Был у нас участок в РМЦ - котельно-сварочный. Котлы и сопутствующее (бойлеры, сухопарники и прочие емкости и сосуды под давлением) строить перестали с момента упразднения собственной котельной на торфе в 60е. Оставалось несколько резервуаров в разных концах завода от той котельной, которые переделали в хранилища ГСМ, что добру пропадать. Было и несколько клепанных ресиверов на сжатом воздухе. При мне, в 80-90е, уже не использовались.
И соответственно в КБ старая документация.
Так вот, по сабжу о контроле и нормировании.
Во первых - запасы прочности при расчете и на лист и на само соединение давались сильно выше чем сейчас. Если сейчас для грузоподъемных считается нормой Кз=4,, а для разрядных (жидкий металл, например) Кз=8. То клепаные конструкции все начинались с коэффициентом запаса от 8 и выше.
Контроль шва: мел+керосин для емкостей. Время проникновения. Для ответственных сооружений (резервуары, котлы) без времени.
Технология сборки с осаживанием примыкающих плоскостей или цилиндров до минимальных зазоров (меньше 0,05 щупом работать почти невозможно, такой щуп почти в два раза тоньше бритвенного лезвия). В том числе и с осаживанием нагревом.
Очеканивание торца листа, осаживание на горячую листа вокруг головки заклепки.
Все вместе и давало необходимую прочность и надежность.
В 70е уже была дефектоскопия заклепок. Была гамма-лаборатория (закрыли еще в 80е) и лаборатория неразрушающего контроля (ультразвуковая). На предмет отсутствия трещин от холодного формирования головки и разрывов стебля заклепки при остывании. Не представляю такое для мостов с их тысячами заклепок.
Каких либо иных способов контроля в КД не встречал.
Из последнего применения (год примерно 2000-2003) - приклёпывание дна сталеразливочного ковша и цапф подвеса. Не сварка, а именно клепка. Связываю с тем, что ковш считался надзорным по двум типам опасности: как грузозахватное и как плавильное оборудование и пересчитывать старые чертежи и утверждать-согласовывать в РГТН ни кто не хотел.
Это сообщение отредактировал зудука - 21.04.2024 - 11:59