С развитием полупроводниковой техники ламповое звукоусиление было быстро вытеснено из студий звукозаписи, как неконкурентоспособное. В современных студиях ламповым устройствам отдана ниша разного рода предусилителей-украшателей звука, т.е. по сути роль своего рода музыкальных инструментов. Для работы с контрольными мониторами, где требуется точная передача записанного, ламповые усилители не используются, т.к. обладают высокими искажениями звука.
Но то, что для профессионалов является недостатком, маркетинг обратил в достоинства для широких слоев потребителей. Лампа в последние 30 лет нашла себе нишу в домашнем аудио. Этому способствовали глубинные социально-психологические процессы.
Постмодернизм пришёл на смену модернизму с 70-х годов XX века. То в одной, то в другой отрасли науки и в искусстве стали возникать явления, показывающие разочарование в рациональном подходе, в современной технике, в научной объективности, в конструктивности решений. Вместо научного объяснения в моду вошло интуитивное понимание, вместо рациональности – иррациональное движение души, вместо конструктивных планов – деконструкция, вместо логики – метафора, вместо аргументов – риторика, вместо исследования – спектакль, вместо серьёзной науки – откровенная игра.
Эти процессы обусловили отказ массового потребителя от признания объективных параметров, во главе угла стало "я так слышу!", и "лампы - это круто!", то есть вульгарная вкусовщина и полное неприятие каких-либо рациональных аргументов и доводов. Маркетинг все это поощрял. Ведь там, где нет объективных способов контроля и проверки можно впаривать потребителю любую ложь и сказку, все, что угодно.
В результате появилось явление "лампового хай-енда" - ящики весом 30-40кг с выходной мощностью 2-3вт, искажениями в единицы процентов и ценой в многие тысячи долларов.
Попробуем разобраться, что на самом деле представляют эти устройства с точки зрения качества звуковоспроизведения. При этом под качеством звуковоспроизведения для усилителя следует понимать то, насколько изменяется форма выходного сигнала по сравнению с сигналом входным. Это отражают измерения гармонических и интермодуляционных искажений.
Такие измерения, к счастью, проводит один из известных на западе аудио-журналов Stereophile (за что не раз подвергался нападкам тех, кому такие измерения очень мешают пудрить людям мозг).
Итак, первый экспонат - заслуженный ламповый усилитель Cary CAD-805, классический ламповый хай-енд, вес моноблока 30кг, цена $9000 за пару моноблоков. Измерения КНИ (коэффициента нелинейных искажений) на синусоидальном сигнале 50гц вгоняют в ужас (см. графики). Вторая гармоника имеет уровень 2.5%, спектр искажений жесткий - по уровню -60дб наблюдается до восьмой гармоники. Разностный тон на частоте 1кгц (продукт интермодуляции) имеет уровень около -35дб! Это значит, что при воспроизведении реальной фонограммы самый информативный для слуха диапазон 2-5кгц будет "замусорен" продуктами интермодуляции от сигналов выше и ниже по частоте, что приводит к мутному, грубому звучанию.
Вывод: так называемый "ламповый хайенд" в звукотехническом плане представляет собой весьма посредственные устройства, вносящие серьезные изменения (искажения) в усиливаемый сигнал.
Это скорее даже не усилители, а что-то вроде гитарных примочек "дисторшн", которые тоже делают со звуком аналогичные вещи - искажают форму и обогащают гармониками.