8


Небольшое предислое. Данный ресурс читаю очень давно, года до 10-го точно начал читать.
Общее наблюдение такое, что раньше темы были гораздо более живыми, их писали живые люди, просто для души.
Сейчас же всё очень неживое, какое-то выверенное, как-будто по указке писать о том то и не писать о другом. Куча ботов на зарплате известного и неизвестного происхождения, и тому подобного.
Собственно моя тема, это живой текст (я на зарплате, только вот зарплата мне идёт не за коменты, одурачивание людей в интернете или за обзор настроений плебса на форумах, а за инженерную деятельность), короче то, за что я когда-то полюбил этот ресурс.
Вобщем, текст заметки далее.
На второй год активного катания на велосипеде и наблюдения за окружающим миром в целом, у меня появилась идея написания небольшой заметки. Предмет заметки – как уберечь себя от травм в городских (и не только) условиях, передвигаясь либо на велосипеде, либо пешком.
1. С точки зрения пешехода...
Во-первых, вы передвигаетесь по тротуарам, которые предназначены для пешеходов (и даже это не гарантирует, что в вас не врежется какой-нибудь выпивший водитель, вылетевший с автодороги). Мне кажется этот пункт настолько очевиден, что я не буду заострять на нём внимания.
Во-вторых, вы переходите дорогу исключительно поперёк, и делаете шаг исключительно после того, как убедились, что и слева, и справа вас видят, если есть движение. Или, если движения нет. А в этом надо тоже убедиться, т.к. бывают неадекватные люди, гоняющие на 150+ км/ч в местах, где такое запрещено. И в таких случаях движения в данный момент времени может и не быть, а через пару секунд вылетает местный шумахер... И, если движение на дороге есть, то убедитесь, что вас пропускают, ведь бывают и такие, кто видит, но не пропускает. И не бойтесь ждать полной остановки пропускающего. НЕ бегите, пытаясь выразить этим ему свою благодарность. Классический «палец вверх» после пересечения дороги – это лучший вариант благодарности.
Так же, при пересечении дороги, когда, например, слева в первой полосе вас пропускает машина, особенно если она габаритная и закрывает обзор за ней (так называемая слепая зона, о которой будет раздел далее), вы сперва доходите до её края и НИ ШАГУ дальше. Осторожным движением головы заглядываете за неё, и убеждаетесь, что там движения нет, либо же что вас видят и пропускают. И только после этого продолжаете осторожное движение. Заметьте, здесь не сказано о том, сколько полос может быть на такой дороге. Пропускающего вас человека на габаритной машине могут объезжать и по встречной полосе, и на огромной скорости.
Заметьте, здесь не сказано про светофоры и пешеходные переходы. Меня просто до скрипа в зубах от злобы «достают» люди, которые, как роботы ждут свой зелёный, и дальше, как роботы, идут, не глядя по сторонам. Даже если вы идёте на зелёный – всегда следуйте советам выше: смотрите по сторонам и продолжайте движение, только если вас пропускают. Точка. И всегда удваивайте своё внимание, когда приближаетесь к слепой зоне (например, угол дома, за которым сразу идёт дорога), или когда слепая зона приближается к вам (притормаживающий габаритный джип или фура, пропускающие вас).
2. С точки зрения велосипедиста...
Если сильно упрощать, то двигаясь по проезжей части, вы значительно меньше можете повлиять на сохранность вашей жизни и вашего здоровья. Двигаясь же по пешеходному тротуару, ПОЧТИ всё зависит от вас.
Лично для себя я выбрал второй вариант. Просто потому, что я относительно осведомлён о слепых зонах. За эту свою осведомлённость я благодарен ангелу-хранителю в виде малыша, которого я чуть было не сбил, едучи на велосипеде, когда он резко выбегал из-за высокого крыльца. Случай этот произошёл со мной в раннем детстве, но запомнил его я на всю жизнь.
Второй момент, почему я предпочитаю тротуар проезжей части, это факт того, что у меня очень плохое зрение и катаю я без своих компьютерных очков (но без велосипедных никуда не выезжаю). Писать сюда свои «минуса» не буду, дабы не вызывать негативные эмоции и желание настучать мне по голове. Скажу пародоксальную вещь – это очень действенная мера по предотвращению так называемой болезни «опытного лётчика». Пояснение – это когда у пилота с огромным количеством лётных часов притупляется чувства, ответственные за безопасное обслуживание и и особенно пилотирование ЛА (если поищете, в малой авиации ошибки пилота чаще случаются именно у опытных «прожжённых» лётчиков). Значит ли написанное выше, что нужно срочно бежать и «ронять» себе зрение? Конечно нет! Радуйтесь, если у вас отличное зрение. Просто помните об «опытных лётчиках» и не давайте себе послаблений.
Третий момент – наличие шлема. Это вообще отдельная тема, о которой я немало размышлял. Если относительно кратко и простыми словами, то мои выводи такие.
- Если вы обладаете железной самодициплиной и хоть чуть-чуть способны влиять на собстенной подсознание – всегда надевайте шлем. Шлем – это однозначно плюс к пассивной защите. Пояснение касаемо само самодисциплины и подсознания – вы в шлеме катаете так же безопасно, как если бы катали без шлема (поверьте, это не так просто).
- Если без шлема вы катаете в разы осторожнее, чем со шлемом, плюс если ваше катание – это перемещение в условиях города или деревни из точки А в точку Б, минуя автодороги, и двигаясь на небольшой скорости, не превышающей 15 км/ч – шлем вам НЕ нужен.
- Есть промежуточные варианты, между описанными выше. Какой ближе вам – решать так же вам. И есть огромное количество стилей катания, для которых характерна своя защитная экипировка, здесь я этого касаться не буду. Касаемо меня, я катаю в шлеме. Он для меня очень удобен, имеет яркий цвет, что так же плюс. И самое главное – разница в осторожности моей езды в шлеме и без невелика. Если всё-таки давать какой-то совет, я бы всё же рекомендовал покупать удобный шлем и работать над самодициплиной.
И последний пункт, касающийся пересечения поперёк проезжей части, будучи на велосипеде. До недавнего времени, пока я не осознал одну вроде бы незначительную мысль, я очень редко спешивался. Значительную часть зебр и светофоров я проезжал верхом на скорости, чуть превышающую скорость пешехода (предварительно выполнив все те требования к пешеходу, о которых я писал выше, т.е. посмотрел по сторонам и убедился, что пропускающие меня видят и пропускают).
Одна мысль пришла ко мне совсем недавно, когда пересекая пустую дорогу по зебре на велосипеде я услышал нервные гудки одного из водителей припаркованных рядом машин, который явно сигналил в мою сторону и которому, как я подозреваю, не понравился тот факт, что я не спешился на зебре.
Сначала мне захотелось ответить ему что-то в духе «тебе, жиробасина, самому иногда стоит «спешиваться». Но промолчал, а позже задумался, зачем он это сделал. Ведь стоит же он вообще припаркованный, НИЧЕМ я ему не помешал. Но вот ведь какая история – я пренебрёг правилами ПДД, где чёрным по белому сказано, что я обязан спешиться при пересечении автодороги по зебре. И мне ничего за это не было. Ему же, автомобилисту, этими правилами пренебрегать нельзя, со всеми вытекающими. Именно в этом, как мне видится, была причина тех гудков в мой адрес.
Какой вывод я сделал тогда? Водители воспринимают неспешивающихся на переходах велосипедистов (пусть даже они и максимально сбавляют скорость и даже если как нужно смотрят по сторонам) как оскорбление общих правил, которым они следуют, а ты – нет. Да, автомобилисты бывают разные (кстати, бывают и те, кто даже своим автомобильным правилам не следует). Кто-то смотрит на всё философски, и эта так называемая оскорблённость у него практически не «выпирает» и не создаёт нервозности. А есть и те, для кого неспешивающийся на зебре велосипедист – это как ножом в сердце.
Не скажу, что моя жизнь сильно изменилась с тех пор, как я осознал эту мысль. Но спешиваться я стал гораздно чаще. Просто из уважения к людям-автомобилистам. А если ещё где-то рядом дети, особенно на самокатах и велосипедах, то вопрос спешиваться или нет не стоит в принципе – спешивайся, смотри по сторонам и т.п. тем самым подавая собой пример.
3. О слепых зонах...
Важно понимать, что слепой зоной может быть что угодно и где угодно.
Приведу небольшой пример. Есть пилот самолёта (особенно в малой авиации). Находясь в небе, он ВСЕГДА смотрит на окружающую его местность, постоянно оценивая, куда он сможет посадить самолёт в случае отказа двигателя или иной внезапной неисправности.
Вы должны стать этим же самым пилотом, только вместо оценки потенциального места посадки, вы должны оценивать все потенциальные слепые зоны, откуда может выехать автомобиль, велосипедист или выбежать ребёнок. И неважно, стационарные ли эти слепвые зоны или мобильные. И неважно, едите ли вы на велосипеде, машине или передвигаетесь пешком – будьте всегда на чеку.
Скажу ещё такую вещь, у нас у всех имеется слепая зона – это всё, что сзади нас, ну или за нами. И приведу факт того, что во многих городах становятся популярны самокаты и прочие относительно бесшумные средства передвижения. Потому КРАЙНЕ рекомендую каждому выработать привычку, когда при ходьбе при «перестроении», точнее перед его началом, вы сперва смотрите назад, сохраняя прямое движение (при повороте головы это сделать затруднительно, но этому можно научиться) либо же останавливаетесь и смотрите назад. Если на горизонте не видно летящих самокатчиков или велосипедистов, то смело совершайте свой манёвр.
4. Обращение к людям, имеющим власть
Я бы не сказал, что имеющиеся правила дорожного движения – это нечто плохое, требующее кардинального пересмотра. Нет, правила, по большей части, адекватные (хотя я бы снизил максимальную скорость автомобилей в городе). А вот их донесение до народных масс – это большое недоразумение, которое обязательно нужно исправить.
Моё предложение такое – продумать, разработать и внедрить в школьную программу компьютерную игру, с соревновательным элементом, где дети будут соревноваться между собой. Суть простая – быстрее всех добраться из точки А в точку Б, передигаясь, например, на самокате. Но при этом ввести гибкую и одновременно строгую систему штрафов по времени. Например, не спешился на большом перекрёстке? + 60 секунд ко времени. Совершил наезд на пешехода на малой скорости? + 200 секунд ко времени. Совершил наезд на пешехода на большой скорости? + 5000 секунд ко времени. Оказался под колёсами машины или мотоцикла? +10000 секунд ко времени. И т.п. в таком духе.
Или ввести режим езды на транспорте без тормозов, с теми же самыми штрафами, но так же и на время.
Ну и помимо соревновательного элемента, а точнее маскируясь за соревновательным элементом – ввести систему оценок. 5 – быстрый, и при этом без штрафов по времени. 4 – медленный, но тоже без штрафов. 3, 2, 1 – низшая категория, которых вообще не допускать до владения как велосипедами, так и автомобилями.
В идеальном варианте это будет аналог лётного тренажёра, только самокатный или велосипедный (или автомобильный), с живым городским окружением и живой инфраструктурой. Вообще, сделать живой город с громадным числом случайных событий, от резко выбегающих из-за углов детей, так и до несущихся на 150км/ч+ скорости мотоциклистов и т.п.. Идеально - это чтобы сама игра не казалось какой-то «нагрузкой» детям, чтоб дети сами хотели в неё играть.
Цель тренажёра – донесение детям важной информации и закрепление этой информации на подсознательном уровне (на уровне рефлексов) о следующих понятиях:
1) Слепые зоны. Да-да, это важнее чем ПДД, на которые иногда люди закрывают глаза в силу разных причин, будь то особенность менталитета, срочность или спешка. И т.п.
2) Собственно, ПДД, как с точки зрения пешехода, как с точки зрения велосипедиста/самокатчика, так и с точки зрения автомобилиста.