80 лет Кирово-Чепецкому метро

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (6) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
gizphone
24.01.2023 - 15:33
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
135
Впервые о строительстве электростанции близ села Усть-Чепца при впадении реки Чепца в Вятку (современная Кировская область) задумались сразу после смерти Ленина – местные жители захотели увековечить память вождя и сделать посильный вклад в воплощение плана ГОЭЛРО. Тогда речь шла об использовании гидроресурсов Вятки, но плотиной её так и не перегородили.

Не моё, via. Много фото и букв.

80 лет Кирово-Чепецкому метро
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
gizphone
24.01.2023 - 15:33
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
В конце 20-х на правом (противоположном от села) берегу Чепцы были разведаны богатые залежи торфа. А торф, как известно, горит. Структура советской энергетики тогда резко отличалась от нынешней: не было ещё нефтегазовых фонтанов Сибири, не было огромных гидро- и тем более атомных станций.
 
[^]
gizphone
24.01.2023 - 15:33
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Проект первой очереди Кирово-Чепецкой ТЭЦ

80 лет Кирово-Чепецкому метро
 
[^]
gizphone
24.01.2023 - 15:33
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
План ГОЭЛРО в значительной степени опирался на «местные виды топлива»: торф, бурый уголь, горючие сланцы. Самым распространённым среди них был торф. Его калорийность сравнима с дровами, зато у него очень низкая себестоимость добычи, а обилие торфяных болот в стране позволяет свести к минимуму и расходы на транспортировку.

Вслед за ещё дореволюционной электростанцией имени Классона, «Большой Шатурой» и ленинградским «Красным Октябрём» страну пятнают всё новые фабрики торфяного электричества. На очереди была и Усть-Чепца, которой предстояло стать Кирово-Чепецким рабочим посёлком.
 
[^]
gizphone
24.01.2023 - 15:34
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Проект Просницкого промузла, 1935 г.

80 лет Кирово-Чепецкому метро
 
[^]
gizphone
24.01.2023 - 15:34
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Постановление Совета Народных Комиссаров о строительстве Кирово-Чепецкой ТЭЦ (Кировской электростанции), сжигающей торф Каринского и Прокопьевского болот, выходит 11 июля 1935 г. Она должна была стать не вещью в себе, а сердцем Просницкого промузла, включающего целлюлозно-бумажный (ЦБК) и льняной комбинаты, а также соцгород.

Но каток первых пятилеток, столь мощно накатывавший стройные ряды заводов-гигантов, здесь, в перспективном центре легпрома, откровенно сбоил. ЦБК строили очень медленно, к началу войны был готов только один цех, чем история предприятия и завершилась. Памятником ей осталась станция Бумкомбинат на Транссибе в восьми километрах от Кирово-Чепецка.

Возводить льнокомбинат даже не начали, а в 1936 г. была законсервирована стройка ТЭЦ. Похоже, телегу запрягли впереди лошади: промузел затеяли больше не ради продукции, а чтобы утилизировать энергию ТЭЦ, а её, в свою очередь - чтобы торфу на болотах не лежалось спокойно.

Когда встал вопрос о целесообразности предприятий, они потащили на дно и электростанцию, а её консервация остановила работы на торфополях. Вдобавок, всё это очень плохо снабжались. Первый начальник стройки ТЭЦ Гай Оганов признавал:

"Мы не располагаем ни квалифицированными рабочими, ни транспортом, ни механизмами. Поэтому всё, почти всё придётся делать вручную".
 
[^]
gizphone
24.01.2023 - 15:34
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Строительство КирчепТЭЦ

80 лет Кирово-Чепецкому метро
 
[^]
gizphone
24.01.2023 - 15:34
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
В 1938 г. забрезжил свет в конце туннеля – вышло постановление о создании на промузле химического «Завода «Ф»», специализирующегося на минеральных удобрениях.

Он тоже рождается отнюдь не ударными темпами, и главное свершение к началу войны – железнодорожная ветка от станции Бумкомбинат. На недостроенном предприятии разместили эвакуированные производства хлорных соединений.

После войны завод передали Минсредмашу; он участвовал в создании атомной бомбы, в 1949 г. впервые в СССР начав промышленное производство гексафторида урана. В начале 70-х Кирово-Чепецкий химкомбинат вернётся к своей изначальной роли – выпуску минеральных удобрений.
 
[^]
gizphone
24.01.2023 - 15:35
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Первый турбогенераторный агрегат

80 лет Кирово-Чепецкому метро
 
[^]
gizphone
24.01.2023 - 15:35
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Подъём вагонов с дровами на КирчепТЭЦ, 1942 год

80 лет Кирово-Чепецкому метро
 
[^]
gizphone
24.01.2023 - 15:35
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Строительство временного деревянного моста через Чепцу, начало 40-х гг.

80 лет Кирово-Чепецкому метро
 
[^]
gizphone
24.01.2023 - 15:35
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Химзавод вдохнул новую жизнь в ТЭЦ и торфопредприятие на Каринском массиве. Но и там работы шли ни шатко ни валко, будучи к 1941 г. ещё далеки от финиша.

Война потребовала их форсировать: эвакуированным в Киров промышленным предприятиям остро не хватало электроэнергии. Постоянные перебои приводили к простоям и авариям, жилой сектор и часть невоенных заводов вообще остались без электричества, пропадал ток даже в больницах.

Эвакуация не только требовала, но и помогала: на Чепцу уехало оборудование Калининской и других ТЭЦ, причём в таком количестве, что часть его отдали на другие объекты. Из Ленинграда и Сталинграда прибыли специалисты-энергетики. На Каринский торфомассив бежала от оккупации техника из Брянской области, в том числе четыре узкоколейных паровоза. 6 ноября 1942 года Кирово-Чепецкая ТЭЦ дала первый ток.

Торф на неё должен был приезжать по узкоколейке, но ту к пуску не достроили, и пришлось топить ТЭЦ дровами, поэтому она выдавала не более 2 МВт. Торф тоже подвозили, но по широкой колее с относительно далёких предприятий, что в условиях перегрузки железных дорог было крайне ненадёжно.
 
[^]
gizphone
24.01.2023 - 15:35
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Военные будни Каринской УЖД

80 лет Кирово-Чепецкому метро
 
[^]
gizphone
24.01.2023 - 15:36
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
14 декабря 1942 года машинист Н. Е. Егорченко привёл на ТЭЦ первый состав из 10 вагонов с 80 тоннами каринского торфа — этот день считается датой основания транспортного управления.

На узкоколейной железной дороге (УЖД) с обычной для СССР шириной колеи 750 мм имелось три станции, два разъезда и возведённый в январе…июле 1942 года временный деревянный мост через Чепцу.

Главной её станцией стала Техническая, расположенная в Каринторфе — центральном посёлке Каринского торфопредприятия, а непосредственно ТЭЦ обслуживалась станцией Торфяная на западном конце линии.
 
[^]
gizphone
24.01.2023 - 15:36
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Многоквартирный дом построен в 1947 г., предположительно, немецкими военнопленными

80 лет Кирово-Чепецкому метро
 
[^]
gizphone
24.01.2023 - 15:36
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
ТУ4 в качестве памятника трудовому подвигу железнодорожников и торфяников у станции Техническая

80 лет Кирово-Чепецкому метро
 
[^]
gizphone
24.01.2023 - 15:36
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Поезд героически преодолевал 22 километра от торфополей до ТЭЦ за 3…4 часа; воду к паровозу при необходимости таскали вёдрами. Однажды, пока носили, паровоз примёрз к рельсам.

Топливный цикл всё ещё был сшит на живую нитку с огромной долей ручного труда. Женского труда. Женщины ковырялись в болотной жиже – зимой стоя по колено в ледяной воде, летом среди туч насекомых.

Женщины выталкивали гружённые вагоны из тупиков, женщины вручную опустошали их на эстакаде ТЭЦ. Вручную чистили пути во время буранов, иногда на руках по цепочке передавали корзины с торфом.

Много их было занято и на строительных работах, но там вкалывали также «нацмены», зэки, пленные венгры и немцы. Среди последних уже после войны обретался знаменитый летун Эрих Хартманн. В архитектуре старых домов Каринторфа весьма заметен немецкий след, в посёлке есть целое немецкое кладбище.
 
[^]
gizphone
24.01.2023 - 15:37
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Строительство постоянного моста через Чепцу, конец 40-х… начало 50-х гг.

80 лет Кирово-Чепецкому метро
 
[^]
gizphone
24.01.2023 - 15:37
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Открытие постоянного моста через Чепцу, начало 50-х гг.

80 лет Кирово-Чепецкому метро
 
[^]
gizphone
24.01.2023 - 15:37
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Торфопредприятие регулярно не выполняло план - из-за этого ТЭЦ работала с недостаточным запасом топлива, почти «с колёс». Тем не менее, благодаря постоянному подвозу торфа по УЖД и помощи от соседних предприятий, первый турбогенератор удалось вывести на проектную мощность 12 МВт.

На Кирово-Чепецком химзаводе энергии хватило на запуск электропечей, «выпекавших» карбид кальция. В 1943 г. вошла в строй вторая турбина той же мощности (по другим данным, на 25 МВт), что позволило снять электрические ограничения в Кирове и Слободском.
 
[^]
gizphone
24.01.2023 - 15:37
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Существует байка о якобы полученном по репарациям ширококолейном паровозе, который, будучи кустарно перешитым на узкую колею, регулярно сходил с рельс. Иллюстрирует статью фотография паровоза Гр, который действительно поставлялся в СССР по репарациям и обладал посредственными ходовыми качествами, но изначально был разработан для УЖД

80 лет Кирово-Чепецкому метро
 
[^]
gizphone
24.01.2023 - 15:37
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Дрезина на базе «полуторки», 50-е гг.

80 лет Кирово-Чепецкому метро
 
[^]
gizphone
24.01.2023 - 15:38
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Тренировка расчёта пожарного поезда, 60-е гг.

80 лет Кирово-Чепецкому метро
 
[^]
gizphone
24.01.2023 - 15:38
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Остатки былой роскоши - привод автоматической стрелки. Увы, весь цветмет с него разворован, так что теперь стрелки переводятся исключительно курбелем

80 лет Кирово-Чепецкому метро
 
[^]
gizphone
24.01.2023 - 15:38
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Взлёт и падение

После войны на КирчепТЭЦ монтируют всё новые котлы и турбоагрегаты, её мощность вырастает на порядок. Само собой, интенсивно развивается и добыча торфа. Основаны три новых торфопредприятия, к коим продлили УЖД: к Васькинскому и Бурмакинскому — на юг от станции Торфяная, а к Прокопьевскому — на северо-восток от Технической до станции Октябрьская.

В начале 50-х деревянную переправу через Чепцу сменил стальной ферменный мост — сооружение удивительных для узкоколеек масштабов. В 1974 г. на колоритном мосту будут снимать эпизоды фильма «Дума о Ковпаке».

До конца 80-х Каринская УЖД продолжала прирастать новыми участками, войдя в число крупнейших торфовозных железных дорог: её протяжённость на пике приблизилась к полутора сотням километров.

Она имела очень современное по меркам узкоколеек оснащение, включая электрическую централизацию, полуавтоматическую блокировку и автосцепки. Разумеется, со временем паровозы на ней вытесняют тепловозы.

Составы достигали полусотни вагонов, тащить такие монстры даже двойной тягой непросто. В 50-х предприятие получает металлические торфовозные полувагоны УМВ грузоподъёмностью 10 тонн. Следующее поколение представляют саморазгружающиеся вагоны серии ТСВ, коим не нужен вагоноопрокидыватель.

В 70-х гг. они завоёвывают почти все советские торфяные узкоколейки, но на КирчепТЭЦ не проходят по габаритам, посему на смежных с ней торфопредприятиях в течение 60 лет работают архаичные УМВ.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 13121
0 Пользователей:
Страницы: (6) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх