Бонусы за штрафыВ случае успешной фиксации и последующего оформления постановления, пользователи должны получить бонусы. Накопленные баллы могут быть использованы на оплату проезда в общественном транспорте, парковки и для других целей. Зарегистрированные пользователи, как и в случае с московским приложением, будут вести собственную статистику достижений и зафиксированных нарушений и участвовать в рейтингах.
К автоматике пока есть вопросыДля полноценного запуска федерального приложения необходимо ввести изменения в КоАП, которые узаконят использование телефона в качестве инструмента для фиксации. Напомним, что в 2019 году Верховный суд запретил использование московского приложения «Помощник Москвы», заявив, что мобильный телефон не может считаться автоматическим средством фиксации.
После этого власти Москвы приложение доработали, заявив, что теперь оно полностью соответствует требованиям. Однако нарушения по линии ГИБДД оно фиксировать перестало. Пользователи могут только отправлять жалобы на нарушения правил стоянки в зоне действия знаков «Остановка запрещена», «Стоянка запрещена», стоянку транспортных средств на газонах, а также неоплату парковки.
Задача по доработке КоАП возложена на МВД России. Как ожидается, поправки все-таки позволят фиксировать ряд нарушений ПДД на телефон и оформлять их в упрощенном порядке — без составления протокола. До этого момента, как заявил в беседе с Autonews.ru эксперт в области фото-видеофиксации Григорий Шухман, проблема с тем, что именно считать автоматической фиксацией, решена на будет.
«В случае фиксации нарушений ПДД производятся измерения текущего времени и места фиксации, что требует проведения утверждения типа средства измерения и поверки, внесения в госреестр средств измерения. Что для частных мобильных смартфонов и планшетов невозможно», — сказал Шухман.
Он напомнил, что в данный момент суды в Москве зачастую отменяют такие постановления МАДИ и АМПП, а ГИБДД не применяет материалы ПАК ПМ с 2019 года. Чтобы узаконить статус такой фиксации, нужно, по оценке Шухмана, доработать законодательство, и в том числе ввести ответственность за предоставление ложных сведений.
Как в свою очередь заявил ведущий специалист Европейской юридической службы Орест Мацала, подобная фиксация не будет вызывать сомнений, только если позволит точно определять дату, время, место нарушения, а также позволит делать такие фотографии автомобиля нарушителя, по которым можно отчетливо рассмотреть наличие правонарушения и идентифицировать по регистрационному номеру собственника автомобиля.
Мацала напомнил, что в 2019 году Верховный суд обозначил критерии, по которым следует определять, было ли зафиксировано нарушение на такое устройство или нет. Приложение «Помощник Москвы» в текущем виде, по мнению юриста, под них не подпадает.
«Под автоматическим режимом следует понимать работу соответствующего технического средства без какого-либо непосредственного воздействия на него человека, когда такое средство размещено в установленном порядке в стационарном положении либо на движущемся по утвержденному маршруту транспортном средстве, осуществляет фиксацию в зоне своего обзора всех административных правонарушений, для выявления которых оно предназначено, независимо от усмотрения того или иного лица», — сказал юрист.
Он добавил, что технические средства, работающие в автоматическом режиме, должны быть сертифицированы, в частности в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке и применяться в соответствии с документами, регламентирующими порядок применения этих средств. В описании типа средства измерения должны быть определены метрологические характеристики, раскрыт алгоритм работы программного обеспечения по выявлению и фиксации административного правонарушения, определен перечень выявляемых правонарушений.
«С учетом этого, если правонарушение в области дорожного движения было зафиксировано с помощью технических средств, которые не работали в автоматическом режиме, либо с использованием других технических средств (например телефона, видеокамеры, видеорегистратора), то в данном случае особый порядок привлечения к административной ответственности (без составления протокола) применяться не может», — уверен эксперт.
Как советует Мацала, если нарушение было зафиксировано на ПАК ПМ, такое постановление можно обжаловать, ссылаясь на позицию пленума Верховного суда России от 25.06.2019 № 20. Если на уровне районного суда и высшего суда региона жалобу не удовлетворят, следует обратиться в кассационный суд, а в последующем в Верховный суд. В таком случае, по мнению юриста, у водителя есть все шансы на отмену постановления.
Autonews.ru направил ряд запросов относительно запуска и доработки федерального приложения «Народный инспектор» в дептранс Москвы, а также в ЦОДД Москвы, но ответа не получил. Autonews.ru также направил запрос в Минцифры, но официального ответа не получил. Источник, близкий к министерству, подтвердил, что разработкой занимается столичный дептранс. В МВД России на вопросы о поправках не ответили, отметив только, что не занимаются разработкой самого приложения.
Это сообщение отредактировал mrPitkin - 27.01.2023 - 08:08