6


Китай успешно испытал пилотируемый корабль для посадки на Луну. В то же время американские посадочные модули пока существуют только в виде макетов, 3D-рендеров и презентаций в PowerPoint.До конца 2030 года посадочно-взлетный корабль (лунный модуль) «Ланьюэ» должен доставить на поверхность Луны двух китайских космонавтов. Третий член экипажа будет ждать своих коллег на окололунной орбите на борту перелетного корабля «Мэнчжоу». 17 июня прошли испытания системы аварийного спасения «Мэнчжоу», а 6 августа — двигательной установки «Ланьюэ». Также состоялись огневые динамические тесты модуля, имитирующие посадку и взлет на Луну. Их провели Китайская аэрокосмическая научно-техническая корпорация (CASC) и Китайское пилотируемое космическое агентство (CMS).
Испытания подтвердили, что двигательная установка и посадочное устройство корабля в условиях лунной гравитации работают эффективно.
Где проводились испытания лунного корабля «Ланьюэ»
Для имитации прилунения «Ланьюэ» использовали объекты полигона «Комплексная зона внеземной посадки» в городе Чжанцзякоу провинции Хэбэй.
Там есть огромная платформа большой высоты на шести решетчатых опорах, с которой можно спускать с определенным ускорением космический аппарат, имитируя посадку на другое небесное тело.
Если аппарат поднимать тросами с поверхности на платформу, можно будет имитировать взлет.
В ноябре 2019 года на этом полигоне проверяли марсианский зонд «Тяньвэнь-1» с марсоходом «Чжужун». Тогда с помощью тросовой подвески имитировали марсианскую гравитацию, составляющую примерно треть от земной.
Теперь же проверяли посадку в условиях лунной гравитации, которая в шесть раз слабее земной. Эта установка отличается от той, что использовалась для отработки автоматических лунных зондов «Чанъэ-3», «Чанъэ-4», «Чанъэ-5» и «Чанъэ-6»: испытания их двигательных установок проводились на полигоне «Дасин» в Пекине.
Какие системы лунного корабля «Ланьюэ» тестировались
Тесты «Ланьюэ» продолжались несколько дней и завершились 6 августа. Специалисты проверили четыре главных двигателя корабля, которые вместе способны развить максимальную тягу до 30 кН (около 3 тс), а также четыре блока двигателей ориентации — они отвечают за стабилизацию лунного модуля при спуске и взлете.
Главные двигатели подобны тем, что использовались в лунных посадочных модулях «Чанъэ-3», 4, 5 и 6, а также на марсианском зонде «Тяньвэнь 1». «Лунный» вариант способен развивать тягу от 1,5 до 7,5 кН (153 — 764 кгс). Для тестов камеры двигателей оснастили укороченными соплами для эффективной работы в земной атмосфере.
Выбор этих двигателей, работающих на долгохранимом самовоспламеняющемся топливе и успешно испытанных в полетах пяти зондов, обусловлен их безопасностью и надежностью, что особенно важно для пилотируемой программы.
В ходе имитации спуска и подъема в различных условиях протестировали не только двигательные установки, но и системы наведения и навигации «Ланьюэ». «Ланьюэ» отличается от других лунных посадочных аппаратов схемой работы двигателя.
В ходе испытаний была проверена способность лунного реголита отражать пламя двигателя. Для этого на площадку полигона были помещены камни, грунт и несколько моделей кратеров.
Что нового в прототипе лунного корабля «Ланьюэ»
По способу посадки «Ланьюэ» отличается от американского модуля LM, который имел один двигатель DPS на посадочной ступени, и один APS — на взлетной ступени. Основная скорость китайского корабля при посадке гасится с помощью отдельного тормозного блока, оснащенного мощным двигателем тягой 8 тс, работающего по замкнутой схеме на долгохранимом самовоспламеняющемся топливе.
Перед этим тормозной блок будет использоваться для перехода «Ланьюэ» с траектории перелета «Земля — Луна» на окололунную орбиту. Лишь окончательное «парашютирование» для выбора точки прилунения и мягкой посадки осуществляют четыре главных двигателя посадочного модуля уже после отделения тормозного блока.
Они же после завершения работ на Луне будут использоваться для взлета и выхода корабля на окололунную орбиту, где «Ланьюэ» встретится с «Мэнчжоу».
В цикле испытаний, завершившихся 6 августа, функционирование тормозного блока не проверялось. При этом уже во второй раз можно было видеть детально выполненный прототип посадочно-взлетного корабля. В первый раз он на короткое время появился в рекламном ролике CASC в ноябре 2024 года во время испытаний на отделение тормозного блока.
Сейчас прототип существенно отличался от ранее показанного — например, как уже говорилось выше, имел не макетные, как год назад, а реальные главные двигатели с укороченными соплами.
Прототип «Ланьюэ» включал в себя массогабаритный имитатор лунохода «Таньсуо». Также в его конструкцию входила необычная складная лестница для спуска экипажа на поверхность. Теперь понятно, что при спуске она закрывает выходной люк.
Конструкция посадочно-взлетного корабля была защищена белым пластиковым теплозащитным кожухом. Он сильно отличался от металлической защиты американского лунного модуля LM.
Сходство «Ланьюэ» с советским лунным кораблем
По многим техническим решениям китайский корабль напоминал советский лунный корабль ЛК, разработанный в рамках проекта «Н-1 — Л-3». Имеющаяся информация не дает возможности оценить, сколько времени пройдет между отделением тормозного блока и посадкой корабля «Ланьюэ» на Луну, однако было объявлено только, что заключительный этап спуска будет «коротким», как и у советского ЛК.
Китайские лунные испытательные комплексы не уступают тем, что NASA построило по программе «Аполлон». На полигоне LLRF (Lunar Landing Research Facility), возведенном в 1965 году в Лэнгли, штат Вирджиния, имитировалась посадка с помощью симулятора LEMS (Lunar Excursion Module Simulator).
Сегодня ни Blue Origin, ни SpaceX не имеют таких комплексов для отработки своих лунных миссий по программе Artemis и полагаются на компьютерное моделирование.
Наземная инфраструктура позволяет точно воспроизвести работу двигателей в лунной гравитации, а также стабилизацию и наведение при спуске. Однако у нее есть ограничения: она не полностью имитирует движение топлива в баках и лунный вакуум. Тем не менее китайская программа пилотируемых полетов на Луну продолжает ставить новые рекорды.
Китайцы провели успешную посадку лунного модуля «Ланьюэ» с включенным двигателем в условиях, имитирующих лунную гравитацию.
Это событие подчеркнуло их стремление догнать американцев, которые, по их словам, «ведут гонку в одиночку».via