113


Сегодня тема как-то сама собой выходит продолжением поста про
последний muscle car. Раз уж было про последний, стало быть, должно быть и про первый, n'est ce pas?
В начале 60-х марка Pontiac имела имидж со спортивным уклоном. В рекламе всячески подчёркивались скорость, мощность, управляемость. Всё, что в сумме по-английски называется performance. Поэтому корпоративный, на уровне GM, запрет на участие заводских и спонсорских команд в каких-либо спортивных соревнованиях был воспринят руководством Pontiac без особого энтузиазма.
Чтобы не пропадать добру в виде наработок и энтузиазму, решили, так сказать, нести спорт в массы. Тем более, что конкуренты из Ford вовсю уже разрабатывали Mustang - эффектный, доступный, спортивного вида автомобиль на агрегатах компактного седана Falcon со всеми вытекающими в виде не самого мощного даже в топовой комплектации двигателя.
В Pontiac решили пойти другим путём, но... Но существовал ещё один корпоративный запрет, вернее, ограничение. Серийные среднеразмерные автомобили могли оснащаться двигателями объёмом не более 330 кубических дюймов. Это 5.4 литра примерно. К таким как раз и относился новейший Pontiac Tempest второго поколения. То есть, конечно, и его максимальный 280-сильный V8 5.3 был весьма серьёзен, но всё равно не то, не то...
А помощником главного конструктора в то время был не абы кто, а сам Джон ДеЛорин. Он-то и выискал лазейку в корпоративной политике. Нельзя ставить большой двигатель в качестве штатной комплектации серийной модели? Хорошо. Предложим его, как составляющую набора "спортивных допов". Этого-то никто не запрещает )
Вот так, максимально бюджетно и не без хитрости в сентябре 1963 года родился первый muscle-car: Pontiac Tempest GTO 1964 модельного года. Всё просто. В недорогой Tempest воткнули 389-кубовый (6.4 литра) V8 от полноразмерного Grand Prix, подвеску пожёстче, 4-ступенчатую механику - и вуаля. Обычный Tempest ценой в две с половиной тысячи долларов за три сотни сверху превращается в чудовище.
План был постараться продать за первый год пять тысяч автомобилей. При успехе - попробовать обсудить дальнейшую политику с руководством. Но что-то пошло не так, и за год продажи составили аж 32,450 штук. Полный успех, волна подражаний от конкурентов, рождение, фактически, нового класса автомобилей и статус отдельной модели с 1965 года.
В общем, чуть подробнее будет, я надеюсь, в отдельной, посвящённой истории muscle-car'ов серии постов ближе к лету 2024. А пока перейдём к картинкам.
Будет
20 фото ещё более интересного автомобиля. Это не просто серийный GTO, это ещё и доработанный дилером Royal Pontiac экземпляр, известный, как GTO Royal Bobcat. По технике немного добавлю в процессе.