История рождения КамАЗ-4310

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (5) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
SESHOK
25.11.2023 - 17:18
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 362594
169
32 фото via

В 60-е годы в Советском Союзе появилась потребность в грузовых автомобилях, способных брать на борт до 8 тонн груза и столько же буксировать в прицепе. Минский автомобильный завод уже не в полной мере справлялся с этой задачей, да и выпускал преимущественно машины грузоподъемностью более 10 тонн. Немало сил и ресурсов у минчан забирали профильные проекты для Министерства обороны.

В качестве варианта рассматривали возможность загрузки ЗИЛа производством тяжелых грузовиков, но предприятия едва хватало на выпуск линейки 5-тонных 130/131. Решено было не расширять и модернизировать существующее производство, а создавать его на новом месте. При этом стремились максимально локализовать производство компонентов грузовика на одном заводе.

Опытный КамАЗ-4310.

История рождения КамАЗ-4310
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
SESHOK
25.11.2023 - 17:18
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 362594
Во многом это было следствием стратегического планирования времен холодной войны. Еще с Великой Отечественной войны помнили, как срывалось производство танков и другой техники из-за перебоев с поставками от смежников. Поэтому со сборочным конвейером решено было строить еще и моторный завод.

В 1969 году в Набережных Челнах заложили первый камень в фундамент нового мегазавода, который со временем получил имя «Камский автомобильный». Для своего времени это был крупнейший в мире завод грузовых автомобилей полного цикла производства. КамАЗ должен был практически на 100 % собирать машины из собственных комплектующих.

Это была уникальная и малопонятная для капитализма особенность предприятия. Молодежь со всего Союза принимала участие в возведении предприятия, а в разработку главного продукта – грузовика, были вовлечено немало конструкторских бюро.

Главным создателем основной модели для конвейера был назначен флагман советского автомобилестроения - Московский завод имени И. А. Лихачева. Ярославский моторный завод в ходе работ создал не менее двадцати вариантов силового агрегата, состоящего из дизельного мотора, сцепления и коробки переключения передач.

Одесский автосборочный завод отвечал за разработку полуприцепов для магистральных тягачей КамАЗ, а Минский автомобильный разрабатывал для фактических конкурентов самосвальную установку. Головное КБ по прицепам из Балашова Саратовской области занималось своей профильной работой - прицепами.

Старт разработки грузовика дали синхронно с начала строительства завода – в 1969 году. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров о «Строительстве комплекса заводов по производству грузовых автомобилей и автопоездов большой грузоподъемности» вышло еще в 1967 года и в нем не было и слова о площадке в Татарской АССР.

Первоначально выбирали между Казахстаном и Украиной, но в итоге выбор пал на Набережные Челны. Мега-завод предполагали назвать «Батыр», то есть «Богатырь» по-татарски.



Фотография, которая говорит сама за себя.

История рождения КамАЗ-4310
 
[^]
SESHOK
25.11.2023 - 17:19
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 362594
К сожалению, создать современный автомобильный завод своими силами не могли – уже тогда сказывалось отставание отечественного станкостроения и промышленного строительства. Аналогичная проблема была с Волжским и Ижевским автомобильными заводами. В первом случае на помощь пришли итальянца из FIAT, а во втором - французы из Renault и японские подрядчики. Стоит помнить, что Ижевский автомобильный был подведомственен Миноборонпрому, и это создавало особые сложности в работе с капиталистами из-за рубежа.

Первоначально в СССР не планировали разрабатывать грузовик с чистого листа и до самого начала 70-х годов искали партнера на западе. Напомним, что на ЗИЛе в это время уже вовсю шла разработка модели для строящегося завода. Очевидно, в случае успеха переговорщиков, наработки просто положили бы на полку, либо (в самом оптимистичном варианте) поставили на конвейер вместо ЗИЛ-130.

Одними из первых состоялись переговоры с Daimler-Benz AG. Немцам предлагали контракт на лицензионное производство грузовиков и постройку производственной базы в Набережных Челнах. Но боссов из Daimler-Benz не устроили финансовые условия и потери от продажи советских грузовиков третьим странам. В Штутгарте хотели контролировать все экспортные поставки лицензионных машин из Набережных Челнов, но это, в свою очередь, не устраивало советское руководство. История немцам вернула своё – современный КамАЗ во многом базируется на немецких технологиях и частично принадлежит Daimler-Benz.

К 1970 году в портфеле потенциальных партнеров КамАЗа был еще и Ford Motor Co. Даже сам Генри Форд-второй успел побывать в СССР и восхититься масштабами строительства. Но в этот раз сделку сорвали уже военные США, опасавшиеся появления у Советского Союза тактического военного грузовика, который новый завод будет выпускать десятками тысяч в год.

Не позволили Пентагон и ЦРУ заключить СССР сделку с американской Mack Truck Inc. Причина была аналогичная – не позволить Советам получить современные технологии двойного назначения. В Лэнгли, кстати, очень тщательно следили за постройкой завода в Набережных Челнах и просчитывали потенциальные возможности предприятия.

В издании «Грузовик Пресс» можно встретить слова президента Никсона, основанные на очевидном заблуждении ЦРУ:

«Камские грузовики могут применяться для перевозки тяжелых военных грузов, однако они не спроектированы для военных нужд и, вероятнее, будут использоваться в промышленности и сельском хозяйстве».

В общем, продавать лицензию на производство грузовика американцы не соглашались, а вот на поставку производственного оборудования добро дали.

По самым правдоподобным расчетам (настоящих чисел мы, скорее всего, не узнаем), Советскому Союзу Камский автозавод обошелся в 4,7 миллиарда рублей. Немалая часть этих денег (около 430 млн долларов) ушла в США на оплату промышленного оборудования: заклепочные линии для рам, зуборезные станки, литейное производство и многое другое.

Когда в 1982 году вошла в строй вторая линия завода, на нужды Министерства обороны СССР уходило до 30 % годовой продукции, то есть около 45 тыс. машин. И самым харизматичным из них стал КамАЗ-4310, впервые вышедший (назло ЦРУ) из ворот завода 28 марта 1981 года.


КамАЗ-4310 в классическом виде.


История рождения КамАЗ-4310
 
[^]
SESHOK
25.11.2023 - 17:19
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 362594
Машина из Москвы


Когда ЗИЛ в 1969 году получил задание оперативно разработать машину для Камского завода, в КБ уже вовсю строили концепцию аналогичного грузовика для собственного конвейера. Машина носила имя ЗИЛ-170, и все наработки по ней фактически отдали в КамАЗ. Начальник зиловского КБ большегрузных машин В. А. Вязьмин писал по этому поводу:

«Мы отдали камскому проекту свой конструкторский задел – автомобиль ЗИЛ-170. Мы считали крупной удачей, что работу приходится начинать не с нуля. Есть некая основа, пусть самая общая, есть эмбрион, из которого должно прорасти конструкторское решение. Это значит, что страна получит новый грузовик скорее. А какая марка будет укреплена на его решетке радиатора («ЗИЛ» или «КАМАЗ») – это уже не столь важно, в любом случае марка – наша, советская».

Главным конструктором адаптированного для КамАЗа проекта грузовой машина был назначен инженер ЗИЛа, доктор технических наук А. М. Кригер. В общей сложности, на ЗИЛе разрабатывали целую линейку грузовиков, из который наибольший интерес для военных имели полноприводные машины. Это были бортовые автомобили-тягачи с колесной формулой 6х6 для работы в составе автопоездов: КамАЗ-4310, КамАЗ-43101, КамАЗ-43102, КамАЗ-43103, КамАЗ-43104, также – полноприводные седельные тягачи (6x6) для работы в составе автопоездов КАМАЗ-4410.

История рождения КамАЗ-4310
 
[^]
SESHOK
25.11.2023 - 17:20
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 362594
Испытания на маршруте Москва - Чита - Иркутск - Москва. Источник: ru.cars.photo

История рождения КамАЗ-4310
 
[^]
SESHOK
25.11.2023 - 17:20
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 362594
Испытания на маршруте Москва - Чита - Иркутск - Москва.

История рождения КамАЗ-4310
 
[^]
SESHOK
25.11.2023 - 17:20
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 362594
Испытания на маршруте Москва - Чита - Иркутск - Москва.

История рождения КамАЗ-4310
 
[^]
SESHOK
25.11.2023 - 17:20
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 362594
Испытания на маршруте Москва - Чита - Иркутск - Москва.

История рождения КамАЗ-4310
 
[^]
SESHOK
25.11.2023 - 17:20
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 362594
Испытания на маршруте Москва - Чита - Иркутск - Москва.

История рождения КамАЗ-4310
 
[^]
SESHOK
25.11.2023 - 17:20
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 362594
Испытания на маршруте Москва - Чита - Иркутск - Москва.

История рождения КамАЗ-4310
 
[^]
SESHOK
25.11.2023 - 17:20
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 362594
Испытания на маршруте Москва - Чита - Иркутск - Москва.

История рождения КамАЗ-4310
 
[^]
SESHOK
25.11.2023 - 17:21
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 362594
Испытания на маршруте Москва - Чита - Иркутск - Москва.

История рождения КамАЗ-4310
 
[^]
SESHOK
25.11.2023 - 17:21
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 362594
Получившим «под ключ» машины из Москвы камазовцам требовалось только организовать производство на новом предприятии. С 1972 по 1976 год проходили заводские испытания первых восьми грузовиков КамАЗ-4310 в различных исполнениях.

С апреля 1976 по март 1977 года четыре вездехода подвергались межведомственным приемочным испытаниям. Это был непростой пробег по грунтовым дорогам по маршруту Москва − Ашхабад – Москва, за время которого машины прошли более 37 тысяч километров. Были испытания холодом в окрестностях Читы – температура порой падала до минус 42 градусов.

История рождения КамАЗ-4310
 
[^]
SESHOK
25.11.2023 - 17:21
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 362594
Испытания холодом и зноем.

История рождения КамАЗ-4310
 
[^]
SESHOK
25.11.2023 - 17:21
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 362594
Испытания холодом и зноем.

История рождения КамАЗ-4310
 
[^]
SESHOK
25.11.2023 - 17:22
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 362594
Испытатели высоко оценили новые вездеходы. В пробеге прототипы сопровождали несколько ЗИЛ-131 и Урал-375, с которым невольно сравнивали камские машины. По рассказам очевидцев, водители после трудового дня выпрыгивали из кабин ЗИЛов и Уралов выжатыми как лимоны, что серьезно контрастировало с бодрым состоянием водителей экспериментальных КамАЗов.

Подрессоренная кабина была просторная, достаточно герметичная, а сиденья были с амортизацией. В ходе испытаний вездеходов выявились недостатки моторов ЯМЗ-740, которые в Ярославе оперативно устранили. К примеру, на крутом подъеме картерное масло могло попадать в воздухозаборник.

Также пришлось заменить конструкционную сталь балки переднего моста – на одной из машин она лопнула при переезде через бархан. В Средней Азии ненадежными показали себя вездеходные шины. Испытатели рассказывают, что поменяли шесть комплектов на четырех КамАЗах и из-за этого пришлось вызвать летучку из Москвы с запасными шинами.

Научно-исследовательский институт шинной промышленности по итогам пробега внес необходимые изменения, и «обувь» для военного грузовика стала соответствовать его назначению.



КамАЗ-43105 - сельскохозяйственный грузовик на военной службе.

История рождения КамАЗ-4310
 
[^]
SESHOK
25.11.2023 - 17:22
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 362594
Машина для войны


Основным прототипом знаменитого камского грузовика выступал ЗИЛ-170, который в различных модификациях (с 1968 по 1975 годы) был построен в 53 экземплярах. На заключительных этапах опытно-конструкторской работы вместе с московскими инженерами трудились специалисты инженерной группы Камского автозавода.

С самого начала разработка военного полноприводного варианта 4310 шла с максимальной унификацией с гражданскими машинами.

Самой характерной частью грузовика была, конечно, кабина. Ее габаритные и внутренние размеры обеспечивали удобную посадку трех человек и размещение в ней необходимого оборудования. Кабина имела плоские стекла ветрового окна, разделенные тонкой стойкой – это как нельзя лучше подходило для армейской эксплуатации. Очевидно, инженеры ЗИЛа учли свое не самое логичное решение со сложным гнутым ветровым стеклом 131-й машины.

Оборудованию бескапотной кабины было уделено особое внимание: теплошумоизоляция по всей внутренней поверхности, отопитель теплопроизводительностью 6 100 ккал/ч, фланцевые уплотнители проемов дверей, подрессоренное сиденье водителя и спальное место (в зависимости от модификации). Открывающаяся наружная панель передка обеспечивала доступность к размещенным на внутренней панели деталям системы электрооборудования.

Были приняты разносторонние меры по обеспечению технологичности конструкции: расположение сварочных швов обеспечивало возможность применения автоматической сварки. Форма деталей основания кабины исключала наличие «карманов», способствующих образованию коррозии.



Армейский КамАЗ-4310 с лебедкой, подкачкой шин и запасным колесом позади кабины.

История рождения КамАЗ-4310
 
[^]
SESHOK
25.11.2023 - 17:22
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 362594
Ходовая часть также, по возможности, унифицировалась с гражданскими собратьями. Передний мост внедорожников получил оригинальный картер редуктора, объединенный с несущей балкой. В его конструкции применялось немало комплектующих от задних ведущих мостов. Задние мосты у моделей с колесной формулой 6х6 не сильно отличались от аналогов у моделей - 6х4. Как не отличалась и подвеска.

Разрабатывая конструкцию ведущих мостов, инженеры сознательно отказались от наиболее подходящих для бездорожья колесных редукторов, позволяющих значительно увеличить дорожный просвет. Дело в том, что их применение влекло рост себестоимости. Поэтому, учитывая, что в производственной программе строящегося КАМАЗа будут превалировать заднеприводные дорожные грузовики, предпочтение отдали менее затратным в изготовлении двухступенчатым проходным мостам.

История рождения КамАЗ-4310
 
[^]
SESHOK
25.11.2023 - 17:23
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 362594
Унифицированные кабина и дизельный мотор семейства грузовиков КамАЗ.

История рождения КамАЗ-4310
 
[^]
SESHOK
25.11.2023 - 17:23
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 362594
Полевые испытания


В ходе полевых испытаний гражданских прародителей КамАЗ-4310, носящих индексы 5320, 53202 и 5510, принимали участие иностранные аналоги. В июле 1970 года в пробег в качестве своеобразных эталонов вышли бескапотные Ford W1000D, Mercedes-Benz LPS2223 и капотный International T190.

Импортные машины ожидаемо выигрывали у советских прототипов в экономичности за счет более совершенной топливной аппаратуры, но вот в тягово-динамических возможностях все конкуренты были примерно равны.

В ходе пробега испытывали перспективный 10-цилиндровый 260-сильный дизель КамАЗ-741 рабочим объемом 13,56 литра. Этот мотор вполне был мог встать и на вездеход 6х6, так как по итогам испытаний, которые закончились в ноябре 1976 года, не вызвал серьезных нареканий.

Фактически, наблюдались лишь повышенные вибрации (10-цилиндровые моторы сложнее уравновешивать), из-за которых в местах сварки расслаивалась крыша кабины, а заметно потяжелевший передок грузовика преждевременно изнашивал покрышки. Мотор (по причине высокой мощности) требовал новую КПП ЯМЗ-152, редукторы и даже балки ведущих мостов.

Но самую негативную роль с истории 10-цилиндрового дизеля сыграла низкая технологическая гибкость процесса на новом заводе: условий для запуска в производство сразу двух моторов просто не было. В итоге 260-сильный 10-цилиндровый КамАЗ ни в армии, ни в гражданской сфере никто не увидел.

История рождения КамАЗ-4310
 
[^]
SESHOK
25.11.2023 - 17:24
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 362594
Кадры с испытаний прототипов КамАЗ-4310. Источник: ru.cars.photo

История рождения КамАЗ-4310
 
[^]
SESHOK
25.11.2023 - 17:24
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 362594
Кадры с испытаний прототипов КамАЗ-4310.

История рождения КамАЗ-4310
 
[^]
SESHOK
25.11.2023 - 17:24
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 362594
Кадры с испытаний прототипов КамАЗ-4310.

История рождения КамАЗ-4310
 
[^]
SESHOK
25.11.2023 - 17:24
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 362594
Кадры с испытаний прототипов КамАЗ-4310.

История рождения КамАЗ-4310
 
[^]
SESHOK
25.11.2023 - 17:24
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 362594
Кадры с испытаний прототипов КамАЗ-4310.

История рождения КамАЗ-4310
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 24359
0 Пользователей:
Страницы: (5) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх