110


Завершил для себя недавно эпопею со сдачей на водительские права категории ВЕ, хотел поделиться с уважаемым сообществом, может быть для кого-то мой опыт будет полезным. Действие все происходило в Санкт-Петербурге в конце 2024 – начале 2025 годов. Началось все с того, что страшно захотелось осуществить детскую мечту, иметь свой катер. А чтобы его таскать – нужен прицеп, чтобы прицеп таскать – нужны на него права. Выстроив это нехитрую логическую цепочку, решил начать с получения прав.
Стал искать автошколу в нашем славном городе, коих вроде как немало, но оказалось, что «на прицеп» обучают далеко не все. Чтобы не соврать 4-5 школ на весь город. И разброс цен немало удивил: от 15тр до 65тр, вроде как за одно и то же… Выбрал, ту что ближе к дому (на углу Дачного и Новаторов), и по цене дешевле - 15тр, закинул им документы по вацапу. Раньше можно было договориться со школой, чтобы тебя включили в группу пораньше на экзамен. Если ездить умеешь, почему бы и нет?.. Мне это представлялось предприятием на 2-3 недели максимум ))). Но по нынешним правилам минимальное время обучение в автошколе – 56 дней и пока это время не пройдет – ты не можешь прийти в ГАИ на сдачу. И чем раньше тебя зарегистрируют «в системе», тем раньше можешь пойти сдавать (посему и отправлял доки по вацапу, чтобы скорее пошел отсчет).
Пока общались по телефону с барышней, она озвучила 15 часов практических занятий + мед. справка с меня (у других автошкол мед. справка уже входит в стоимость, посему если кто собирается сдавать на эту категорию – лучше уточнить сразу в автошколе все условия, чтобы за медицину лишний раз не платить). После личного визита оставил 5тр в школе за их услуги по оформлению и дистанционному обучению (мне оно не особо нужно, т.к. теорию учил в приложении «Дром ПДД», очень удобно, всем рекомендую), 10ку сказали отдашь инструктору при встрече, дали его контакты.
Созвонился с инструктором, назначили первое занятие, на котором выявилось несколько неприятных моментов:
- Занятий не 15, а всего 6. Признаться честно, 15 занятий за 10тр мне сразу показалось странной цифрой, как-то ОЧЕНЬ дешего, посему 6 занятий вернули происходящее ближе к реальной стоимости, отчего я особо и не расстроился. Позвонил ради интереса барышне узнать как так, почему по телефону было 15, а по факту стало 6?.. Барышня отморозилась: «Я такого не говорила и не могла говорить». Ну ок, хорошо, деньги один хрен заплачены, процесс запущен, а насчет 15 занятий я сам себе придумал… Если будете узнавать про автошколу – очень важный момент количество АСТРОНОМИЧЕСКИХ часов практики. Не академических, не школьных, не каких-либо еще (некоторые школы хитрят и 12 часов занятий «на входе» превращаются в 4-6 астрономических часа практики, т.к. «у них» занятие длится 20-30 минут и называют они это безобразие «час»)
- Второй неприятный момент заключается в том, что на экзамене сдается не только площадка (как было раньше), но и езда в городе (один знакомый с 3го раза только сдал, валился в городе).
Площадка включает в себя 4 элемента: сцепка-расцепка прицепа, остановка-старт на подъеме, заезд задним ходом в гараж под 90 градусов, параллельная парковка задним ходом (вдоль воображаемого поребрика).
Порядок сцепки-расцепки инструктор толком не знал, сослался на постоянную перемену требований в ГАИ, посоветовал посмотреть на ютубе (который работает чуть лучше чем никак), посему этот элемент мы не отрабатывали. На эстакаду тоже пару раз только заехал, собственно нечего сцепление попусту жечь, давай сосредоточимся на сложных элементах.
Заезд в гараж отрабатывали в широкий, метра 4-5, но в условиях ограниченного пространства для маневра автомобиля. На пятом занятии инструктор сказал, что оказывается гараж вовсе не такой на экзамене, а шириной около 3м, но места перед ним побольше, чтобы завернуть прицеп и направить вовнутрь (один из учеников сдавал в ГАИ и поделился этой информацией) и последние 2 занятия отрабатывали заезд в узкий гараж.
Параллельная парковка давалась тяжелее всего. Занятия проходили в январе-феврале ранним утром, под мостом в темноте на заснеженной площадке. Искусственное освещение на площадке присутствовало и отчасти помогало, но не сильно, когда светлело – было проще. Глазу не за что зацепиться в качестве ориентира, разметки под снегом не видно, длина машины с прицепом метров 9-10 и понять в какой момент нужно начать подворачивать прицеп, чтобы вписаться в габариты парковочного кармана, огороженного конусами – задача нетривиальная. Нормально получаться она начала только, наверное, на четвертом-пятом занятии. На шестом занятии в целом навыки обращения с прицепом были более-менее отработаны и я чувствовал себя готовым к сдаче в ГАИ.
Надо отметить еще неприятный момент: когда прошли описанные вначале 56 дней – мне позвонили из школы и сказали, что у них недобор учеников по категории ВЕ, посему я могу забрать свои документы и самостоятельно подать их в ГАИ через Госуслуги. На тот момент я сильно расстроился, т.к. со школой вроде как проще сдавать, какая-никакая поддержка, но по факту это оказалось нормальной практикой. ВЕ – не самая популярная категория и ради одного ученика заморачиваться с ГАИ им неинтересно, тем более за 5тр ))).
Первая сдача.
Небольшое отступление. Не знаю как у других, а у меня Госуслуги в делах касаемых ГИБДД в последнее время не работают. В феврале ставил автомобиль на учет, выбирал 3 МРЭО на юге города, во всех трех не было записи на МЕСЯЦ, прям ни одного свободного дня. Приехал в один из филиалов – а там можно было только взять талочник на неделю вперед, в один день, как раньше, пройти нельзя, кнопка "талон в живой очереди" на терминале не активна ))). Специально это сделано или нет, не знаю, толп народа не наблюдал, но реальность такова, что госуслуги (на которые все завязали) не работают, терминалы дают талоны на следующую неделю, надо быть к этому готовым. У кого-то госуслуги работают, и они записываются, у кого-то как у меня – нет.
Экзамен на ВЕ категорию проходит в ГИБДД каждую 2 и 3 среду месяца. Поскольку через госуслуги записаться ессно не получилось, свободных мест для записи нет (кто бы сомневался), был разработан и воплощен план-бомба: приехать в среду к открытию 8 утра в МРЭО на шоссе Революции, быстро сдать теорию и ехать на площадку в автобусный парк на Стасовой 14 для сдачи практического экзамена. План казался идеальным, но вселенная в очередной раз посмеялась надо мной. По приезду во МРЭО, оказалось, что экзамен теорию/практику одним днем как с автошколой ты сдать не можешь, максимум – записаться на теорию на другой день, взяв талончик в терминале. И вот тут, казалось бы логичным взять талончик на следующую среду, например на 8 утра, сдать теорию и бежать на площадку, но таких талончиков на утро нет, есть на дневное время. Оператор у терминала сказала, что сдать теорию и практику одним днем скорей всего не получится и она НАСТОЯТЕЛЬНО рекомендует записаться, например, на завтра, на теорию, а потом спокойно приехать на практику в следующую среду. Мне, говорю, до вас добираться – почти 2 часа в одну сторону, считай на другой конец города, я что, просто за талончиком приехал, потому что госуслуги не работают? Ну выходит, что так, теорию Вы сегодня не сможете сдать.
Теорию сдал на следующий день, взяв талончик в терминале. Заняло все мероприятие около часа, ажиотажа никакого не было, в залах сидело по 5-6 человек, не больше, почему бы не принимать экзамен в день обращения – загадка.
И вот, наступает день сдачи практики. Приехал с утра в автобусный парк на Стасовой (в ГАИ нет своей площадки для ВЕ, СЕ, А категорий, их принимают в автобусном парке. Народ стоит, но в основном на СЕ. На ВЕ нас набралось всего 4 человека, все повторники и я – новичок. Пораспрашивал, кто на чем завалился: один товарищ проехал перекресток, когда ему сказали повернуть, другие на площадке... Поузнавал про порядок сцепки/расцепки (на ютубе в каждом ролике он немного отличался и какой правильный - хз) – вроде все понятно. Поузнавал про поворотники, почему надо включать тот или другой. Инструктор в школе на поворотники не обращал вообще никакого внимания, а на экзамене за них снимают баллы. Непонятно было, например, какой повортник нужно включить при параллельной парковке задним ходом (правый) или при заезде задним ходом в гараж (тоже правый). В общем, вроде нормально пока все. Один повторник напугал, что прицеп не видно, он уже автомобиля (учился я на спортейдже, тот узкий, прицеп видно было хорошо, в ГАИ – УАЗик патриот, пошире, прицеп реально хуже видно, если с прямыми колесами назад сдаешь – не видно, нужно немного рулем крутить, чтобы прицеп стало видно, не смертельно, но тем не менее... В 9.00 охрана всех записала в журнал, собрали документы потом пришли гаишники и всех забрали на площадку. На площадке стоят автобусы, в одном из них заполнили экзаменационный лист с ошибками, прослушали инструктаж от инспектора и стали ждать своей очереди. В автошколе учили все элементы делать в одно движение, т.к. некоторые инспекторы не разрешают при движении задом включать переднюю передачу, чтобы подравняться. Я дважды сдавал и расспрашивал народ кто как сдавал – ни у кого не было проблем с подравниванием: все инспектора разрешали включить первую передачу при движении задом, если нужно подравнять прицеп. Также если не смог выполнить какой-то элемент на площадке – это 4 штрафных бала (всего можно набрать 7).
Площадка вся перед глазами, кто как сдает – все видно. В ту ночь навалило снега, разметку на было не видно, ориентировались только по конусам. Один товарищ 3 раза не мог заехать в гараж, но видимо, у инспектора было хорошее настроение, и после выполнения остальных элементов они поехали в город. Если сдал/не сдал город – один хрен высаживают тебя в произвольном месте в и дальше домой или до машины, которая осталась скорее всего у автобусного парка добираешься самостоятельно, а инспектор возвращается один на площадку. Два других товарища завалили площадку и настала моя очередь.
УАЗик на удивление оказался легок в управлении, почти как моя старая сорента, не глох, не дергался, обычный автомобиль. В гараж получилось заехать с первого раза, воодушевленный первым успехом – поехал на эстакаду. Там тоже все оказалось несложно, сцепление хорошее, что с прицепом стартовал, что без – особо разницы не понял ))). Потом параллельная парковка (был самым по сути сложным элементом), тоже вышла с первого раза в один заход (помогли следы на снегу от предыдущих сдающих). Внутри все ликовало: ну вот, самое сложное позади, осталось только город. Не, давай вначале сцепку/расцепку сделаем, говорит инспектор. Ну давайте. Остановился, расцепил, отъехать, говорю? Да, конечно. Прыгнул в машину, отъехал на метр, голову высовываю: «Достаточно?». Достаточно, говорят, а что ремень не пристегиваем?.. Так тут метр отъехать, вроде как и не к чему. Потом, воспользовавшись помощью помощника инспектора, подъехал задом к прицепу и осуществил сцепку в обратном порядке. Вроде все, осталось город. Сели с инспектором в машину, «Ну че, в город поехали?». Да не, погоди. Ты ничего не хочешь еще сделать?.. Да вроде нет, а че надо? Ну там свет на прицепе, например, проверить, как бы намекает он. А я блин мыслями то уже в городе, а , че, свет? Да щас, я быстро, аварийкой если поморгаю – нормально будет? Включаю аварийку, выскакиваю, смотрю – все моргает, ну красота, залезаю, пристегиваюсь, ну я готов, погнали в город. Не, говорит, в город пока рано, вон там припаркуйся. В смысле??? Я ж в гараж заехал, парковку сделал, сцепку/расцепку тоже, что не так то??? Ну смотри: во-первых не пристегнулся -4 балла, во-вторых не проверил световые приборы -3 балла и включил аварийку, не выставив знак аварийной остановки еще -3 балла. Короче 10 баллов, иди тренируйся.
Порядок расцепки (вдруг кому пригодится): поставить прицеп на тормоз (рычагом), установить переднее стояночное колесо, отключить электрическую розетку, отцепить страховочную цепочку (трос), вращая ручку переднего колеса упереть его в землю и одновременно с этим выжать рычаг фиксирующий прицеп, чтобы снять его с фаркопа. Отъезжаем от прицепа (ПРИСТЕГНУВШИСЬ!!!). Затем при помощи инспектора или третьих лиц сдаем назад, чтобы максимально близко подъехать к прицепу. Порядок сцепки обратный. После сцепки ОБЯЗАТЕЛЬНО проверить поворотниками световые сигналы прицепа, габариты и можно стояночный тормоз инспектора попросить понажимать. Только после этого ехать и не забыть пристегнуться, когда отъезжаешь от прицепа.
Блин, как ушатом воды окатили, я думал какой молодец, почти все сдал, а оказалось на ерунде засыпался. В свое оправдание, хочу сказать, что в автошколах очень часто этот элемент не отрабатывается, соответственно и навыка не было (ни поворотники, ни ремень, ни сцепка, ни эстакада – ничего этого не было). Немного попереживал, дождался пока пройдут еще 3 недели и снова пришел на экзамен. На всякий случай взял доп. накат, чтобы восстановить навыки, что было не лишним.
На экзамене в этот раз на ВЕ было больше 20 человек. Дабы ускорить процесс, после площадки инспектор сажал в машину еще 1-2 человек назад и толпой ехали в город. Там минут 40-45 катались и возвращался назад. Как подсадные сдавали площадку – я не понял, т.к. назад инспектор приезжал один, возможно это были те, кто сдал площадку в предыдущий раз и завалился в городе, а мб просто те, кому немного повезло. Пока сидел в автобусе – наслушался историй кто/где завалился. Ни разу не слышал, чтобы кого-то завалили, все от волнения/тупости/чего-то еще, короче сами себе подсирали. Кто-то развернулся не на перекрестке (как сказали), а до перекрестка, в разрыве, кто-то выехал на перекресток на разворот и остался там!!! Загорелся зеленый поперечному потоку, а он стоит, глазами хлопает. Кто-то выехал на встречку, доказывая инспектору, что там односторонняя улица (знаков не было). Кто-то выехал на автобусную полосу (она в том районе много где), кто-то разогнался сверх меры. Площадку в тот день сдавали почти все, народ оказался неплохо подготовлен. Экзамен начался в 9.00, а в УАЗик я сел в 16.00, если кто собирается – лучше взять термос и бутеры, а то кушац очень хотелось в какой-то момент.
Площадку выполнил коряво, в гараж пришлось первую передачу включать, чтобы подравняться, параллельная парковка с первого раза плохо получилась, т.к. ориентировался на разметку (а конусы не по разметке стояли, а со смещением, обратите внимание как стоят конусы, кто будет сдавать), соответственно, когда осознал, что не вписываюсь – было уже поздно, но со второй попытки все получилось и за вычетом 3х баллов выехал в город. В городе, если ты ездил за рулем, на мой взгляд, вообще никаких проблем нет: всех гонят на одни и те же перекрестки +/-, поверните, развернитесь, выберите место, остановитесь. Если не мандражировать – сложно представить, что можно сделать не так.
Есть ньюанс, связанный с разворотом на перекрестке: по правилам его надо делать через центр (траектория 1), но при интенсивном движении, когда впереди идущие машины и встречный поток начали расходится правыми бортами – ты тоже вынужден делать также (траектория 2), и при развороте ТС длиной под 10м тебе как будто и не хватает места, чтобы до разделительной полосы развернуться и не оказаться на встречке (на скрине кажется, что до разделительной много места, но это очень зависит, от того, как встанет встречный поток и твой, и в реальности ты можешь оказаться сильно ближе к разделительной полосе, чем на скрине). Посему, реальна либо траектория 3, либо 4. И тут вроде как все на усмотрение инспектора: захочет – экзамен закончится, не захочет – поедешь дальше, мне повезло, но как там развернуться иначе – не понимаю, по идее, если габариты не позволяют – можно отступать от линий разметки, можно попробовать съехать на это. Один не сдавший товарищ, спецом поехал на перекресток Блюхера и Пискаревского проспектов и смотрел как сдают другие: все разворачивались по траектории 4, все немного залезали на встречку и никакого не завалили, но опять же повторюсь, зависит от инспектора.
После сдачи практического экзамена в тот же день права нельзя получить, самое раннее – на следующий. Причем, если приехать с 7.50-9.00 – получишь права в этот день, как приехал, а если после 9.00 – сможешь только взять талончик на следующий день. Зачем ввели этот гемморой с записью на следующий день – не понимаю. Здание ГИБДД находится на приличном удалении от метро и вообще всего города и просто туда съездить 2-4 часа туда/обратно у «среднего» жителя. По сути – создают негатив на ровном месте, когда можно без этого обойтись.
В качестве резюме:
По стоимости вышло примерно так: школа (15тр), медицина (3тр), госпошлина (2тр). Школой по итогу я, наверное, все-таки остался доволен, взяли минимум денег, оформили все документы. Поначалу был негатив, думал что обманули, по факту такая практика повсеместна и мои 6 часов занятий и документы об окончании за 15тр – очень неплохо. Инструктором тоже остался доволен, несмотря на невыполнение сцепки/расцепки и поворотников, он неплохо помогал, подсказывал как отработать навыки (в других школах просто дают автомобиль с прицепом и сидят в телефоне, никаких советов и помощи нет, по отзывам других сдающих), был участлив и добивался, чтобы ты действительно научился нормально управляться и не был помехой для окружающих. Сам экзамен не сложен, заваливать специально никто не собирается, все кто хотел – сдали (было несколько девчонок – все сдали). Инспекторы ГИБДД максимально корректны и вежливы, говорят что нужно делать, в управление не вмешиваются, козни не строят, пакости не пакостят, молодцы. Бояться абсолютно нечего, тех трех попыток, что сейчас дают на практику после сдачи теории имхо вполне достаточно, чтобы сдать экзамен. Если в городе ездить умеешь и навыками управления прицепом овладел – сдашь. Самый большой негатив - от разделения всех этапов и невозможности сдать одним днем. В целом, наверное все, если у кого будут какие вопросы – задавайте.