Юридически АПЛ принадлежала заводу-строителю и министерству судостроительной промышленности - ведомству гражданскому. Поэтому только через месяц после аварии вышел приказ руководителя заводской военной приемки № 38 от 18 февраля, согласно которому заводские военпреды ВП 175 МО вышли на дезактивацию стапельных лесов аварийной АПЛ. В 1993 году они получили статус ветеранов подразделения особого риска, с соответствующим набором льгот и компенсаций. Ряд из них награждены «Орденом мужества».
С первых же часов после ядерно-радиационной катастрофы (а это была катастрофа, так как от облучения в течение недели погибла бригада монтажников реакторного отсека) вся тяжесть работ по ее ликвидации легла на плечи гражданских специалистов.
Работники завода проводили дезактивацию двух АПЛ: аварийной К-320 и стоявшей рядом на стапеле К-308, не дали превратить субмарины в «шихту». За три месяца - со дня аварии до 28 апреля - они заменили неремонтопригодный реактор, довели уровень радиоактивности до нормы. До 1 сентября 1971 года проводилось сжигание радиоактивных деталей и отправка их в ядерные хранилища.
АПЛ K-320 была сдана в срок, принята Государственной комиссией и под Военно-морским флагом СССР достойно отслужила Родине на Северном и Тихоокеанском флотах.
Радиоактивного заражения местности удалось избежать из-за закрытости цеха. В тот день многие ушли домой, не получив необходимой дезактивационной обработки и медицинской помощи. Шестерых пострадавших доставили в больницу в Москву, трое из них скончались через неделю с диагнозом "острая лучевая болезнь", с остальных взяли подписку о неразглашении произошедшего.
Только на следующий день рабочих начали отмывать специальными растворами. В тот же день 450 человек, узнав о произошедшем, уволились с завода. Основные работы по ликвидации аварии продолжались до 24 апреля 1970 года. В них приняло участие более тысячи человек.
28 апреля 1970 года дозиметристы в очередной раз обошли цех и обнаружили, что участков, где допустимый уровень радиации был бы превышен, не осталось. Авария была ликвидирована.
За эти события завод "Красное Сормово" был награжден орденом Октябрьской Революции, а его директор, Михаил Юрьев, стал Героем Социалистического Труда. Из рядовых рабочих за участие в ликвидации аварии никто правительственных наград не получил.
Ликвидаторы долгое время вообще не могли претендовать на какие-либо льготы. Ведь официально завод "Красное Сормово" не производил подводных лодок — какая же тут авария?
Интересно, что западная общественность узнала обо всем незамедлительно. 19 января 1970 года по радио “Свобода” прошло сообщение о том, что в Горьком на "Красном Сормове" произошел самозапуск реактора. А в советской прессе первые публикации об этих событиях появились в 1995 году. Именно тогда был снят гриф секретности.
Из тысячи ликвидаторов до наших дней дожили около 300 человек, они получают поддержку на областном уровне (330 рублей в месяц до 1 января 2010 года, 750 рублей — с 1 января 2010 года), но на федеральном уровне до сих пор не могут получить положенных им льгот. Имеется в виду ежемесячная выплата в размере 1000 рублей, бесплатные путевки и лечение.
Подробнее об этой аварии - в
этой теме на ЯПе.
Это сообщение отредактировал gizphone - 18.01.2024 - 11:49