Семьдесят лет назад погибла подводная лодка "С-117"...

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
gizphone
15.12.2022 - 10:31
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
60
Сегодня я хочу рассказать о жизни и гибели ещё одной подводной лодки, С-117, которая стала безвестной могилой для 52 членов экипажа.

Не моё, via. Прошу не ломать, я быстро.

Семьдесят лет назад погибла подводная лодка "С-117"...
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
gizphone
15.12.2022 - 10:31
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Прошло уж семьдесят лет, а точное место гибели, да и её причины до сих пор не установлены, что ставит её в один печальный ряд с такими субмаринами, как американская атомная подводная лодка «Трешер», затонувшая в Атлантическом океане 9 апреля 1963 года (это крупнейшая катастрофа подводного флота в мирное время унесла жизни 129 человек; справедливости ради, надо упомянуть, что глубоководными подводными аппаратами обломки "Трешера", рассеянные по значительной площади, были обнаружены) или тоже обнаруженная через год после пропажи 15 ноября 2017 года подводная лодка военно-морских сил Аргентины «Сан-Хуан», найденная при помощи подводного телеуправляемого аппарата (на борту судна находились 44 человека), а в апреле прошлого года ВМФ Индонезии подтвердил гибель ПЛ "Нанггала", затонувшей в районе с глубиной около 800 метров (на борту индонезийской лодки находилось 53 человека)...

Но вернёмся к героине нашего повествования.

Эта небольшая субмарина носила два имени - Щ-117 и С-117 - и имела в своём активе значимые достижения. Её командирами в разное время были Гаджиев М.И. (в 1936-1937 годах; в представлениях не нуждается) и Египко Н.А. (в 1934-1936 годах - впоследствии вице-адмирал, Герой Советского Союза, с июля 1959 года по декабрь 1966 года — начальник ВВМУПП имени Ленинского комсомола, моей Альма-матер).

Лодка была заложена 9 октября 1932 года на заводе № 189 «Балтийский завод» в Ленинграде. В 1933 году была доставлена в разобранном виде на завод № 202 «Дальзавод» во Владивостоке для сборки и достройки. Спущена на воду 15 апреля 1934 года; 18 декабря 1934 года вступила в строй, входила в сводный отряд подводного плавания с базированием на Находку.

С 11 января по 21 февраля 1936 года (40 суток, двойная штатная автономность) находилась в автономном плавании, пройдя 3022,3 мили, из них 315,6 миль в течение 340 часов 35 минут под водой, чем установила рекорд подводного плавания без регенерации воздуха. Кроме того, осуществлялись эксперименты и по подлёдному плаванию - подо льдом было пройдено около 10 миль.

Не стоит снисходительно относиться к этим цифрам - необходимо сопоставить их с размерами подводного корабля (водоизмещение надводное 592 т., водоизмещение подводное 715 т., длина наиб. (по КВЛ) 58,5 м., ширина наиб. 6,2 м., средняя осадка (по КВЛ) 3,9 м. И в этом объёме несли службу 37 человек. Фактически, на современной атомной субмарине ЛЮБОЙ ОТДЕЛЬНО ВЗЯТЫЙ ОТСЕК, как правило, больше чем вся эта лодка.

Семьдесят лет назад погибла подводная лодка "С-117"...
 
[^]
gizphone
15.12.2022 - 10:31
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Хочется привести фразу из воспоминаний бывшего командира Щ-117 Н.П Египко: “В то время никто из нас не думал, что поход станет, как теперь его именуют, историческим. Каждый из нас считал, что делает обычное, рядовое дело, которого требует воинский долг.

Тем более никто не мечтал попасть в число “пионеров подледных глубин”, как сейчас называют подводников, совершивших “нырки” под лед. Если говорить честно, мы даже не старались тогда афишировать наши “нырки” под ледяные поля — ведь они ни одной инструкцией, ни одним наставлением не предписывались, и кое-кто из старших командиров не поощрял подобную “инициативу”.

По итогам такого беспримерного на тот момент автономного плавания автономность была превышена в два раза и составила 40 суток; экипаж хотели продлить срок пребывания в море еще на 5 суток, но было приказано возвратиться в базу. Постановлением ЦИК Союза ССР от 3 апреля 1936 года командир Щ-117, и военком были награждены орденом "Красной звезды", а остальные члены экипажа - орденом "Знак Почета" и Щ-117 стала первым в истории флота Советского Союза кораблем с полностью орденоносным экипажем.

Вот их фамилии, расположенные так, как было в Постановлении ЦИК Союза СССР: Лавриненко М.П., Бебеев А.Н., Константинов Г.Р., Манышкин В..И., Кружалов С.С., Шаранов П.Н. Коршунов М.С. Горбинов Д.Г. Столяров И.И. Ракитин И.П. Смирнов Н.П. Тимофеев В.Е., Воробьев В.А., Горский Г.Е., Котухов М.П., Армантосов А.А., Кондрашев В.Д., Панкретов А.В., Карпов А.И., Дозморов М.А., Сивков Н.Т., Романовский Н.Е., Тропин Н.В., Кононов В.Д.

Рекордный поход «сто семнадцатой» и последовавшие за ним достижения других «щук» доказали, что в условиях достаточной обеспеченности запасами и при хорошем психологическом климате в экипаже советские подводные лодки обладают достаточной автономностью, чтобы выполнять практически любые боевые задачи.

И очень скоро это было подтверждено на практике: в годы Великой Отечественной войны на долю «щук» и их экипажей пришлось 30% потопленного и поврежденного тоннажа противника — лучший показатель среди всех типов советских подлодок.

В цифрах это выглядит так: субмарины типа «Щ» потопили 99 судов противника общим водоизмещением 233 488 брт, 13 боевых кораблей и вспомогательных судов, повредили 7 судов общим водоизмещением 30884 брт и один тральщик.

Семьдесят лет назад погибла подводная лодка "С-117"...
 
[^]
gizphone
15.12.2022 - 10:32
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Сама же Щ-117 участвовала в войне с Японией, несла дозорную и разведывательную службу, но боевых соприкосновений с противником не имела. Самая трагическая страница её истории была ещё впереди...

14 декабря 1952 года на 90-й бригаде подводных лодок началось плановое учение, озаглавленное в документах литерами ТУ-6. Тема учений в боевом распоряжении была обозначена так: “Нанесение ударов группой подводных лодок и при наведении разведывательной авиацией”. Согласно плану в учении должны были принять участие шесть подводных лодок бригады: М-253, М-277, М-278, С-119, С-120 и С-117. Подводные лодки делились на две группы. При этом одна из лодок должна была выйти в море несколько раньше, чем остальные, для ведения разведки и наведения на корабли условного противника двух следующих за ней “волчих стай”. Выполнять разведку предстояло С-117.

14 декабря в 11.00 по местному времени С-117 отошла от причала Советской Гавани. Матросы с соседней лодки отдали швартовые концы уходящей “Щуки”. Спустя пять часов вслед С-117 в море вышли три “малютки” — первая тактическая группа, а за час до полуночи и две оставшиеся “Щуки”, составлявшие вторую группу. Обе группы взяли курс в свои маневренные районы в Татарском проливе, чтобы там ожидать подхода кораблей противника, отряд которых обозначал корабль-цель ЦЛ-27, выходящий из Холмска.

С-117 должна была передать на подводные лодки данные с ЦЛ-27 и занять позицию недалеко от Холмска, чтобы иметь возможность контролировать все выходящие из порта суда. Командовал учениями на береговом КП капитан 1-го ранга В. М. Прокофьев — командир бригады. На аэродромах разогревали моторы самолеты 8-го разведывательного авиационного полка Тихоокеанского флота. Они должны были помочь С-117 в обнаружении условного противника. А что происходило в это время на борту “сто семнадцатой”?

В 18.50 14 декабря на КП бригады приняли радиограмму с подводной лодки. Командир С-117 доносил, что на “Щуке” вышел из строя правый дизель и лодка продолжает движение в назначенный район под вторым.

20.25. Еще одна неприятная новость. Оперативный дежурный штаба флота дал оповещение на корабли и суда об обнаружении в районе Холмска плавающей якорной мины. Дрейфующую мину заметили с берегового поста наблюдения.

20.30. Командующему флотом доложили об обнаружении плавающей мины и о местонахождении кораблей 90-й бригады в море. А о получении 90-й бригадой подводных лодок телеграммы от ПЛ С-117 в штаб флота доложено не было. Почему? Никаких внятных объяснений этому факту не имеется.

21.55. Начальник оперативного управления штаба флота в связи с невозможностью выхода кораблей из Корсакова и Совгавани из-за опасной ледовой обстановки принял решение: для поиска плавающей мины в районе Холмска с рассветом 15 декабря использовать ЦЛ-27, находящийся в этом районе.

0.25 15 декабря. Оперативный дежурный передал на корабли и суда уточненные данные координат мины.

01.06. От командира С-117 была получена квитанция на переданную радиограмму.

03.15. Командир “сто семнадцатой” донес в штаб бригады о введении в строй правого дизеля и продолжении выполнения задачи.
Согласно плану учений корабль-цель должен был покинуть Холмск около 17.00. Именно в это время на КП бригады и ждали донесения капитана 2-го ранга Красникова об обнаружении выходящего корабля.

Но донесения не последовало. С-117 упорно молчала. Особого беспокойства на КП, впрочем, это вначале не вызвало. Ведь возможно, что лодка просто не заметила выходящий корабль, или что-то случилось с аппаратурой связи, или оборвало антенну. К тому же штаб бригады был полностью поглощен все нараставшей динамикой учений.

В 19 часов комбриг капитан 1-го ранга Прокофьев запросил С-117, требуя усилить бдительность, а также донести свое место. Подводная лодка по-прежнему не отвечала. Тогда-то у командования бригады и появилась тревога за молчавшую С-117.

Наступило утро 16 декабря. В течение всей ночи штаб бригады неоднократно продолжал запрашивать С-117, упорно требуя донести свое место и состояние корабля. Но эфир молчал.

Ранним утром капитан 1-го ранга Прокофьев позвонил начальнику штаба 7-го флота контр-адмиралу Родионову и доложил об отсутствии с середины прошлых суток отсутствует связь с С-117, на что получил приказ непрерывно передавать радиограммы о немедленном возвращении лодки на базу.

В 19 часов 16 декабря подводной лодке С-117 передан очередной приказ включить ходовые огни и немедленно возвратиться на базу.

Подводная лодка С-117 на радиограмму не ответила. В час ночи 17 декабря дан сигнал “конец учения”, кораблям возвратиться в базу. А ЦЛ-27 — следовать в район Холмска на поиск ПЛ С-117.

Семьдесят лет назад погибла подводная лодка "С-117"...
 
[^]
gizphone
15.12.2022 - 10:32
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
В 8.34 15 декабря вахтенный сигнальщик ЦЛ-27 по пеленгу 286 на расстоянии 15—20 кабельтовых наблюдал силуэт, предположительно подводной лодки. В 8.37 силуэт скрылся.

В 19 часов 15 декабря командир 90-й бригады дал на подводную лодку С-117 телеграмму следующего содержания: “Донесите результаты разведки, плавающая мина уничтожена”. Эта телеграмма через узел связи была передана 13 раз. Командир 90-й бригады об этом доложил начальнику штаба флота. В 19.35 15 декабря начальник штаба флота приказал командиру 90-й бригады спросить С-117 о ее месте и действиях.

В 23 часа 15 декабря командир 90-й бригады дал телеграмму на подводную лодку С-117, чтобы она донесла свое место и действия.

В 01 час 40 минут 16 декабря оперативный дежурный штаба флота по приказанию командующего и начальника штаба флота отправил на С-117 телеграмму следующего содержания: “Почему долго не даете о себе знать. Беспокоимся. Доложите место и действия”. Распоряжение передавалось на С-117 несколько раз через узел связи флота. В течение дня радисты узла связи до боли в ушах прослушивали эфир, но он молчал. С-117 на связь не выходила. Когда истекло еще несколько сеансов связи, стало понятно: с подводной лодкой случилась беда

В 04.00 17 декабря начальник штаба флота через оперативного дежурного и штаб флота передал приказание: “Приготовить для поиска подводной лодки С-117 следующие силы и средства: от ВВС — самолет ПУ-6а; от 172-й бригады эсминцев — эсминец “Верткий”; от аварийно-спасательной службы флота — спасательное судно “Золотой”; от 29-й дивизии ОВР — два тральщика; от тыла флота — транспорт “Вишера” и морской буксир МБ-21 для проводки кораблей через лед.

Через три часа, в 07.00. По приказанию начальника штаба флота для передачи телеграмм на С-117 десять раз запускался мощный передатчик. Однако подводная лодка по-прежнему молчала.

А поисковая операция продолжалась. По докладу из Корсакова врио начальника АСС инженер-капитана 1-го ранга Федяева в 436-м дивизионе АСС была создана специальная судоподъемная группа с необходимыми техсредствами и имуществом, находящаяся в немедленной готовности к выходу на подъем аварийной подводной лодки. При ней - группа специалистов 1-го АСС флота: главный инженер, водолазный специалист, корабельный инженер и врач-физиолог.

Имеющаяся в 436-м дивизионе поисковая аппаратура М-5 была демонтирована с ремонтируемого большого охотника БО-355 и 21 декабря установлена на тральщике ТЩ-588 29-й дивизии ОВР. Из-за сложной ледовой обстановки выход ТЩ-588 на поиск С-117 не состоялся. Аппаратуру вновь демонтировали и 24 декабря направили самолетом в Корсаков для монтажа на тральщике Южно-Сахалинской военно-морской базы.

В дополнение к проводимым мероприятиям в целях усиления работ по поиску 18 декабря был запрошен начальник АСС 5-го ВМФ о возможности высылки имеющегося там поискового корабля, с установкой на нем поисковой аппаратуры М-5. Однако использовать поисковый корабль АСС 5-го ВМФ не удавалось, так как, по сообщению начальника АСС 5-го ВМФ, поисковый корабль имел штормовое ограничение, а аппаратура М-5 не работала. 24 декабря у начальника АСС ВМС инженера вице-адмирала Фролова был запрошен дополнительный комплекс аппаратуры М-5 и специалист для отправки в Корсаков с целью усиления поисковых работ; запрос был оперативно удовлетворён.

Как же осуществлялся поиск пропавшей подводной лодки?

С прибытием первой партии тральщиков ТЩ-524, ТЩ-58 началось обследование металлическими и придонными тралами района, где 15 декабря ЦЛ-27 наблюдал силуэт подводной лодки; осмотр западного побережья острова Сахалин от Холмска на север до Томари и на юг проводили армейские части и пограничники.

Кроме этого, до 20 декабря вели поиск эсминец “Верткий”, спасатель “Золотой”, подводные лодки С-119 и С-120, а 21 декабря к ним присоединились три тральщика 29-й дивизии ОВР, два тральщика 113-й бригады ОВР. К 22 декабря в район Холмска прибыл спасатель “Тетюхе”, а 23 декабря — еще два тральщика 6-го ВМФ.

С воздуха в поиске С-117 участвовали два самолета ПУ-6а, один из Совгавани, один из Корсакова. Указания по поиску были даны и местным рыбакам.

Государственной комиссией рассматривались несколько рабочих версий:

- отказ дизелей в условиях шторма;
- столкновение с надводным судном;
- подрыв на плавучей мине;
- в условиях «холодной войны» не исключалась также атака американской подводной лодкой.

Рассматривали даже вариант угона лодки экипажем в Японию, который, впрочем, сразу отмели.

Поиски С-117, проводившиеся вплоть до 1953 года, ничего не дали. Несмотря на все предпринятые усилия, никаких достоверных следов погибшей субмарины не удалось обнаружить и до сегодняшнего дня. Море надёжно хранит свои трагические тайны.
 
[^]
gizphone
15.12.2022 - 10:32
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Всё, спасибо за внимание! agree.gif
 
[^]
AGSDima83
15.12.2022 - 10:38
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.12.21
Сообщений: 2332
Ну ёлы-палы... Финалочка так себе...

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
vistador
15.12.2022 - 10:49
2
Статус: Offline


Отец русского телевизора

Регистрация: 28.06.09
Сообщений: 8330
Море это мощная стихия
Все время может случиться какая то хуйня.
И все.. каюк.

Навечно под морскими глубинами

Это сообщение отредактировал vistador - 15.12.2022 - 10:51
 
[^]
Bris2
15.12.2022 - 11:17
3
Статус: Offline


Ярила - динозавр

Регистрация: 28.03.13
Сообщений: 5773
gizphone
Цитата
из них 315,6 миль в течение 340 часов 35 минут под водой, чем установила рекорд подводного плавания без регенерации воздуха

Извини, ты не мог бы рассказать - как? Как они вентилировали отсеки и как заряжали аккумуляторы?
 
[^]
Rumer
15.12.2022 - 11:35
3
Статус: Offline


Reader

Регистрация: 5.09.14
Сообщений: 20080
Всякий раз, видя погружение субмарины (в кино или на видео), содрогаюсь. Это ж пиздец какой-то!
 
[^]
vlad178
15.12.2022 - 11:51
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 23.10.15
Сообщений: 4211
Цитата (Bris2 @ 15.12.2022 - 11:17)
gizphone
Цитата
из них 315,6 миль в течение 340 часов 35 минут под водой, чем установила рекорд подводного плавания без регенерации воздуха

Извини, ты не мог бы рассказать - как? Как они вентилировали отсеки и как заряжали аккумуляторы?

При помощи шнорхеля, ясное дело sm_biggrin.gif
У аквалангистов трубки видел на масках?

Это сообщение отредактировал vlad178 - 15.12.2022 - 11:54
 
[^]
pravdavsegda
15.12.2022 - 12:47
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.04.19
Сообщений: 13913
и до сих пор не нашли !?!?
 
[^]
DasKochet
15.12.2022 - 13:01
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 7.04.15
Сообщений: 12559
Я дружу с отцом (в прошлом подводник) действующего командира атомохода. Как то спросил его, сильно переживаешь когда сын уходит в автономку? На что он ответил: Как думаешь, а твой отец переживал когда ты в командировках был? Надо лишь верить, что все будет хорошо. А ждать удел баб.
Вот так.
 
[^]
Nikolay4
15.12.2022 - 13:13
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 12.11.17
Сообщений: 2489
Цитата (Bris2 @ 15.12.2022 - 11:17)
gizphone
Цитата
из них 315,6 миль в течение 340 часов 35 минут под водой, чем установила рекорд подводного плавания без регенерации воздуха

Извини, ты не мог бы рассказать - как? Как они вентилировали отсеки и как заряжали аккумуляторы?

Там трубочка такая есть, называется "шнорхель"
 
[^]
Tanviks
15.12.2022 - 13:15
2
Статус: Online


Балагур

Регистрация: 20.01.20
Сообщений: 954
Что за самолет такой - ПУ-6а? why.gif
 
[^]
kasden
15.12.2022 - 14:28
1
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 2.05.12
Сообщений: 361
Цитата (Tanviks @ 15.12.2022 - 13:15)
Что за самолет такой - ПУ-6а? why.gif

опечатка ТУ-6А
https://biography.wikireading.ru/178635
 
[^]
Bris2
15.12.2022 - 15:20
0
Статус: Offline


Ярила - динозавр

Регистрация: 28.03.13
Сообщений: 5773
vlad178
Цитата
При помощи шнорхеля, ясное дело
У аквалангистов трубки видел на масках?

Nikolay4
Цитата
Там трубочка такая есть, называется "шнорхель"

Да, я знаю про шнорхель. Кстати, впервые его изобрели и испытали в России, аж в 1910 г. Потом переоткрыли голландцы, потом запатентовали британцы (но не применяли), а выпускать и применять серийно начали немцы в 1944.

Но я нигде не читал про шнорхель на "Щуке" 5 бис. Потому и спрашиваю, может у ТС есть информация, как это удалось? Две недели не всплывая?
 
[^]
gizphone
15.12.2022 - 19:09
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Цитата (Bris2 @ 15.12.2022 - 15:20)
vlad178

Nikolay4

Да, я знаю про шнорхель. Кстати, впервые его изобрели и испытали в России, аж в 1910 г. Потом переоткрыли голландцы, потом запатентовали британцы (но не применяли), а выпускать и применять серийно начали немцы в 1944.

Но я нигде не читал про шнорхель на "Щуке" 5 бис. Потому и спрашиваю, может у ТС есть информация, как это удалось? Две недели не всплывая?

Была где-то статья про этот переход, найду - опубликую

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Bris2
15.12.2022 - 21:09
0
Статус: Offline


Ярила - динозавр

Регистрация: 28.03.13
Сообщений: 5773
gizphone
Цитата
Была где-то статья про этот переход, найду - опубликую

Буду вельми признателен.
 
[^]
endim
16.12.2022 - 13:13
1
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 18.12.17
Сообщений: 51
Цитата (AGSDima83 @ 15.12.2022 - 10:38)
Ну ёлы-палы... Финалочка так себе...

Это тебе не сказка на ночь
 
[^]
Монтеррик
16.12.2022 - 13:27
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 4.05.22
Сообщений: 1844
Были в том годе в Калининграде ...попали на подводную лодку-музей.

с одной стороны-интересно, никакие фотографии никогда не передадут эмоций и впечатлений от посещения подлодки реально
Очень интересно
С другой-бля, я бы не хотел жить в таком пространстве неделями и месяцами, и не дай бог-что то случится-умирать в этом пространстве внутри сколько то времени, понимая что не спасут


лучше наверное даже в стройбате или с парашютом, обсираясь от страха первого прыжка, но не на подлодке

Кто будет-сходите в лодку-музей, очень интересно, правда
 
[^]
Dimedrall
16.12.2022 - 15:57
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.03.17
Сообщений: 7175
Цитата
Прошло уж семьдесят лет, а точное место гибели, да и её причины до сих пор не установлены, что ставит её в один печальный ряд с такими субмаринами, как американская атомная подводная лодка «Трешер»
Справедливости ради, стоит заметить, что как раз по "Трешеру"-то и есть инфа. Его обломки (равно как и "Скорпиона") были найдены при участии Роберта Балларда. Даже фильм был, где Боб рассказывал, что заключил сделку с ВМФ США на поиск подлодок, чтобы иметь возможность искать ещё и "Титаник".
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 3595
0 Пользователей:
[ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх