Забытый гений, создатель танка Ис-2 считал, что нельзя закрывать разработку тяжелых танков

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
SESHOK
11.09.2024 - 10:12
Статус: Online


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 363622
162
4 фото via

Имя Николая Федоровича Шамшурина не очень известно широким массам, но его хорошо знают те, кто серьезно интересуется развитием танкостроения в Советском Союзе.

К сожалению, история довольно часто бывает несправедлива, и некоторые знаковые и ключевые фигуры теряются на фоне более раскрученных и популяризируемых персонажей. Так случилось и с Шамшуриным, его вклад не только в советское, но и в мировое танкостроение оказался огромным, но, к большому сожалению совершенно недооцененным.

Он участвовал в разработке многих советских тяжелых танков, дважды был удостоен Сталинской премии. Его идеи ломали устоявшиеся стереотипы, конструкторские решения были прорывными.

Забытый гений, создатель танка Ис-2 считал, что нельзя закрывать разработку тяжелых танков
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
SESHOK
11.09.2024 - 10:12
Статус: Online


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 363622
Это далеко не всегда находило понимание не только у руководства, но и у ведущих конструкторов того времени. Не зря свои мемуары, которые он опубликовал в 1987-м году (ему на этот момент исполнилось уже 77 лет), он назвал «50 лет противоборства».

Они получились довольно злыми, но довольно точно передали атмосферу того времени. Кроме того, человек, «вылечивший» танк КВ, создавший танк победы ИС-2 и опередивший время ИС-7 имеет полное право на свою точку зрения. Так в чем же заслуга Шамшурина и как он прокомментировал отдельные этапы развития?

После школы Николай Шамшурин поступил в ленинградский Политех. Блестяще закончив ВУЗ, и отработав по распределению в Сибири инженером-механиком, в тридцать седьмом вернулся в аспирантуру ЛПИ, одновременно получив должность конструктора в СКБ-2 Кировского завода, занимавшегося разработкой танков. Довольно быстро стал сначала ведущим инженером, а затем и замом Котина.

В тридцать девятом началась разработка нового танка прорыва СМК. Шамшурин не только разработал торсионную подвеску, но и сумел настоять, что именно ее и поставили на танк. При этом выиграл ожесточенную борьбу с Котиным, склонявшемся к традиционной блокированной, как на Т-35. Так или иначе, но и КВ-1 получил торсионную подвеску. Сейчас подобное решение кажется само собой разумеющимся, но тогда торсионная подвеска на тяжелых танках была прорывным решением.

Как известно, танк КВ-1 был довольно проблемной машиной. При отличном бронировании и мощном вооружении отвратительная надежность, ломалась трансмиссия. По мнению Шамшурина, танк был хорошим, сгубили его личные амбиции и неоправданная спешка. Его слишком рано представили руководству и, зная о недоработках, запустили в серию.

После того, как финские 37 мм пушки его не смогли пробить, полетели хвалебные рапорты. КВ-1 приняли на вооружение, когда он не имел ни километра испытательного пробега (для сравнения, харьковским коллегам пришлось гнать Т-34 своим ходом в Москву, чтобы набрать требуемый километраж). Основную роль сыграло родство Котина с Ворошиловым (Котин был женат на его воспитаннице). В КБ даже аббревиатуру в шутку расшифровывали как «Котин-Ворошилову». Тем не менее, если бы все силы КБ были брошены на устранение недостатков, к началу войны страна имела бы самый лучший и мощный танк в мире.

Однако, этого не произошло. КБ лихорадочно принялось за разработку следующих модификаций, от КВ-3 (65 тонн) до мастодонта КВ-5 (100 тонн). Шамшурину достался 80-ти тонный КВ-4. Сам он эту серию не иначе как БС (бред сумашедшего) не называл. Война помешала реализации проектов.


Танк КВ-4 проекта Шамшурина.

Забытый гений, создатель танка Ис-2 считал, что нельзя закрывать разработку тяжелых танков
 
[^]
SESHOK
11.09.2024 - 10:12
Статус: Online


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 363622
Одновременно первый же месяц боевых действий подтвердил, что в своем существующем виде КВ-1 нормально воевать не может. Уже осенью сорок первого его хотели заменить еще более сырым КВ-3. Не срослось. КБ эвакуировали в Челябинск, но технический авантюризм разрастался. В первую военную зиму разработали КВ-7, без башни, но с тремя орудиями, начаты работы над КВ-8, КВ-9, КВ-13.

Вместо того, чтобы доработать единственную серийную модель силы и средства расходовались на ненужные проекты. К лету сорок второго КВ-1 себя полностью дискредитировал, зрело решение о том, чтобы полностью снять его с производства и все заводы перевести на выпуск Т-34. Казалось, у тяжелых танков никаких перспектив нет.

Но тут появляется КВ-1С. Он сразу зарекомендовал себя в Сталинградской битве, потом прекрасно действовал на Курской дуге. Именно КВ-1С, а не Т-34 стали основой бронетанковых сил под Курском. На немного облегченный корпус КВ-1 была установлена новая трансмиссия, разработанная Шамшуриным.

Танк стал очень надежным, выиграл в подвижности и скорости. Кроме того у немцев появились «тигры» и «пантеры», стало ясно, что тяжелые танки списывать со счетов еще рано. Впрочем, КВ-1С Шамшурин особенно не гордится. По его мнению, из-за ослабления броневой защиты этот танк тяжелым в полном смысле слова назвать было уже нельзя, а он был последовательным и убежденным сторонником тяжелых танков.

Разработчиком ИС-2 во всех справочниках указан Духов. Это не совсем верно, Духов, действительно был главным конструктором ЧКЗ, но это более административная работа. Ведущим конструктором ИС-2 был Шамшурин и этот танк полностью его разработка. ИС-2 стал первым советским тяжелым танком, однозначно превосходящим средние танки, как по защите, так и по вооружению. Именно про него Сталин сказал, что это танк победы, с которым и будет завершаться война. Так и получилось.


Танки КВ-1С.

Забытый гений, создатель танка Ис-2 считал, что нельзя закрывать разработку тяжелых танков
 
[^]
SESHOK
11.09.2024 - 10:13
Статус: Online


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 363622
Завершающая


При разработке ИС-2 Шамшурин уже опробовал некоторые элементы своей теории проектирования танка «предельных параметров». Окончательно эта концепция сложилась уже после войны и представляла собой альтернативу концепции основного боевого танка.

Собственно говоря, эта теория базируется на двух основных принципах. Развивать надо два типа танков: основные боевые танки и танки предельных параметров. Основной боевой должен быть простым, относительно дешевым и пригодным для массового производства. Танк предельных параметров должен показывать принципиально иной уровень боевых возможностей, поэтому будет дорогим и мелкосерийным. Однако именно на нем должны апробироваться все новинки и достижения, которые после анализа и изучения переносятся в конструкцию основного боевого танка.

В соответствии с этой теорией, все боевые характеристики должны быть реализованы на максимально достижимом на тот момент уровне. Следует учитывать, что в современной войне жизнь танка весьма краткосрочна, так что весь боевой потенциал он должен как раз и реализовать за этот малый промежуток времени. Венцом этой теории стал разработанный Шамшуриным тяжелый танк ИС-7.

Стоит отметить и принципиально новый подход к проектированию. Все узлы и агрегаты разрабатывались узкоспециализированными конструкторскими группами, что позволило отобрать действительно передовые решения как советского, так и мирового танкостроения.

Это действительно уникальная машина, не имевшая на тот момент аналогов в мире. К сожалению, в серию он так и не пошел из-за слишком большого количества новаторских решений, решили ограничиться более простым танком Т-10. Тем не менее, ряд наработок ИС-7 в его конструкцию вошел.

То, что тяжелые танки себя изжили, Шамшурин был не согласен. Действительно, последние модификации основных боевых танков НАТО по весовым характеристикам либо очень близки, либо уже перевалили ИС-7, созданный в Советском Союзе еще в сорок седьмом году. Так что с ограничением по весу, возможно, немного поспешили и погорячились.

Что же касается Шамшурина, то на ИС-7 его конструкторская деятельность не закончилась. Всю жизнь он проработал на Кировском заводе. Занимался как военными разработками (танк ПТ-76), так и вполне гражданской техникой (трелёвочник КТ-12, трактор К-700).

Скончался Николай Федорович в 1996-м году в возрасте 86-ти лет. Помимо своих разработок он оставил наследство громадный объем материалов и документов по развитию советского танкостроения, которые будет изучать еще не одно поколение исследователей.


Николай Федорович Шамшурин.

Забытый гений, создатель танка Ис-2 считал, что нельзя закрывать разработку тяжелых танков
 
[^]
igorek15
11.09.2024 - 10:21
35
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 7.08.21
Сообщений: 190
К-700 это тоже тяжелый танк) cool.gif
 
[^]
slavagru
11.09.2024 - 10:25
28
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.04.17
Сообщений: 2073
Цитата (SESHOK @ 11.09.2024 - 12:12)
Именно КВ-1С, а не Т-34 стали основой бронетанковых сил под Курском.

Спорное утверждение. 70% от всех танков на Курской дуге - это Т-34-76.

Это сообщение отредактировал slavagru - 11.09.2024 - 10:26
 
[^]
vovan77777
11.09.2024 - 10:27
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 16.09.13
Сообщений: 5567
КВ-1с был танком неплохим но не настолько чтобы считать его чем то прорывным и уж тем более ставить его значимость выше чем Т-34.
а вот то что свернули производство тяжелых танков это конечно зря, как выше сказано некоторые "средние" западные танки были тяжелее танков "тяжелых" советских.

Это сообщение отредактировал vovan77777 - 11.09.2024 - 10:28
 
[^]
ничего
11.09.2024 - 10:34
9
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 12.02.16
Сообщений: 8548
Цитата (slavagru @ 11.09.2024 - 10:25)
Спорное утверждение. 70% от всех танков на Курской дуге - это Т-34-76.

Не только, но и т-70.
Лёгкие.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Kubanec83
11.09.2024 - 10:43
-7
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 2.09.17
Сообщений: 1909
Сейчас кроме израильской Меркавы вообще тяжелые танки есть? У нас, у немцев и американцев вроде только средние.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
зудука
11.09.2024 - 10:46
17
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 7.06.11
Сообщений: 14156
Цитата
КВ-1С, а не Т-34 стали основой бронетанковых сил под Курском

Спорно.
Прохоровка - в основе Т-34 и Т-70. И ни одного КВ вообще.
Да и по другим участкам и частям так же.
КВ-1С либо штучно, либо батальон на танковую армию.
 
[^]
bobbax
11.09.2024 - 10:53
23
Статус: Online


НемАсквич

Регистрация: 14.11.15
Сообщений: 18664
Цитата (Kubanec83 @ 11.09.2024 - 10:43)
Сейчас кроме израильской Меркавы вообще тяжелые танки есть? У нас, у немцев и американцев вроде только средние.

Сейчас есть только ОБТ, и его определение никаким образом к весу не привязано. Классификация танков на средние и тяжелые нужна только тогда когда для боевых действий такие танки были нужны, средние быстрее но слабобронированные, тяжелоые медленные но хорошо бронированные. Сейчас они все и быстрые и хорошобронированные.
 
[^]
Smirnetc
11.09.2024 - 10:59 [ показать ]
-34
fructum
11.09.2024 - 11:01
10
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 7.06.24
Сообщений: 978
Цитата (Smirnetc @ 11.09.2024 - 10:59)
А почему арматы так и не испытали в бою? Если так ссыте в Хохляндии их использовать, то почему хотя бы в курской области не попробовать? А может зайдут на поле боя? Или их вообще нет в природе? А расстрелять никого тогда не хотите?

Армаду не трогать. Это на новый год для НАТУ
 
[^]
SLEdakov
11.09.2024 - 11:47
8
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 17.10.14
Сообщений: 213
Во-первых: танки перестали быть стратегическим оружием из-за появления ЯО, ракет, управляемых авиабомб;
Во-вторых: танк победы ни разу не ИС-2, но Т-34-85.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
dadyura
11.09.2024 - 12:17
0
Статус: Offline


Петросян

Регистрация: 26.10.15
Сообщений: 1196
Вот тут в 3й серии как раз про КВ-2

https://plvideo.ru/watch?v=lP2o8DUL63K5
 
[^]
JerryBoyle
11.09.2024 - 13:24
-6
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 24.05.24
Сообщений: 85
С ИСами всё понятно, что с Арматой напишите лучше статью, где она, сколько денег потрачено, на сколько эффективно…

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Mari777
11.09.2024 - 13:30
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.09.12
Сообщений: 6559
Смотрел тут фильм про танки, в СССР с его мягкими грунтами, и дорогами, предпочтительней средние танки, да и говорят мосты на территории России в массе своей рассчитаны на массу до 50 тонн, ну чтоб тяжелые инострынные не могли проехать.
 
[^]
totenring
11.09.2024 - 14:58
4
Статус: Online


Весельчак

Регистрация: 3.09.24
Сообщений: 133
Цитата (JerryBoyle @ 11.09.2024 - 13:24)
С ИСами всё понятно, что с Арматой напишите лучше статью, где она, сколько денег потрачено, на сколько эффективно…

а что тебя так волнует, МО РФ не отчиталось перед тобой?
да и для СВО хватает с лихвой более старых моделей танков, их тоже девать куда то нужно...
 
[^]
MaxTaranOFF
11.09.2024 - 15:03
11
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 18.02.15
Сообщений: 3109
Цитата (SESHOK @ 11.09.2024 - 10:12)
харьковским коллегам пришлось гнать Т-34 своим ходом в Москву, чтобы набрать требуемый километраж

потому что Кошкин, точно так же - торопился... Отправили заявку на комиссию, представить технику... а испытания были пройдены не полностью... им запретили, а они - своим ходом решились, плюс набрать километраж и испытать на прочность...
 
[^]
JerryBoyle
11.09.2024 - 15:50
-3
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 24.05.24
Сообщений: 85
Цитата
а что тебя так волнует, МО РФ не отчиталось перед тобой?
да и для СВО хватает с лихвой более старых моделей танков, их тоже девать куда то нужно...

Да да, а где-то стройными рядами стоят новенькие Арматы, верно понял? В Курске то-же старых танков хватало?

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Sevantiy
11.09.2024 - 15:51
1
Статус: Online


Шутник

Регистрация: 14.05.24
Сообщений: 19
Цитата (slavagru @ 11.09.2024 - 10:25)
Цитата (SESHOK @ 11.09.2024 - 12:12)
Именно КВ-1С, а не Т-34 стали основой бронетанковых сил под Курском.

Спорное утверждение. 70% от всех танков на Курской дуге - это Т-34-76.

И Т-70.
 
[^]
Кади573
11.09.2024 - 16:02
-2
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 25.10.18
Сообщений: 367
Цитата (slavagru @ 11.09.2024 - 10:25)
Спорное утверждение. 70% от всех танков на Курской дуге - это Т-34-76.

По проценту участвовавших и пораженных. Количество уцелевших к количеству принявших бой !

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
hohel
11.09.2024 - 16:05
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.03.23
Сообщений: 1260
Цитата (Kubanec83 @ 11.09.2024 - 10:43)
Сейчас кроме израильской Меркавы вообще тяжелые танки есть? У нас, у немцев и американцев вроде только средние.

Последняя разработка "Танк-Сарай" очень и очень значимая разработка если с голой жопой воевать собрался...

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
JusTaBug
11.09.2024 - 16:09
7
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 19.08.21
Сообщений: 263
Зачем тяжелые,медленные и неповоротливые танки в современном мире ? Современные снаряды пробивают любой тип брони, война изменилась ,маневренность нужна , опять же дронами подбивают и тд.

Это сообщение отредактировал JusTaBug - 11.09.2024 - 16:11
 
[^]
merzawchik
11.09.2024 - 16:17
-5
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 27.06.24
Сообщений: 4530
Про армату тактично не вспоминаем но её видели

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 23249
0 Пользователей:
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх