"Всем взлётный! Убрать шасси! Конец нам..." Катастрофа Ту-154 под Норильском

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (11) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
gizphone
27.10.2023 - 15:19
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
312
16 ноября 1981 года, аэропорт Красноярска, 17 часов 00 минут по местному времени. К рейсу в Норильск готовится самолёт Ту-154Б Красноярского объединённого авиаотряда. Вылет должен был состояться ещё утром, но по погодным условиям Норильска рейс несколько раз задерживали. К вечеру погода улучшилась, и на борт лайнера начали подниматься 160 пассажиров.

© Дзен-канал "Расследования авиакатастроф", https://dzen.ru/rumayday
https://dzen.ru/a/ZSwhM01O2Wx2RLrI

"Всем взлётный! Убрать шасси! Конец нам..." Катастрофа Ту-154 под Норильском
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
gizphone
27.10.2023 - 15:19
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Полёт предстоит выполнить экипажу из семи человек на самолёте, который был выпущен с завода лишь 7 месяцев назад. Командиром воздушного судна был заслуженный пилот СССР Геннадий Шилак.

Профессионал с огромным опытом, который никогда не переставал учиться и совершенствоваться. "Испытатель" – так характеризовали его коллеги. В каждом полёте он узнавал что-то новое о машине и испытывал различные нюансы пилотирования. В этом полёте Шилак собирался проверить работу автомата тяги.

Перед самым вылетом к нему подошла одна из стюардесс и попросила отпустить её. Дома с высокой температурой лежит её сын. Командир отпускает женщину. В 17 часов 38 минут Ту-154 поднимается в ночное небо.

Полёт до Норильска прошёл штатно, и экипаж приступает к предпосадочной подготовке. В ходе неё Шилак решает, что сам будет пилотировать самолёт, а заход будет выполняться в директорном режиме с включённым автоматом тяги.

"Заход в директорном режиме отличается от захода по Курсо-глиссадной системе тем, что директорная система выдает на стрелки прибора команды, по которым пилот создает рассчитанный автоматикой оптимальный крен для выхода на траекторию полета и рассчитанную автоматикой оптимальную вертикальную скорость для выхода на глиссаду.

Пилоту остается только выдерживать директорные стрелки в центре командного прибора. Это значительно упрощает и пилотирование, и анализ поведения машины на глиссаде". Практика полетов на самолете Ту-154. Ершов Василий Васильевич.


Согласно расчётам, посадочный вес самолёта должен был составлять 78 тонн. Но экипаж ошибся. Они не учли, что выход из зоны Красноярска, а также заход на посадку в Норильске осуществлялись по укороченным схемам. В общей сложности это давало экономию топлива в 2 тонны.

То есть примерно на столько самолёт был перегружен. В результате масса самолёта составляла уже 80 тонн, что являлось превышением максимального посадочного веса и требовало увеличения скорости на 5 км/ч. Кроме этого, сотрудники аэропорта Красноярска неправильно рассчитали массу пассажиров. В итоге фактический вес лайнера составлял 85,5 тонн.

Самолёт должен был войти в глиссаду на высоте 500 метров и удалении 10 км от торца ВПП. Но из-за того, что экипаж не учёл температурную поправку, лайнер вошёл в глиссаду на высоте 435 метров и удалении 9 км. Пока ситуация не являлась критичной.

Командир прекрасно справляется с ручным управлением, а автомат тяги выдерживает заданную скорость – 265 км/ч. Эта скорость соответствовала стандартной посадочной массе самолёта 78 тонн. Но данном же случае был перегруз на две с лишним тонны, что требовало посадочной скорости 270 км/ч.

Самолёт снижается и вертикальная скорость достигает 6-7 м/с. Это много. Шилак тянет штурвал на себя, лайнер набирает высоту и входит правильную траекторию глиссады. И тут самолёт чуть поддувает слабым порывом попутного ветра. В результате экипаж оказался выше глиссады на 18 метров.

Заход снова становится нестабилизированным, но пока причин для ухода на второй круг нет. Шилак отклоняет штурвал от себя и пытается вернуть самолёт в глиссаду. Скорость растёт и становится уже 275 км/ч. В нынешней ситуацией с перегрузом это скорость была бы идеальной для посадки, но на автомате тяги установлено значение скорости 265 км/ч. РУДы мгновенно уходят вниз практически до режима малого газа, что приводит к резкой потере скорости.
 
[^]
gizphone
27.10.2023 - 15:19
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Рычаги управления двигателями (РУД) на самолёте Ту-154.

"Всем взлётный! Убрать шасси! Конец нам..." Катастрофа Ту-154 под Норильском
 
[^]
gizphone
27.10.2023 - 15:20
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
До полосы меньше 2 км, самолёт всё еще выше глиссады, но снижается слишком быстро. Чтобы плавно войти в глиссаду, Шилак тянет штурвал на себя. Однако, руль высоты не слушается. Большие отклонения штурвала на малых скоростях малоэффективны.

Высота 90 метров, скорость 261 км/ч. Шилак уверен, что автомат тяги вот-вот добавит режим двигателям и скорость увеличится. Но этого не происходит. Из-за недостатка скорости самолёт клюёт носом и устремляется к земле. Экипаж тянет штурвал на себя до упора, но самолёт не реагирует. В кабине звучит сигнализация об опасном сближении с землёй.

Диспетчер: Резко не снижайтесь, ниже 10.
Штурман: Оценка-а-а!
КВС: Держать по приборам.
Штурман: Решение!
Диспетчер: Без снижения! Без снижения следуйте, 480, прекратите снижение!
2П: Пиздец!
КВС: Всем взлётный!
Бортинженер: Взлётный.
Диспетчер: На второй круг уходите!
КВС: Убрать шасси! Пиздец нам.


Шилак даёт двигателям взлётный режим и пытается уйти на второй круг, но в этот момент стойки шасси касаются земли. Грубое приземление приходится одновременно на три стойки на заснеженное поле в 470 метрах от полосы. Из-за того, что лайнер коснулся земли под неправильным углом и на высокой скорости, самолёт сразу сильно приподнял нос, при этом ударившись о землю хвостовой частью.

Самолёт практически не тормозит и через 40 метров врезается в каменную насыпь курсового радиомаяка. При столкновении люди находящиеся в салоне, а также бортинженер вылетают в снег. От удара самолёт полностью разрушился, но не загорелся.
 
[^]
gizphone
27.10.2023 - 15:20
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
На месте крушения. Разорванная обшивка фюзеляжа.

"Всем взлётный! Убрать шасси! Конец нам..." Катастрофа Ту-154 под Норильском
 
[^]
gizphone
27.10.2023 - 15:20
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
На месте погибли 83 человека – 4 члена экипажа, включая командира Шилака и 79 пассажиров. В течение следующей недели в больницах от ран умрут ещё 16 пассажиров, тем самым увеличив общее число жертв до 99. Выжившие 68 человек (65 пассажиров и 3 члена экипажа – бортинженер и два бортпроводника) получили ранения различной степени тяжести.

На месте крушения стоял запах крови и керосина. Весь город сплотился, чтобы помочь раненным. Большую часть пострадавших доставили в Норильск на электричке. Также помочь вызвались немногочисленные владельцы машин. В считанные часы удалось организовать работу больниц и персонала.

Помогали все. В палатах пострадавших имелось всё необходимое оборудование и медикаменты. Были телевизоры и междугородние телефоны, чтобы люди могли пообщаться с родными. Питание, одежда, поддержка и помощь – всё было организовано так, чтобы выжившие ни в чём не нуждались и шли на поправку.
 
[^]
gizphone
27.10.2023 - 15:20
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
На месте крушения.

"Всем взлётный! Убрать шасси! Конец нам..." Катастрофа Ту-154 под Норильском
 
[^]
gizphone
27.10.2023 - 15:21
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
По словам одного из пассажиров, в Красноярске он поехал в аэропорт, чтобы проводить друга. По дороге оба выпили, после чего решили лететь вместе. Сразу после посадки он уснул, а проснулся уже тогда, когда его вместе с креслом выбросило из разрушенного салона в снег. Уже в больнице он узнал, что его товарищ тоже выжил.

Выжившая стюардесса Тамара Абелева получила тяжёлые травмы и несколько дней провела в коме. Когда она пришла в себя, то поначалу обижалась, так как никто из экипажа её не навестил. Но на самом деле персонал больницы попросту боялся сказать, что её коллеги погибли.

При проведении лётных испытаний самолётов Ту-154Б в 1974—1975 годах выявилось значительное уменьшение запаса руля высоты, по сравнению с первым Ту-154 (борт СССР-85001), который прошёл государственные испытания. Было выявлено, что на малой скорости самолёт с трудом управляется штурвалом вверх-вниз.

К тому же, когда у лайнера был сильно загружен нос, он очень неохотно поднимал его при взятии штурвала на себя. Несмотря на такие результаты испытаний, ОКБ Туполева и НИИ ГА не приняли никаких изменений и позволили самолёту выполнять пассажирские рейсы.
 
[^]
gizphone
27.10.2023 - 15:21
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Обломок хвостовой части ещё долго лежал на месте крушения.

"Всем взлётный! Убрать шасси! Конец нам..." Катастрофа Ту-154 под Норильском
 
[^]
gizphone
27.10.2023 - 15:23
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
"Для галочки" на шкале руля высоты обозначили зелёный безопасный сектор предельно допустимых отклонений руля высоты. Однако, в руководстве по лётной эксплуатации были даны неправильные рекомендации.

Помимо этого, ранее такой индикатор не устанавливался ни на одном самолёте, поэтому пилоты чаще всего просто не обращали на него внимания. Выход за пределы этого безопасного сектора не сопровождался никакой сигнализацией. Никто не знал, что будет, когда руль высоты выйдет за пределы этого сектора. Первым, кто это выяснил, стал командир Геннадий Шилак.

Причиной катастрофы стала потеря продольной управляемости самолёта из-за снижения эффективности руля высоты. Сопутствующим фактором стал перевод двигателей автоматом тяги на режим, близкий к малому газу, а также позднее распознавание экипажем аварийной ситуации.

Тем не менее, экипаж был признан невиновным, а действия капитана Шилака оказались правильными. Позже РЛЭ было запрещено совместное использование директорного режима и автомата тяги.

Это сообщение отредактировал gizphone - 27.10.2023 - 15:27

"Всем взлётный! Убрать шасси! Конец нам..." Катастрофа Ту-154 под Норильском
 
[^]
gizphone
27.10.2023 - 15:23
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Всё, спасибо за внимание! agree.gif beer.gif
 
[^]
ramzess15
27.10.2023 - 15:23
111
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 13.03.18
Сообщений: 880
Печально очень. У Зырянова есть:


Это сообщение отредактировал ramzess15 - 27.10.2023 - 15:24
 
[^]
adnnin
27.10.2023 - 15:25
56
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 25.07.19
Сообщений: 605
Про удачные приземления в аварийных условиях снимают фильмы..
А про неудачные - никому не интересно, кроме документалистов.
 
[^]
MM10
27.10.2023 - 15:32
15
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.09.15
Сообщений: 2762
Ершов эту тему много описывал.
 
[^]
bort49
27.10.2023 - 15:33
66
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 3.11.10
Сообщений: 1097
Цитата
Весь город сплотился, чтобы помочь раненным. Большую часть пострадавших доставили в Норильск на электричке. Также помочь вызвались немногочисленные владельцы машин

Боюсь сейчас такого не будет. Таксисты денежку начнут рубить, как неоднократно уже случалось
 
[^]
Fider
27.10.2023 - 15:33
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 23.04.15
Сообщений: 1611
Страшно!
 
[^]
jambo80
27.10.2023 - 15:35
198
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 3.01.15
Сообщений: 651
Почему все эти эксперименты нужно было проводить с пассажирами на борту?

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
GoBlinTsht
27.10.2023 - 15:35
19
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 10.06.17
Сообщений: 1196
Цитата (gizphone @ 27.10.2023 - 19:19)
Не моё

А это как-то отменяет факт того, что в тексте хрень написана?
Вычитывать и анализировать "честноспизженное" не пробовали?

Цитата (gizphone @ 27.10.2023 - 19:19)
Согласно расчётам, посадочный вес самолёта должен был составлять 78 тонн.
...
В общей сложности это давало экономию топлива в 2 тонны.
...
В результате масса самолёта составляла уже 80 тонн,
...
сотрудники аэропорта Красноярска неправильно рассчитали массу пассажиров. В итоге фактический вес лайнера составлял 85,5 тонн.
...
Но данном же случае был перегруз на две с лишним тонны, что требовало посадочной скорости 270 км/ч.


78-80-85,5-80

На 5,5 тонн пассажиров загрузили?

Это сообщение отредактировал GoBlinTsht - 27.10.2023 - 15:36
 
[^]
TinKalatin
27.10.2023 - 15:39
107
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.12.11
Сообщений: 3684
Цитата (gizphone @ 27.10.2023 - 15:19)
Профессионал с огромным опытом, который никогда не переставал учиться и совершенствоваться. "Испытатель" – так характеризовали его коллеги. В каждом полёте он узнавал что-то новое о машине и испытывал различные нюансы пилотирования. В этом полёте Шилак собирался проверить работу автомата тяги.

Испытатель - ты его назвала. Нехер на самолёте выполняющем регулярные пассажирские перевозки исследовать возможности самолёта. Хочешь испытывать иди в летно-испытательный отряд.
 
[^]
alex1506
27.10.2023 - 15:40
36
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.08.16
Сообщений: 8459
Цитата (jambo80 @ 27.10.2023 - 15:35)
Почему все эти эксперименты нужно было проводить с пассажирами на борту?

Это не эксперименты. Наоборот, освоение новой особенности нового самолёта, призванной повысить надёжность и безопасность. Все согласно РЛЭ опытным экипажем. А сложилось как сложилось.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
квазар1966
27.10.2023 - 15:42
43
Статус: Offline


ярила

Регистрация: 18.03.19
Сообщений: 1194
Больше всех повезло стюардессе , которая отпросилась к больному ребенку . Вот это и есть , случай или провидение .
 
[^]
GoBlinTsht
27.10.2023 - 15:42
22
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 10.06.17
Сообщений: 1196
Цитата (TinKalatin @ 27.10.2023 - 19:39)
Нехер на самолёте выполняющем регулярные пассажирские перевозки исследовать возможности самолёта. Хочешь испытывать иди в летно-испытательный отряд.

Эти "исследования" - даже не из разряда торможения двигателем и ручником в авто.
Это штатные методики пилотирования, если что
 
[^]
Strangerr
27.10.2023 - 15:43
20
Статус: Offline


Tanstaafl

Регистрация: 26.09.13
Сообщений: 3711
GoBlinTsht
Цитата
На 5,5 тонн пассажиров загрузили?

Видимо, багаж. Он к пассажирам относится или криво в оригинале написано.

Это сообщение отредактировал Strangerr - 27.10.2023 - 16:14
 
[^]
GoBlinTsht
27.10.2023 - 15:44
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 10.06.17
Сообщений: 1196
Цитата (Strangerr @ 27.10.2023 - 19:43)
GoBlinTsht
Цитата
На 5,5 тонн пассажиров загрузили?

Видимо, багаж. Он к пассажирам относится или криво в оригинале написано.

Ага.
И тут же выгрузили - потому что снова речь про перегруз всего в 2 тонны, до 80
 
[^]
Периндоприл
27.10.2023 - 15:44 [ показать ]
-38
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 59946
0 Пользователей:
Страницы: (11) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх