Непростая судьба титана: от открытия до промышленного производства

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Jus
21.11.2023 - 11:04
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 400456
89
К титану, как сейчас часто говорят, прилипли мемы — «металл космической эры», «металл будущего». И что любопытно, это действительно так. Он нашел применение в различных отраслях: в авиа- и ракетостроении, химической промышленности, энергетике, медицине и т.д. А сейчас из него еще делают корпуса для смартфонов…

Все наиболее значимые авиационные и ракетно-космические проекты СССР, в числе которых создание космических комплексов, а также крупные проекты в судостроении не могли бы осуществиться без применения изделий из титановых сплавов. Аналогичная история произошла и в США. Как известно, Titan — серия американских ракетоносителей. В этом материале мы подробно расскажем о том, как этот металл был открыт и где применялся. А особенно о его довольно интересной судьбе в СССР.

А много ли его?
Титан встречается главным образом в минералах анатазе, бруките, ильмените, лейкоксене, перовските, рутиле и сфене. Из этих минералов только ильменит, лейкоксен и рутил имеют значительное экономическое значение. Как металл титан хорошо известен своей коррозионной стойкостью и высоким соотношением прочности к весу.

Примерно 95% титана потребляется в виде диоксида титана (TiO2), белого пигмента в красках, бумаге и пластмассах (в простонародье «титановые белила» им мы посвятим отдельную статью).

На 2023 г. разведанные запасы оцениваются 650 млн т ильменита и 49 млн т рутила. Мировые ресурсы анатаза, ильменита и рутила составляют более 2 млрд т; на долю ильменита приходится около 90%. Мировое производство пигментного диоксида титана составляет 6,4 млн т (миллионов тонн!), выпуск губчатого титана около 250 тыс. т, титановых слитков 240 тыс. т, титанового проката 205 тыс. т.

Россия располагает одной из крупнейших в мире сырьевых баз титана (15% запасов мира), но руды сложные и долгие годы не осваивались. Только в декабре 2021 г. заработал Туганский ГОК на россыпном месторождении в Томской области. Комбинат производит ильменитовый, цирконовый и рутил-лейкоксеновый концентраты. Крупнейший покупатель титанового концентрата знаменитое предприятие — «ВСМПО-АВИСМА», снабжавшее до недавнего времени почти что все крупные авиастроительные корпорации мира.

Титановые сплавы из-за их высокого соотношения прочности к весу и коррозионной стойкости на 80% использует мировая аэрокосмическая промышленность. Другие области применения включают медицинские протезы, морскую, нефтегазовую и специализированную химическую промышленность. В сталелитейной индустрии титан используется для раскисления, контроля размера зерен, а также контроля и стабилизации содержания углерода и азота. К сталям с высоким содержанием титана относятся междоузельные, свободные, нержавеющие и высокопрочные низколегированные стали.

Непростая судьба титана: от открытия до промышленного производства
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
Jus
21.11.2023 - 11:05
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 400456
История открытия титана

Впервые титан в виде диоксида был идентифицирован англичанином Уильямом МакГрегором в 1789 г. при исследовании корнвалийского менахалита — титанистого магнитного железняка. В 1795 г. немецкий химик Мартин Генрих Клапрот, исследуя рутил, пришел к заключению, что этот минерал содержит новый элемент, который он назвал титаном; а новый окисел — «титановой землей». Название титан Мартин Генрих Клапрот взял из греческой мифологии. Напомним, Τιτᾶνες, ед. ч. Τιτάν божества второго поколения, дети Урана (неба) и Геи (земли). Вот это научная прозорливость! Угадать аэрокосмическое значение металла. Не удивлюсь, если это он предугадал дизайн знаменитого монумента советским космонавтам «Покорители космоса» из титановых листов на ВДНХ.

Источник: https://www.flickr.com/photos/jasoneppink/9226797708/
Рисунок 1: «Покорители космоса»

Непростая судьба титана: от открытия до промышленного производства
 
[^]
Jus
21.11.2023 - 11:05
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 400456
История металлического титана
Изготовление металлического титана сравнительно сложный раздел металлургии, имеющий существенные особенности и серьезно отличающийся от производства меди, магния или алюминия (все они, как известно, входят в группу цветных металлов).

В течение многих лет предпринимались попытки получить чистый титан, но обычные методы нагревания оксида в присутствии углерода были безуспешными, поскольку образовывался карбид титана, а не ожидаемое восстановление до металла.

Впервые значительного успеха удалось достигнуть только в 1887 г. шведским ученым-химикам Л.Ф. Нильсону и О. Петерсону, которые, восстанавливая четыреххлористый титан металлическим натрием, получили продукт, содержащий около 95% титана.

Первый процесс, с помощью которого начали изготавливать титан в промышленном масштабе, был изобретён европейским химиком Кролем (при рождении Гийом Жюстен Кролль, но в США он стал Уильямом Джастином Кроллом; 24 ноября 1889 — 30 марта 1973). Титановая губка (пористые бесформенные куски металла с небольшой плотностью) образовывалась путем восстановления тетрахлорида титана магнием.

TiCl4 (жидкость) + 2Mg (расплав) = Ti (твердое) + 2MgCl2 (расплав)


Титановая губка

Титан входит в число самых распространённых металлов в земной коре (алюминий - 8,45%; железо - 4,4%; кальций - 3,3%; натрий - 2,6%; калий - 2,5%; магний - 2,1%; титан - 0,61%).-3

Непростая судьба титана: от открытия до промышленного производства
 
[^]
Jus
21.11.2023 - 11:06
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 400456
В 1946 г. технология была опробована в промышленных условиях в США. Этот способ в настоящее время является основой промышленного получения металлического титана.

Гийом Жюстен Кроль (он же Уильям Кролл) родился в Люксембурге, закончил школу, в в 1910-1914 гг. учился в Техническом университете в Берлине, там же закончил аспирантуру и защитил диссертацию. Потом работал в Австрии в области металлургии свинца и алюминия. В 1923 году Кроль вернулся в Люксембург и открыл частную лабораторию; в ней он изобрел сталь с дисперсионным упрочнением карбидом титана. Изобретя в 1938 г. титановую губку, он посетил США, но в то время интереса к титану со стороны американцев не было. Разочарованный, он вернулся в Люксембург. После начала войны в Европе Кроль эмигрировал в Штаты, где в 1940 г. получил патент №2205854 на метод производства титана и его сплавов.

В 1948 г. титан в промышленном масштабе впервые в мире начала производить химическая корпорация DuPont de Nemours, Inc., а Кролл переключился на исследования циркония (мы о нём ещё напишем).

Непростая судьба титана: от открытия до промышленного производства
 
[^]
Jus
21.11.2023 - 11:06
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 400456
Титан в СССР
Как и с ядерной бомбой, в титане мы были догоняющей страной. Как ранее с автомобилями, аэропланами, танками. Вспомним же начало создания титановой отрасли СССР, связанное с развертыванием опытно-экспериментальных и опытно-промышленных работ, выходом постановления Совета Министров СССР № 407-177 от 9 марта 1954 г. «О мерах по реализации производства титана». Для отрасли середина 1950-х гг. была временем ее становления.

Мы не будем пересказывать директивные и нормативные акты, которые дают представление о приоритетах развития, направлениях и динамике ее формирования, сферах применения титана, основных проблемах технологии и производства, путях их решения, подписанные председателями Совета Министров СССР Г.М. Маленковым, Н.А. Булганиным, Н.С. Хрущевым, первым заместителем председателя СМ СССР Ф.Р. Козловым, а также переписку руководства предприятий, Главного управления титаномагниевой промышленности (Главтитан), 8-го Главного управления Минцветмета и Минавиапрома СССР с Главснабом, Главцветметсбытом.

Ветераны вспомнят, что в отраслевых, ведомственных и региональных изданиях «Титан», «Технология легких сплавов», «Цветные металлы», «Металлоснабжение и сбыт», «Уральский рынок металлов» и других публиковались аналитические и дискуссионные статьи по вопросам технической и технологической модернизации производства, направлений развития титановой отрасли.

Даже первоначальные исследования показали, что сплавы на основе титана демонстрируют полезные характеристики: корозионностойкость и прочность при сравнительно низкой удельной массе. Это предопределило основные области применения — авиацию, космос, судостроение.

В 1947-1954 гг. прошла подготовительная стадия, в которой участвовали Государственный научно-исследовательский и проектный институт редкометаллической промышленности (Гиредмет), Всесоюзный институт авиационных материалов (ВИАМ), Центральный научно-исследовательский институт черной металлургии им. И.П. Бардина (ЦНИИчермет), Институт металлургии им. А.А. Байкова АН СССР и другие. В 1954 г. были получены первые опытные титановые слитки. Промышленное производство титановой губки в Советском Союзе началось в начале 1960-х гг.

Березниковский магниевый завод (БМЗ) стал базой создания титано-магниевого комбината — БТМК. С момента перехода на титан он на протяжении десятилетий не менял ни названия, ни ведомственной принадлежности. 26 сентября 1990 г. предприятие стало именоваться АВИСМА, значившее «авиастроительные материалы», а сейчас ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА».

В СССР осуществлена разработка титановых сплавов, обладавших различными свойствами. Главную работу выполнили научно-исследовательские центры: Гиредмет, ВИАМ, ИМЕТ, ЦНИИЧермет и другие.

Так, в ВИАМ (институт авиационных материалов) была организована лаборатория титановых сплавов под руководством С.Г. Глазунова. Она занималась разработкой металловедческих основ получения металлического титана, новых сплавов, технологии плавки и фасонного литья, а также прессования и прокатки слитков.

Благодаря этим исследованиям удалось коренным образом пересмотреть господствовавшее вплоть до конца 1940-х гг. представление о титане как хрупком металле, который можно обрабатывать только методами порошковой металлургии. Особо следует отметить, что на основе результатов всего комплекса проведенных изысканий в 1956 г. был разработан вакуумно-дуговой метод плавки титана с расходуемым электродом. До настоящего времени этот метод является одним из самых распространенных в титановой промышленности.

Исследования титана в ВИАМ проходили несколько этапов. На первом изучались механические свойства и технологические особенности технического титана, осуществлялась его паспортизация. На следующем этапе исследовались легирующие элементы (алюминий, олово, ванадий) для создания сплавов средней прочности, достаточной пластичности и свариваемости. В результате, была впервые создана промышленная технология производства листового проката из титановых сплавов и организовано его серийное производство.

Полученные сплавы и их модификации (ВТ6, ВТ6С) до настоящего времени широко применяются для изготовления авиационных конструкций. Кроме того, ВИАМ и Верхнесалдинский завод №95 разработали группу конструкционных титановых сплавов (ОТ4–0, ОТ4–1, ОТ4, ОТ4–2), имевших лучшее соотношение прочности и пластичности по сравнению с существовавшими. Вскоре они стали основными промышленными сплавами с регламентированным уровнем прочности.

В ИМет им. А.А. Байкова созданы широко применявшиеся экономно легированные сплавы серии АТ. Жаропрочные сплавы серии СТ были рекомендованы для изготовления дисков высокоскоростных компрессоров и реакторов.

Наряду с центральными НИИ проблемами титанового производства занимались отраслевые научно-исследовательские институты, созданные в середине 1950-х гг. непосредственно на предприятиях. Так, 1956 г. в Запорожье было создано головное учреждение, которое занималось разработкой и совершенствованием способов производства титана и магния в СССР, а также проектированием титано-магниевых предприятий — Украинский научно-исследовательский и проектный институт титана.

Его специалисты спроектировали оборудование для получения губчатого титана (руднотермические печи, высокоэффективные хлораторы), разработали новые способы очистки тетрахлорида титана, технологию восстановления и вакуумной сепарации в новых полусовмещенных аппаратах и т.д.

В 1956 г. в Березниках создан филиал Всесоюзного научно-исследовательского и проектного института алюминиевой, магниевой и электродной промышленности (ВАМИ), позже — государственный институт титана и магния (с 1991 г. Российский государственный научно-исследовательский и проектный институт титана и магния РИТМ). В 1961 г. на базе московского завода №65 был организован Всесоюзный институт легких сплавов (ВИЛС), являвшийся на протяжении 30 с лишним лет головной организацией в области разработки технологических процессов получения титановых изделий для авиационной промышленности.

Именно в советские годы сложилась маркировка отечественных титановых композиций, которых в настоящее время насчитывается несколько сотен, более 50 из них применяется в промышленности. Отечественные титановые сплавы обычно маркируют буквой, отражающей наименование организации-разработчика, и цифрой, соответствующей порядковому номеру сплава. Марка ВТ означает «ВИАМ титан» (Москва); ОТ — «Опытный титан» — сплавы, разработанные совместно ВИАМ и ВСМПО; ПТ — «Прометей титан» (Санкт-Петербург); АТ — сплавы, разработанные в ИМет им.А.А.Байкова (Москва).

Производство советского титана развивалось в острой конкуренции с американским (по информации от агентов в научно-техническом отделе ЦРУ, были несколько специальных тематических исследований, посвященных проблеме развития титана в СССР для подводных атомных крейсеров и тяжелых стратегических ракетоносителей).

В 1990 г. выпуск губчатого титана в СССР достиг 97,7 тыс. т, превысив в 1,9 раза объемы производства титановой губки всего западного мира и в четыре раза США.

По мере развития авиационной, космической техники и судостроения росла доля титана в конструкциях летательных аппаратов, кораблей, подводных лодок и т.д. Применение титановых сплавов в конструкциях отечественных самолетов Ил-62М, Ан-124, Ан-77, Ту-334, Ил-86, Ту-204, Ил-96-300, ЯК-42, «Руслан», «Мрия» составляло 5-10%. Применялись титановые сплавы и в военной авиации. В частности, в серии МиГов часть планера там из нержавейки и титана.

В отличие от авиации, для судостроения разрабатывались свариваемые сплавы, сочетающие прочностные и пластические свойства. Именно эту проблему решал ЦНИИ КМ «Прометей» в 1980-е годы. К выпуску крупногабаритных полуфабрикатов привлекались другие предприятия — Ижорский, Коммунарский машиностроительный, «Большевик» (ныне Обуховский), Никопольский южно-трубный заводы. Первая в мире титановая субмарина — легендарная «Альфа» служила до 1989 года (потом исключена из состава ВМФ, а в 2010-м утилизирована). Подлодке К-162 проекта 661 «Анчар» принадлежит рекорд подводной скорости — 44,7 узла (80,4 километра в час).

Случались и трагические события. Так, на Верхнесалдинском предприятии взрыв печи, повлекший человеческие жертвы и разрушения. Он произошел в сентябре 1971 г. в результате прожога стенки изложницы и попадания воды из контура охлаждения на жидкий металл. Для разработки мер по предотвращению подобных случаев были привлечены ведущие организации и специалисты страны, в том числе лауреат Нобелевской премии академик Н.Н. Семенов.

Современное изобретательство
В базе ФИПС по словосочетанию «титановый сплав» 497 действующих патентов РФ на изобретения и 70 патентов на полезные модели. Они посвящены как получению сплавов различного состава, так и их применению в различных устройствах, в том числе в комбинации со сталями.

Так, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет получил патент №2800900 «Градиентный материал для соединения титанового сплава BT1-0 с нержавеющей сталью 316L методом прямого лазерного выращивания».

В МИСИС изобретён сплав TiFeCuSn (патент №2798517). Титаниум Металс Корпорейшн (US) запатентовала в РФ (№2725395) высокопрочный титановый сплав с альфа-бета-структурой.

Области применения титановых сплавов широки — от корпусов газотурбинных двигателей (патент №177607) до эндопротезов коленного сустава.

Литература

Аношкин Н.Ф. Применение титановых сплавов в авиапромышленности. М., 1960.

Titanium: Past, Perfect, Future. Washington D.C., 1983.

Квасов Ф.И., Каганович И.Н., Кожевникова Л.И. Титан. Производство, применение, люди. М., 1992.

Металлургические заводы Урала. XVII – XX вв.: Энциклопедия. Екатеринбург, 2001.

Покорение крылатого металла. Екатеринбург, 2003.

Kathleen L. Housley. Black Sand. The History of Titanium. Metal Management Aerospace Inc., 2007.

Ежов А.О. Становление и развитие титанового производства на Урале (середина 1950-х гг. – начало 1990-х гг.) Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Екатеринбург. 2018
 
[^]
sharipovraus
21.11.2023 - 11:19
18
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.10.14
Сообщений: 9543
Познавательно, конечно.
Жаль, титан для наших изделий приходится покупать за границей. ВСМПО-АВИСМА не работает с мелкими отечественными фирмами.
 
[^]
DrRey
21.11.2023 - 11:30
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.12.09
Сообщений: 2369
В Мурманской области, недалеко от Кировска, есть населенный пункт Титан
 
[^]
Enot22rus
21.11.2023 - 11:49
3
Статус: Offline


Пиздобол-затейник

Регистрация: 30.12.10
Сообщений: 973
А я кольца из ВТ-6 на ЧПУ -токарнике делал и продавал. Просто у меня в гараже валялся пруток метра на два. И более выгодного применения я не нашёл.
 
[^]
uniJap
21.11.2023 - 11:58
8
Статус: Offline


Крокодил, крокожу и буду крокодить!

Регистрация: 15.03.12
Сообщений: 4526
Цитата (sharipovraus @ 21.11.2023 - 11:19)
Познавательно, конечно.
Жаль, титан для наших изделий приходится покупать за границей. ВСМПО-АВИСМА не работает с мелкими отечественными фирмами.

Сырье закупаем, да. А потом уже продаем чистый. Сами тоже добываем, но он нам дороже выходит. Доходило до смешного, помните нормальная белая бумага по конским ценам было. Ну вот в частности из-за дефицита диоксида. Если в этом направлении думать, то всегда считал что бумагу надо делать из конопли.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
GLUC
21.11.2023 - 12:13
13
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.02.11
Сообщений: 6612
мой любимый материал, множество применений, особо нравится серия АТ- где 6-8% алюминия, он по прочности превосходит сам титан в 2.5 раза.
всегда мечтал кузов машины из титана.. легкий, прочный, никакой коррозии- хоть по кислоте можно ездить ))
и если катер например из титана построить- к нему никакие морские ракушки не прилипают, днище остается чистым всегда, не нужно загонять на стапель, чтобы счищать ракушки- которые сильно замедляют ход судна и снижают скорость, повышают расход топлива

Это сообщение отредактировал GLUC - 21.11.2023 - 12:15
 
[^]
Strangerr
21.11.2023 - 12:46
12
Статус: Offline


Tanstaafl

Регистрация: 26.09.13
Сообщений: 3710
Цитата (GLUC @ 21.11.2023 - 12:13)
мой любимый материал, множество применений, особо нравится серия АТ- где 6-8% алюминия, он по прочности превосходит сам титан в 2.5 раза.
всегда мечтал кузов машины из титана.. легкий, прочный, никакой коррозии- хоть по кислоте можно ездить ))
и если катер например из титана построить- к нему никакие морские ракушки не прилипают, днище остается чистым всегда, не нужно загонять на стапель, чтобы счищать ракушки- которые сильно замедляют ход судна и снижают скорость, повышают расход топлива

Был такой проект во времена Союза, середина 60-х годов прошлого века, сделали подлодку, проект К-222 (изначально К-162, "Анчар") с наружным и, деталей особо не найти, возможно, прочным корпусами из титановых сплавов. Из-за дороговизны ПЛ получила неофициальное название "Золотая рыбка", она обошлась по разным данным примерно в половину годового бюджета СССР.

Но! 18 декабря 1970 года сумела показать скорость 44,7 узла – 81,4 км/ч - недостижимый до сих пор результат.
 
[^]
lnet
21.11.2023 - 13:00
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 5.08.15
Сообщений: 1988
Цитата (GLUC @ 21.11.2023 - 12:13)
мой любимый материал, множество применений, особо нравится серия АТ- где 6-8% алюминия, он по прочности превосходит сам титан в 2.5 раза.
всегда мечтал кузов машины из титана.. легкий, прочный, никакой коррозии- хоть по кислоте можно ездить ))
и если катер например из титана построить- к нему никакие морские ракушки не прилипают, днище остается чистым всегда, не нужно загонять на стапель, чтобы счищать ракушки- которые сильно замедляют ход судна и снижают скорость, повышают расход топлива

у товарища был старый инкассаторский уазик. внутри бронекапсула вроде как из титана. Он ее никак разобрать и вытащить не мог: болгаркой не режется, дрелью не сверлится. Порезать газосваркой побоялся, так и катался с ней. Снять смог только одну панель - удалось по сварным швам отсоединить.
 
[^]
lnet
21.11.2023 - 13:01
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 5.08.15
Сообщений: 1988
да, вроде как мериканский высотный самолет-разведчик SR71 был процентов на 80 из титана. причем, советского. закупался в странах третьего мира, куда наши его поставляли.
 
[^]
Валярунчик
21.11.2023 - 13:09
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 12.07.13
Сообщений: 23683
Цитата
Аналогичная история произошла и в США. Как известно, Titan — серия американских ракетоносителей.
ну, сдаётся мне, в данном случае с названием металла тут мало связано. Тут громкое название от упомянутых мифических персонажей в первую очередь.
Ну и, вспомнилось)))
- Да куда он, блядь доплывет?? Титаник, блядь, кореш ты мой Колян. Титаник. У меня на кухне водообогревателль - ТИТААААН! а тут - Титаник, бллллядь! © Шура Каретный
 
[^]
МикулаС
21.11.2023 - 13:20
-6
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 19.05.20
Сообщений: 379
А почему американцы свои рекордные самолеты делали из титана, а СССР, из нержавейки?
 
[^]
sm2733
21.11.2023 - 13:31
4
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 4.01.22
Сообщений: 143
ВТ - Владислав Тетюхин

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
зудука
21.11.2023 - 13:37
12
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 7.06.11
Сообщений: 14112
Товарища батя был доменщиком. Не одним из. А Главным Доменщиком комбината. Это один из замов главного инженера. И в 60е был срочно послан в командировку на один из уральских заводов. Доменная печь работала не так как надо. Невозможно было выпустить шлак. Он был очень тугоплавким и лез густой, мгновенно остывающей и застывающей кашей. Специалистов нагнали со всего союза. Разобрались быстро. Повезли руду с нового рудника. И был в той руде титан. Нашли чем флюсовать, как изменить выпуск шлака и шлак стал из отхода производства, годного только в дорожное строительство - стратегическим сырьем.
 
[^]
Amok555
21.11.2023 - 13:43
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.04.08
Сообщений: 16474
Цитата (sharipovraus @ 21.11.2023 - 11:19)
Познавательно, конечно.
Жаль, титан для наших изделий приходится покупать за границей. ВСМПО-АВИСМА не работает с мелкими отечественными фирмами.

Им сейчас не до этого. Они военными заказами заняты.
 
[^]
GLUC
21.11.2023 - 13:51
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.02.11
Сообщений: 6612
Цитата (Strangerr @ 21.11.2023 - 15:46)
Цитата (GLUC @ 21.11.2023 - 12:13)
мой любимый материал, множество применений, особо нравится серия АТ- где 6-8% алюминия, он по прочности превосходит сам титан в 2.5 раза.
всегда мечтал кузов машины из титана.. легкий, прочный, никакой коррозии- хоть по кислоте можно ездить ))
и если катер например из титана построить- к нему никакие морские ракушки не прилипают, днище остается чистым всегда, не нужно загонять на стапель, чтобы счищать ракушки- которые сильно замедляют ход судна и снижают скорость, повышают расход топлива

Был такой проект во времена Союза, середина 60-х годов прошлого века, сделали подлодку, проект К-222 (изначально К-162, "Анчар") с наружным и, деталей особо не найти, возможно, прочным корпусами из титановых сплавов. Из-за дороговизны ПЛ получила неофициальное название "Золотая рыбка", она обошлась по разным данным примерно в половину годового бюджета СССР.

Но! 18 декабря 1970 года сумела показать скорость 44,7 узла – 81,4 км/ч - недостижимый до сих пор результат.

да, тоже читал об этом.
 
[^]
GLUC
21.11.2023 - 13:52
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.02.11
Сообщений: 6612
Цитата (lnet @ 21.11.2023 - 16:00)
Цитата (GLUC @ 21.11.2023 - 12:13)
мой любимый материал, множество применений, особо нравится серия АТ- где 6-8% алюминия, он по прочности превосходит сам титан в 2.5 раза.
всегда мечтал кузов машины из титана.. легкий, прочный, никакой коррозии- хоть по кислоте можно ездить ))
и если катер например из титана построить- к нему никакие морские ракушки не прилипают, днище остается чистым всегда, не нужно загонять на стапель, чтобы счищать ракушки- которые сильно замедляют ход судна и снижают скорость, повышают расход топлива

у товарища был старый инкассаторский уазик. внутри бронекапсула вроде как из титана. Он ее никак разобрать и вытащить не мог: болгаркой не режется, дрелью не сверлится. Порезать газосваркой побоялся, так и катался с ней. Снять смог только одну панель - удалось по сварным швам отсоединить.

я б и трогать не стал, этож песня, сейф на колесах !
 
[^]
GLUC
21.11.2023 - 13:54
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.02.11
Сообщений: 6612
насчет сплавов АТ- прочность в 2.5 раза прочнее самого титана, а титан прочнее обычных сталей, типа ст3 или ст45 , - в 2.5 раза, то есть сплавы АТ- в 7.5 раз прочнее стали. при том, что вес будет в 2 раза почти легче.

Это сообщение отредактировал GLUC - 21.11.2023 - 13:58
 
[^]
lnet
21.11.2023 - 13:57
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 5.08.15
Сообщений: 1988
Цитата (GLUC @ 21.11.2023 - 13:52)
Цитата (lnet @ 21.11.2023 - 16:00)
Цитата (GLUC @ 21.11.2023 - 12:13)
мой любимый материал, множество применений, особо нравится серия АТ- где 6-8% алюминия, он по прочности превосходит сам титан в 2.5 раза.
всегда мечтал кузов машины из титана.. легкий, прочный, никакой коррозии- хоть по кислоте можно ездить ))
и если катер например из титана построить- к нему никакие морские ракушки не прилипают, днище остается чистым всегда, не нужно загонять на стапель, чтобы счищать ракушки- которые сильно замедляют ход судна и снижают скорость, повышают расход топлива

у товарища был старый инкассаторский уазик. внутри бронекапсула вроде как из титана. Он ее никак разобрать и вытащить не мог: болгаркой не режется, дрелью не сверлится. Порезать газосваркой побоялся, так и катался с ней. Снять смог только одну панель - удалось по сварным швам отсоединить.

я б и трогать не стал, этож песня, сейф на колесах !

тогда времена были поспокойнее, а лишние вес повышал расход
 
[^]
GLUC
21.11.2023 - 13:59
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.02.11
Сообщений: 6612
Цитата (lnet @ 21.11.2023 - 16:57)
Цитата (GLUC @ 21.11.2023 - 13:52)
Цитата (lnet @ 21.11.2023 - 16:00)
Цитата (GLUC @ 21.11.2023 - 12:13)
мой любимый материал, множество применений, особо нравится серия АТ- где 6-8% алюминия, он по прочности превосходит сам титан в 2.5 раза.
всегда мечтал кузов машины из титана.. легкий, прочный, никакой коррозии- хоть по кислоте можно ездить ))
и если катер например из титана построить- к нему никакие морские ракушки не прилипают, днище остается чистым всегда, не нужно загонять на стапель, чтобы счищать ракушки- которые сильно замедляют ход судна и снижают скорость, повышают расход топлива

у товарища был старый инкассаторский уазик. внутри бронекапсула вроде как из титана. Он ее никак разобрать и вытащить не мог: болгаркой не режется, дрелью не сверлится. Порезать газосваркой побоялся, так и катался с ней. Снять смог только одну панель - удалось по сварным швам отсоединить.

я б и трогать не стал, этож песня, сейф на колесах !

тогда времена были поспокойнее, а лишние вес повышал расход

думаю нашелся бы чел, кто купил даже за дорого такую суперскую штуку
 
[^]
GLUC
21.11.2023 - 14:01
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.02.11
Сообщений: 6612
всегда мечтал, купить листовой титан и на автозаводе договориться, чтоб из него отштамповали кузов.. - вечный. раз в 5-10 лет меняй двигатель и кстати ходовка из титана намного круче, неподрессоренные массы меньше, прочность выше. пружины из титана самые путевые.
 
[^]
зудука
21.11.2023 - 14:05
15
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 7.06.11
Сообщений: 14112
Цитата (GLUC @ 21.11.2023 - 14:01)
всегда мечтал, купить листовой титан и на автозаводе договориться, чтоб из него отштамповали кузов.. - вечный. раз в 5-10 лет меняй двигатель и кстати ходовка из титана намного круче, неподрессоренные массы меньше, прочность выше. пружины из титана самые путевые.

Наверное я сейчас тебе разобью мечту. Прости меня.

А как бы тебе его в тех же штампах штамповали?

Коэффициенты пружинения и вытяжки (есть такие понятия у штамповщиков) вообще другие. И усилия вытяжки и обрубки другие.
В общем штампы нужны абсолютно другие.

И потом сборка-сварка вообще по иной технологии.

И будет у тебя автомобиль дороже золотого.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 17645
0 Пользователей:
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх