обратных задач. Например, 1000 / 13% было равносильно задаче «13% налога — это 1000 рублей. Какова зарплата?». Калькуляторы и сейчас считают.
Апогеем магии было выражение 16 / 200%. Оно отвечало на вопрос: «Сколько процентов составляет число 16 от 200?». Нажимаешь, и получаешь ответ — 32.
Но потом опять пришли «они» и все сломали. Теперь 16 / 200% на большинстве калькуляторов выдаст 8, но по другой причине. Логика изменилась: кнопка % в этой операции стала просто означать «разделить на 100». И теперь выражение превращается в 16 / (200 / 100), то есть 16 / 2, что и дает 8. А старая магия исчезла.
А как проценты считаете вы?
© моё.