Навигация под землейТочность прокладки тоннеля критически важна, особенно когда работы ведутся с двух сторон. Для ориентации под землей ТПМК используют комплекс высокотехнологичных решений:
1. Электронная навигация. Автоматические системы в режиме реального времени определяют положение щита и хвоста ТПМК, их смещение относительно проектного положения и «выдают» поправки для корректировки направления движения ТПМК. Самые распространенные на сегодняшний день системы — SLS, SN-Pai и ACS-II.
2. Тахеометры. Эти устройства измеряют углы и расстояния, помогая определить точное положение машины.
3. Инклинометры. Измеряют угол наклона щита относительно гравитационного поля Земли.
4. Лазерная навигация. Лазерный луч, направленный на датчики на корме ТПМК, позволяет ориентироваться в трехмерном пространстве.
5. Постоянная корректировка. По мере продвижения щита создаются новые точки привязки для повышения точности навигации.