Красота - упадок - возрождениеК сожалению, до сих пор неизвестны все натурщицы. С уверенностью можно говорить лишь о трёх девушках. Прообразом "Туркмении" стала пианистка Гозель Аннамамедова. Черты лица для "Эстонии" позаимствовали у балерины Вирве Кипле-Парсаданян. А Грузию слепили с жены поэта Михаила Светлова, Родам Амирэджиби. В интернете можно встретить информацию и о четвёртой натурщице, которая позировала для статуи "Армения".
Якобы это была балерина Елена Мартиросян. Однако убедительных доказательств этой версии нет. Также в некоторых источниках можно встретить фотографии из мастерской с Антониной Гладниковой, женой художника-постановщика "Мосфильма". Возможно, её черты использовали для создания скульптур Украинской и Карело-Финской ССР.
Интересно и расположение скульптур. Они стоят не в алфавитном порядке, а по убыванию численности населения. То есть за основу взяли перечисление в статье 13 Конституции СССР 1936 года (редакция от 25.02.1947). Хотя Молдавская и Киргизская ССР выбиваются из этого списка. Они стоят не на своих местах. Кроме того, статуй больше, чем советских республик.
Хотя на момент открытия всё было верно. Однако в 1956 году Карело-Финская ССР вошла в состав РСФСР. Таким образом республик осталось 15. Но скульптору с фонтана убирать не стали, чтобы не нарушать облик сооружения. Для отделки остальных деталей фонтана (постамент, края) использовали красный гранит.
Помимо художественного замысла, в фонтане воплотили непростую инженерную идею. В центральной части, то есть под скульптурами, разместили большую насосную станцию. Её помещение соединили подземным тоннелем с цокольным этажом павильона "РСФСР" (ныне №71).
Там устроили обслуживающую фонтан трансформаторную станцию. За выброс воды отвечали насосы мощностью 550 квт. Это позволяло обеспечивать высоту струй такую же, как и у окружавшей застройки. Кроме того, их интенсивность периодически менялась.
Фонтан "Дружба народов" на ВДНХ в 1968 году.