Изделие 6Случилось это в советском Харькове в 1960 году на знаменитом тракторном заводе ХТЗ. Тягач появился не на пустом месте, а от осознания двух истин.
Первая – предыдущий аппарат АТ-Л (артиллерийский тягач – легкий) хотя и отличался добротностью исполнения, но исчерпал все возможности для модернизации. Требовалось заметно нарастить мощность и тяговооруженность машины. По компоновке АТ-Л типичный грузовик с передним расположение МТО, поставленный на гусеничный ход.
Как только попытались нарастить мощность мотора выше 135 л. с., начались проблемы с распределением масс. Коробка переключения передач для более мощного двигателя добавляла и габариты, и массу.
В итоге тягач на слабых грунтах зарывался носом, а при резком замедлении намеревался перевернуться. Поэтому требовался артиллерийский тягач с нетрадиционной для 50–60-х годов компоновкой.
Второй причиной появления МТ-ЛБ стали изменившиеся требования к боевой технике. Машина должна была иметь низкий силуэт, высокую подвижность, уметь плавать и обладать легким бронированием. Вдобавок еще и отстреливаться из пулемета.
Конструкторам обрисовали задачу, которую никто раньше не решал – фактически можно говорить о технической революции. Впрочем, и времена были соответствующие – в 50–70-х страна создала такой задел на будущее, что мы до сих пор по инерции пользуемся его плодами. И МТ-ЛБ не исключение.