5


Возвращаясь немного назад по частям, я уже упоминал о выборе акустики Klipsch Forte IV, которая заменила Polk Audio.
В продолжении замены ЦАПа на Topping D50S - расскажу немного о причинах.
В первую очередь это усилитель. Ламповик из Поднебесной, по сравнению с европейскими брендами стоил копейки - 500 баксов.
Когда он только приехал - я рассматривал его как очень временную замену, но на винтажном поприще я так и не нашел ничего лучше. Даже в своем стоковом варианте с китайскими и советскими лампами, он звучал намного музыкальнее чем все остальное.
Вот меня здесь многие упрекают, что я не про музыку, но ведь рассказывать о том, как звучит музыка - это как рассказывать про вкус устриц или запах коньяка.
Я вот решил попробовать описать то, что мне, меломану, стало ясно за это время.
Акустика Polk Audio с чувствительностью 90Дб на 8Ом с падением до 4 на этом усилителе задохлике еле-еле дотягивающего до 9 Ватт на канал, ну звук был так себе. Такая акустика требует высокого демпинг фактора, характерного для современных усилителей.
Это все нужно для того, чтобы компенсировать остаточные колебания длинноходовых динамиков стоящих на бас. Их надо тормозить, что и показывает параметр демпинг-фактора, а тут их было тормозить некому. Ламповая техника рассчитана не на современные столбики, а на старые басовые лопухи 30см.
Как это звучит - ну гудит это. Очень неприятно. Серьезные басовые композиции тупо забивают басом другие инструменты и голоса.
Можно слушать джаз, блюз, там меньше басов и сильно разъединены инструменты. За счет этого эффект от баса намного ниже. И как бы послезвучие басовых струн контрабаса даже интереснее
А вот серьезный металл, классику, или просто насыщенные композиции - уже много хуже.
Но сам звук однотакта на 300В совершенно нереально красив. Это именно музыка. Именно то, что и надо меломану - музыкальность и красота. Как играет балалайка Архиповского на этом усилителе - невероятно.
Поэтому пришлось сменить акустику.
И выбор был небольшой и высокая чувствительность + лопухи и после замены стало слышно сколько недостатков у усилителя.
Вообще, ламповые усилители с трансформаторным выходом - по сути компромисс, между ламповым усилением и проблемами пропускания частот от 20 до 20000 Гц трансформаторами. А тут китайцы поставили довольно дешевую комплектацию, что привело к замене сначала 2-х ламп, потом всех остальных, и в конечном итоге, на усилителе были заменены и трансформаторы.
Новые были намотанные под заказ, конкретно под акустику, конкретно под 300В лампы и в корпус они не поместились, но все равно - усилителю по прежнему не хватало динамики.
Это заняло более 5 лет, работа над его дотягиванием. Разумеется, не буду забегать вперед и напишу, что заменив акустику и оставаясь в конфигурации Topping D50S -> лампа -> Klipsch Forte, я оказался с довольно темным звуком.
Отсутствие опыта с Клипшами привели меня к мысли, что это акустика, но менять ее я не хотел, так как только купил, и она дорогая.
Я начал искать именно сменой остальной части.
Смена ламп дала очень многое, на самом деле, приведя звук в гораздо более светлое звучание.
Повторюсь, что сами лампы лишь корректируют звук немного, основа проблемы - трансформаторы.
Но я по глупости поперся менять ЦАП, так как решил, что раз я в электронике секу, то надо все делать самому, ибо пиз…ц как дорого.
И в следующей теме я расскажу о том как я собрал себе ЦАП.