Ну, есть такая хуйня. Сравните у башкир....
Интереснее и оригинальнее были представления башкир о смерчах и других
воздушных явлениях, как о страшных чудовищах, подобных змеям. Змею {йылан) вообще башкиры считали существом зловредным, опасным и вместе с тем необыкновенным. Еще И. И. Лепехин писал: «Когда башкирец такую убьет
змею, то как бы скоро он куда ни ехал, не приминет слезть с лошади и палочкой увязить змеиную голову в землю»™’ . Последнее они делали с целью, чтобы
змея не ожила, так как, по их убеждению, к убитой змее приходили ее товарищи и приносили корешок неизвестной травы, который накладывали на раны, чтобы она ожила.
Башкиры были уверены, что ничем нельзя так скоро убить змею, как нагайкой {кам сы ), пропитанной лошадиным потом, считая последний для змеи смертельным. И. И. Лепехин’ ™ приводит между прочим легенду о том, как один
башкир смог убить великого змея, живущего на змеиной горе (Жилань-Тау,
на Урале), только потому, что напоил свою саблю лошадиным потом.
Обыкновенная змея, по былым представлениям башкир, прожив до ста лет,
превращалась в а.ждаЬа. Аж даЬа — огромная змея (дракон) в несколько десятков саженей длиною, жила в озерах, а иногда и в колодцах. Аж даЬа пожирала подходящую к озеру иа водопой скотину, особенно ягнят. Дожив до 500 и 1000 лет, аж даЬа превращалась в юха. Ю ха пожирала людей, особенно девушек, могла принимать образ человека, животного и проч. Благодаря милости аллаха, аж даЬа обыкновенно не доживала до возраста юха, так как облака уносили ее на гору Каф {К аф т ауы ), лежащую за Ледовитым океаном и наполненную всевозможными гадами и драконами. Каким образом уносилась аждаЬа,
среди башкир можно было услышать много рассказов как бы очевидцев такого
события. Некоторые из подобных рассказов сообщены Юлуевым в одной из его
заметок” *. При совершенно ясной погоде показывается небольшая тучка с громом и молнией, надвигающаяся на озеро. Едва туча коснется воды, как последняя начинает бушевать, кружиться и бить фонтаном, и из нее показывается голова страшнейшего чудовища с огромными выкатившимися из орбит глазами,
похожими на деревянные чашки для кумыса. Туша, схватившая в свои объятия
голову чудовища, начинает подниматься кверху, таща за собой и туловище; с виду оно пятнистое с глянцевитым оттенком; наконец, показывается и хвост,
раздвоившийся наподобие вил. Чудовище, поднятое на значительное от воды
расстояние, начинает вытягиваться и изгибаться, вилять во все стороны хвостом,
который волочится по земле и оставляет следы в виде борозды. Несомое облаком чудовище то издает стон, то свистит или шипит, то загибает кольцом хвост,
то сердито ударяет по своим могучим бокам, не щадя себя и желая освободиться;
но какая-то сверхъестественная сила держит крепче всяких тисков голову чудовища, не давая ему возможности даже пошевелить ею. Не имея сил вырваться,
чудовище мало-помалу удаляется, и туловище его под солнечными лучами принимает все более красноватый, ярко-золотистый цвет.
По некоторым рассказам, слышанным мной в северо-восточной, зауральской,
Башкирии, и алсдака принимает иногда человеческий вид. Один хан женился на
случайно повстречавшейся ему на берегу озера красивой девушке, оказавшейся,
впоследствии, алсдаЬа. Хан потерял всякую удачу на охоте и во всех своих делах. Чтобы испытать свою жену, он по совету приближенных накормил ее соленым мясом и не давал ей пить. Ночью она оставляет хвост иа груди хана, а головой протягивается к озеру, расположенному метрах в ста пятидесяти от дома
хана, из которого и пьет воду. Узнав таким образом, что его жена алсдаЬа, хан
сжег ее в железном доме, а оставшаяся от нее зола и поныне употребляется как
целебное средство от глазных болезней272.
По другим рассказам273, юха, обернувшись прекрасной девушкой, выходит замуж за хана, и хан сжигает ее, узнав по отсутствию пупка, что она юха.
(с, Руденко С.И.)