Что такое турбонаддув?, многабукв

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (7) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Осратник
6.11.2015 - 10:00
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.08.14
Сообщений: 4514
227
Несомненно, каждый из нас хоть раз в жизни замечал на обычном с виду автомобиле шильдик «turbo». Производители, как нарочно, делают эти шильдики небольшого размера и размещают в неприметных местах так, что непосвящённый прохожий не заметит и пройдёт мимо. А понимающий человек непременно остановится и заинтересуется автомобилем. Ниже приводится рассказ о причинах такого поведения.

Что такое турбонаддув?
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
Осратник
6.11.2015 - 10:01
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.08.14
Сообщений: 4514
Автомобильные конструкторы (с момента появления на свете этой профессии) постоянно озабочены проблемой повышения мощности моторов. Законы физики гласят, что мощность двигателя напрямую зависит от количества сжигаемого топлива за один рабочий цикл. Чем больше топлива мы сжигаем, тем больше мощность. И, скажем, захотелось нам увеличить «поголовье лошадей» под капотом — как это сделать? Тут-то нас и поджидают проблемы.
Дело в том, что для горения топлива необходим кислород. Так что в цилиндрах сгорает не топливо, а топливно-воздушная смесь. Мешать топливо с воздухом нужно не на глазок, а в определённом соотношении. К примеру, для бензиновых двигателей на одну часть топлива полагается 14–15 частей воздуха — в зависимости от режима работы, состава горючего и прочих факторов.
Как мы видим, воздуха требуется весьма много. Если мы увеличим подачу топлива (это не проблема), нам также придётся значительно увеличить и подачу воздуха. Обычные двигатели засасывают его самостоятельно из-за разницы давлений в цилиндре и в атмосфере. Зависимость получается прямая — чем больше объём цилиндра, тем больше кислорода в него попадёт на каждом цикле. Так и поступали американцы, выпуская огромные двигатели с умопомрачительным расходом горючего. А есть ли способ загнать в тот же объём больше воздуха?
Есть, и впервые придумал его господин Готтлиб Вильгельм Даймлер (Gottlieb Wilhelm Daimler). Знакомая фамилия? Ещё бы, именно она используется в названии DaimlerChrysler. Так вот, этот немец весьма неплохо соображал в моторах и ещё в 1885 году придумал, как загнать в них больше воздуха. Он догадался закачивать воздух в цилиндры с помощью нагнетателя, представлявшего собой вентилятор (компрессор), который получал вращение непосредственно от вала двигателя и загонял в цилиндры сжатый воздух.
Швейцарский инженер-изобретатель Альфред Бюхи (Alfred J. Büchi) пошёл ещё дальше. Он заведовал разработкой дизельных двигателей в компании Sulzer Brothers, и ему категорически не нравилось, что моторы были большими и тяжёлыми, а мощности развивали мало. Отнимать энергию у «движка», чтобы вращать приводной компрессор, ему также не хотелось. Поэтому в 1905 году господин Бюхи запатентовал первое в мире устройство нагнетания, которое использовало в качестве движителя энергию выхлопных газов. Проще говоря, он придумал турбонаддув.
Идея умного швейцарца проста, как всё гениальное. Как ветра вращают крылья мельницы, также и отработавшие газы крутят колесо с лопатками. Разница только в том, что колесо это очень маленькое, а лопаток очень много. Колесо с лопатками называется ротором турбины и посажено на один вал с колесом компрессора. Так что условно турбонагнетатель можно разделить на две части — ротор и компрессор. Ротор получает вращение от выхлопных газов, а соединённый с ним компрессор, работая в качестве «вентилятора», нагнетает дополнительный воздух в цилиндры. Вся эта мудрёная конструкция и называется турбокомпрессор (от латинских слов turbo — вихрь и compressio — сжатие) или турбонагнетатель.

В турбомоторе воздух, который попадает в цилиндры, часто приходится дополнительно охлаждать — тогда его давление можно будет сделать выше, загнав в цилиндр больше кислорода. Ведь сжать холодный воздух (уже в цилиндре ДВС) легче, чем горячий.
Воздух, проходящий через турбину, нагревается от сжатия, а также от деталей турбонаддува, разогретого выхлопными газами. Подаваемый в двигатель воздух охлаждают при помощи так называемого интеркулера (промежуточный охладитель). Это радиатор, установленный на пути воздуха от компрессора к цилиндрам мотора. Проходя через него, он отдаёт своё тепло атмосфере. А холодный воздух более плотный — значит, его можно загнать в цилиндр ещё больше.
Чем больше выхлопных газов попадает в турбину, тем быстрее она вращается и тем больше дополнительного воздуха поступает в цилиндры, тем выше мощность. Эффективность этого решения по сравнению, например, с приводным нагнетателем в том, что на «самообслуживание» наддува тратится совсем немного энергии двигателя — всего 1,5%. Дело в том, что ротор турбины получает энергию от выхлопных газов не за счёт их замедления, а за счёт их охлаждения — после турбины выхлопные газы идут по-прежнему быстро, но более холодные. Кроме того, затрачиваемая на сжатие воздуха даровая энергия повышает КПД двигателя. Да и возможность снять с меньшего рабочего объёма большую мощность означает меньшие потери на трение, меньший вес двигателя (и машины в целом). Всё это делает автомобили с турбонаддувом более экономичными в сравнении с их атмосферными собратьями равной мощности. Казалось бы, вот оно, счастье. Ан нет, не всё так просто. Проблемы только начались.
Во-первых, скорость вращения турбины может достигать 200 тысяч оборотов в минуту,во-вторых, температура раскалённых газов достигает, только попробуйте представить, 1000°C! Что всё это означает? То, что сделать турбонаддув, который сможет выдержать такие неслабые нагрузки длительное время, весьма дорого и непросто.
По этим причинам турбонаддув получил широкое распространение только во время Второй мировой войны, да и то только в авиации. В 50-х годах американская компания Caterpillar сумела приспособить его к своим тракторам, а умельцы из Cummins сконструировали первые турбодизели для своих грузовиков. На серийных легковых машинах турбомоторы появились и того позже. Случилось это в 1962 году, когда почти одновременно увидели свет Oldsmobile Jetfire и Chevrolet Corvair Monza.
Но сложность и дороговизна конструкции — не единственные недостатки. Дело в том, что эффективность работы турбины сильно зависит от оборотов двигателя. На малых оборотах выхлопных газов немного, ротор раскрутился слабо, и компрессор почти не задувает в цилиндры дополнительный воздух. Поэтому бывает, что до трёх тысяч оборотов в минуту мотор совсем не тянет, и только потом, тысяч после четырёх-пяти, «выстреливает». Эта ложка дёгтя называется турбоямой. Причём чем больше турбина, тем она дольше будет раскручиваться. Поэтому моторы с очень высокой удельной мощностью и турбинами высокого давления, как правило, страдают турбоямой в первую очередь. А вот у турбин, создающих низкое давление, никаких провалов тяги почти нет, но и мощность они поднимают не очень сильно.
Почти избавиться от турбоямы помогает схема с последовательным наддувом, когда на малых оборотах двигателя работает небольшой малоинерционный турбокомпрессор, увеличивая тягу на «низах», а второй, побольше, включается на высоких оборотах с ростом давления на выпуске. В прошлом веке последовательный наддув использовался на суперкаре Porsche 959, а сегодня по такой схеме устроены, например, турбодизели фирм BMW и Land Rover. В бензиновых двигателях Volkswagen роль маленького «заводилы» играет приводной нагнетатель.
На рядных двигателях зачастую используется одиночный турбокомпрессор twin-scroll (пара «улиток») с двойным рабочим аппаратом. Каждая из «улиток» наполняется выхлопными газами от разных групп цилиндров. Но при этом обе подают газы на одну турбину, эффективно раскручивая её и на малых, и на больших оборотах
Но чаще по-прежнему встречается пара одинаковых турбокомпрессоров, параллельно обслуживающих отдельные группы цилиндров. Типичная схема для V-образных турбомоторов, где у каждого блока свой нагнетатель. Хотя двигатель V8 фирмы M GmbH, дебютировавший на автомобилях BMW X5 M и X6 M, оснащён перекрёстным выпускным коллектором, который позволяет компрессору twin-scroll получать выхлопные газы из цилиндров разных блоков, работающих в противофазе.

Турбина twin-scroll имеет двойную «улитку» турбины — одна эффективно работает на высоких оборотах двигателя, вторая — на низких
Заставить турбокомпрессор работать эффективнее во всём диапазоне оборотов, можно ещё изменяя геометрию рабочей части. В зависимости от оборотов внутри «улитки» поворачиваются специальные лопатки и варьируется форма сопла. В результате получается «супертурбина», хорошо работающая во всём диапазоне оборотов. Идеи эти витали в воздухе не один десяток лет, но реализовать их удалось относительно недавно. Причём сначала турбины с изменяемой геометрией появились на дизельных двигателях, благо, температура газов там значительно меньше. А из бензиновых автомобилей первый примерил такую турбину Porsche 911 Turbo.

Турбина с изменяемой геометрией.
Конструкцию турбомоторов довели до ума уже давно, а в последнее время их популярность резко возросла. Причём турбокомпрессоры оказалось перспективным не только в смысле форсирования моторов, но и с точки зрения повышения экономичности и чистоты выхлопа. Особенно актуально это для дизельных двигателей. Редкий дизель сегодня не несёт приставки «турбо». Ну а установка турбины на бензиновые моторы позволяет превратить обычный с виду автомобиль в настоящую «зажигалку». Ту самую, с маленьким, едва заметным шильдиком «turbo»

Турбокомпрессор состоит из двух «улиток» — через одну проходят отработавшие газы, а вторая «качает» воздух в цилиндры.
 
[^]
Осратник
6.11.2015 - 10:02
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.08.14
Сообщений: 4514
Выхлопные газы из двигателя вращают ротор турбины, тот, в свою очередь, приводит в движение компрессор, который нагнетает сжатый воздух в цилиндры. Перед тем как это произойдёт, воздух проходит через интеркулер и охлаждается — так можно повысить его плотность.

Что такое турбонаддув?
 
[^]
Осратник
6.11.2015 - 10:02
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.08.14
Сообщений: 4514
турбонаддув

Что такое турбонаддув?
 
[^]
Осратник
6.11.2015 - 10:02
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.08.14
Сообщений: 4514
Аналог турбонаддува — приводной нагнетатель — жёстко связан с двигателем и тратит на свою работу часть его мощности.

Что такое турбонаддув?
 
[^]
Осратник
6.11.2015 - 10:03
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.08.14
Сообщений: 4514
А вот так выглядит интеркулер.

Что такое турбонаддув?
 
[^]
Осратник
6.11.2015 - 10:03
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.08.14
Сообщений: 4514
У Mitsubishi Lancer Evolution интеркулер располагается в переднем бампере перед радиатором. А у Subaru Impreza WRX STI — над двигателем.

Что такое турбонаддув?
 
[^]
Осратник
6.11.2015 - 10:03
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.08.14
Сообщений: 4514
Еще

Что такое турбонаддув?
 
[^]
Осратник
6.11.2015 - 10:04
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.08.14
Сообщений: 4514
Выхлопные газы разогревают и выпускную систему, и турбонаддув до очень высоких температур.

Что такое турбонаддув?
 
[^]
Осратник
6.11.2015 - 10:04
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.08.14
Сообщений: 4514
Турбина twin-scroll имеет двойную «улитку» турбины — одна эффективно работает на высоких оборотах двигателя, вторая — на низких

Что такое турбонаддув?
 
[^]
Осратник
6.11.2015 - 10:05
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.08.14
Сообщений: 4514
Турбина с изменяемой геометрией.

via

Что такое турбонаддув?
 
[^]
Shney
6.11.2015 - 10:09
146
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 30.12.13
Сообщений: 301
«Выхлопные газы попадают в турбонагнетатель и вращают его, творится колдовство, и вы едете быстрее»

© Джереми Кларксон



Это сообщение отредактировал Shney - 6.11.2015 - 10:14

Что такое турбонаддув?
 
[^]
Hasky85
6.11.2015 - 10:11
26
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 23.11.12
Сообщений: 107
блоу офф забыл и вестгейт

Это сообщение отредактировал Hasky85 - 6.11.2015 - 10:13

Что такое турбонаддув?
 
[^]
Алексеич
6.11.2015 - 10:16
26
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 9.06.10
Сообщений: 248
этот тоже позеленил бы

Что такое турбонаддув?
 
[^]
Покусакус
6.11.2015 - 10:16
12
Статус: Offline


Укушу.

Регистрация: 29.10.14
Сообщений: 12098
вот как, оказывается, турбина выглядит :) А у меня это ассоциируется с ржавой кастрюлей в углу двигателя, которая забавно гудит и дает МОЩЩЩ!! :)
 
[^]
ve1iar
6.11.2015 - 10:17
16
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 22.12.14
Сообщений: 81
В статье не хватает взгляда на надёжность сего девайса
 
[^]
dvmo
6.11.2015 - 10:18
14
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 14.06.11
Сообщений: 631
У меня турбо дизель. ОЧЕНЬ радует!
 
[^]
Xelly
6.11.2015 - 10:18
38
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 16.01.14
Сообщений: 3696
 
[^]
Meeresbrise
6.11.2015 - 10:20
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 11.03.13
Сообщений: 1522
Цитата (Осратник @ 6.11.2015 - 10:05)
Турбина с изменяемой геометрией.


У меня в бусике такая стоит.
 
[^]
Покусакус
6.11.2015 - 10:24
2
Статус: Offline


Укушу.

Регистрация: 29.10.14
Сообщений: 12098
Цитата (dvmo @ 6.11.2015 - 10:18)
У меня турбо дизель. ОЧЕНЬ радует!

Таж фигня. TD27T не особо быстрый, но надежный.
 
[^]
Mo3roeП
6.11.2015 - 10:26
9
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 13.12.14
Сообщений: 0
Знакомый чёт подобное на ВАЗу 11м запилил. Кулибин местный.

Что такое турбонаддув?
 
[^]
Mo3roeП
6.11.2015 - 10:28
16
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 13.12.14
Сообщений: 0
Интеркуллер не?

Что такое турбонаддув?
 
[^]
zabaz77
6.11.2015 - 10:30
-2
Статус: Offline


Гость

Регистрация: 11.08.14
Сообщений: 0
1.8T 16V навсегда.
 
[^]
Hasky85
6.11.2015 - 10:32
25
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 23.11.12
Сообщений: 107
Цитата
Знакомый чёт подобное на ВАЗу 11м запилил. Кулибин местный.

помоему он подкапотное пространство надувает ))

Что такое турбонаддув?
 
[^]
Покусакус
6.11.2015 - 10:34
28
Статус: Offline


Укушу.

Регистрация: 29.10.14
Сообщений: 12098
Цитата (Hasky85 @ 6.11.2015 - 10:32)
Цитата
Знакомый чёт подобное на ВАЗу 11м запилил. Кулибин местный.

помоему он подкапотное пространство надувает ))

Это не важно, главное что турбину поставил :)
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 60753
0 Пользователей:
Страницы: (7) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх