И не только у вас....
С детства помню
-Стройбат с котелком, ты куда шагаешь?
В райком, за пайком,
Разве ты не знаешь?
Мамкина присказка, из 1941, когда строили ГПЗ-5...
А сейчас жилой, бля. комплекс, очередной человейник...
В 1941-м, когда началась война, из Москвы в Томск приехала комиссия — выбирать площадку под готовящийся к эвакуации столичный подшипниковый завод — ГПЗ-1. Поначалу были предложены корпуса политехнического института в центре города, но они не подошли — не выдержали бы механической нагрузки. В конце концов, остановились на Северном военном городке — завод разместили в бывших Красных казармах.
В сентябре 1941-го в Томск начали прибывать эшелоны с оборудованием и работниками Первого государственного подшипникового завода — всего тогда приехало 140 семей. Людей сначала поселили в клубе, потом распределили по квартирам.
А станки пока оставалисьгде-то на станции: чтобы доставить их на будущую заводскую площадку, нужно было проложить железнодорожную ветку от Томска-2.
Пока строили железную дорогу для тяжелых станков, малогабаритные возили на единственной старенькой автомашине, буксировали на железных листах и катках.
Наконец, 21 ноября 1941 года был собран первый подшипник.
До конца года их было выпущено уже 40 тысяч, а в 1942-м — почти 2 млн штук.
«Эта весть облетела городок с быстротой молнии. Люди, свободные от смены, спешили в цехи, чтобы своими глазами взглянуть на детище рук своих. Первый подшипник внимательно рассматривали, трогали руками, смеясь от радости, проверяли, как он вращается.
Люди в этот момент были похожи на детей, получивших наконец-то долгожданную игрушку» (О людях с чистой совестью: Из истории группы томских заводов / Отв. ред. А. Н. Новоселов. — М.: Пресса, 1992. — С. 24)
В 1942–1943 были построены новые корпуса для кузнечного, роликового, шарикового и транспортного цехов. В Томск прибыло и пополнение. Правда, в основном тоже подростки, эвакуированные учащиеся Одесского, Винницкого и других ремесленных училищ. Они почти сразу включились в работу, одновременно заканчивая обучение.
«В годы войны на предприятии широко развернулось движение „двухсотников“ — рабочих, ежедневно выполнявших две нормы: одну за себя, другую за товарища, ушедшего на фронт. Многие рабочие стали выполнять по три — пять норм. Были и такие, которые перекрывали 10 норм, и даже больше». (О людях с чистой совестью… — С. 26)
Всего за годы войны на Томский ГПЗ выпустил более 9,5 миллионов подшипников. В основном для нужд военной промышленности: для танков, самолетов, артиллерийских орудий. После войны стали выпускать все больше «мирных» подшипников: для сельского хозяйства, железной дороги, автомобилестроения. Вскоре оборонзаказ и вовсе был прекращен.
Постепенное расширение площадей происходило уже в 40-е годы. В 1953 году введен в эксплуатацию корпус площадью 10 тысяч квадратных метров. Это был первый производственный блок ГПЗ-5, спроектированный и построенный для производства подшипников.
Самый маленький подшипник, который выпускался на ГПЗ-5, имел 6 миллиметров в диаметре и весил 3 грамма. «Малыши» использовались в изготовлении точных приборов. Самый большой — 40 см в диаметре и весил более 40 килограммов. Он предназначался для вагоностроения.
В 1958 году было принято решение открыть в Томске производство приборных подшипников.
«Это требовало создания принципиально нового подразделения с технологией, совершенно не свойственной профилю завода. Трудность усугублялась еще и тем, что специальным оборудованием завод не мог быть обеспечен, предстояло самим сконструировать и изготовлять такое оборудование.
Подходящего условия для размещения производства мелких подшипников, обеспечивающего отсутствие вибраций, пыли, постоянство температуры и влажности, завод тоже не имел. Практически все нужно было начинать с нуля, без материально-технической базы». (О людях с чистой совестью… — С. 34)
В 1959 году началось строительство корпусов филиала на улице Ивановского, а 18 января 1964 года из деталей, обработанных на филиале, собран новый приборный подшипник. В отличие от родительского предприятия, завод приборных подшипников в Томске работает до сих пор.
Заводская оранжерея обеспечивала зеленью всю заводскую территорию — здесь выращивали растения для высадки на клумбах, цветы, которые можно дарить сотрудникам на юбилеи и растения для внутренних помещений.
В 50-х годах завод получил еще один важный государственный заказ: освоить выпуск специальных подшипников для железнодорожного транспорта. В то время буксовые узлы грузовых и пассажирских вагонов работали на подшипниках скольжения, что резко снижало эффективность работы.
Благодаря переходу на подшипники качения должны были повыситься грузоподъемность составов, скорость движения и уменьшиться количество остановок в пути.
И эта задача вскоре была решена.
Условия жизни работников завода постоянно улучшались. Строились общежития и многоквартирные дома. В 80-х годах заводчане ежегодно получали по 70–80 квартир в новых домах. В микрорайоне появились волейбольная площадка и крытый рынок. Построен Дворец науки и техники (ныне — развлекательный комплекс «Шарики»). Кстати, один из двух старых подземных переходов в Томске, который на улице Пушкина, тоже появился благодаря ГПЗ-5.
Подшипники томского производства поставлялись в 31 страну мира.
Примерно с 1999 и по 2006 год на заводе ощущался подъем производства. Наши подшипники поставляли и в Европу, и в Америку. У людей появились деньги. В 2008 году сотрудников завода внезапно распустили в отпуска, объявив, что это временно и завод вскоре возобновит работу. В 2010 году предприятие остановилось окончательно.Источник
https://zavodfoto.livejournal.com/5249200.html Это сообщение отредактировал Former64 - 28.02.2023 - 15:04